Общество10 июля 2014 8:23

«Булгария» и «Боинг-737»: Почему бизнес «по-русски» убивает татарстанцев

Теплоход «призрак», осколки фюзеляжа и сотни надгробий - все что осталось от погони за длинным рублем. 10 июля, в третью годовщину крушения теплохода «Булгария», «Комсомолка» попыталась понять, почему так губителен для нас подобный бизнес

Две страшные катастрофы в Татарстане погубили сотни людей, а души их родных и близких покалечило навсегда. Два роковых рейса - если разобраться причины этих крушений не такие уж и разные. Погоня за рублем всегда ослепляет дельца и может превратить его в «убийцу». Хотя сами они даже и не поняли, что произошло – бизнес «по-русски» снова собрал свой урожай.

Две страшные катастрофы в Татарстане погубили сотни людей, а души их родных и близких покалечило навсегда. Два роковых рейса - если разобраться причины этих крушений не такие уж и разные. Погоня за рублем всегда ослепляет дельца и может превратить его в «убийцу». Хотя сами они даже и не поняли, что произошло – бизнес «по-русски» снова собрал свой урожай.

«ПОГРУЖЕНИЕ» В «БУЛГАРИЮ»

«ПОГРУЖЕНИЕ» В «БУЛГАРИЮ»

Опыт и связи – гремучая смесь. Они могут возвысить, а могут и погубить не только своего обладателя, но и всех вокруг.

Начиналось все довольно неплохо: прекрасная идея взять в аренду теплоход, и не просто бороздить речное пространство, а еще хорошенько подзаработать на туристах.

- Знакомство с нужными людьми половина успеха, - видимо подумала тогда Светлана Инякина. И закрутилось. То одна фирма, то другая, а акробатические «трюки» с лицензией на перевозку пассажиров, наверное, только позабавили Светлану. Еще бы свой собственный детектив – Донцова отдыхает. Она даже уже было начала смотреть свысока на свою бывшую подругу-компаньонку, которую по жестоким законам бизнеса «по-русски» без трепета оставила за бортом.

Но расправиться крыльям не было дано – в 2008 году пришел никем нежданный финансовый кризис. Словно волной смыло все радужные перспективы стать если не олигархом , то хотя бы очень обеспеченным человеком. Резкий скачок цен на топливо выбил бизнесвумен из седла, а именно из капитанской рубки корабля под названием «Успех».

Круизы по реке не только не покрыли затрат, но и оставили огромные долги за аренду теплохода. Судорожные и неудачные метания, кредиты и долги толкнули Инякину на отчаянный шаг. Она еще глубже погрузилась в долги, взяв в субаренду разбитое корыто у своего же кредитора. Ей хватило связей, чтобы на ладан дышащий теплоход «Булгария» все-таки выпустили в плавание, хватило их и чтобы избегать проверок, которые могли бы поставить крест на планах бизнесвумен. Даже постоянно занимая деньги, она то ли не хотела, то ли не смогла толком отремонтировать свой источник дохода. Экономила на всем – на квалифицированной команде и топливе. Лишь бы выкарабкаться из долговой ямы, а остальное пусть горит синим пламенем. К сожалению, у этой истории как мы с вами знаем трагический финал.

- Идея получение прибыли без особых усилий в России до сих пор преобладает. У нас в сфере бизнеса в основной своей массе существует «прикормленная» прослойка предпринимателей, которые продолжают действовать с помощью «блата», кумовства и коррупции. Попадая в такую среду, любой честный бизнесмен через некоторое время все бросает или развращается и становится одним из них. – рассказал «Комсомолке» доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. – В нашей стране часто встречаются авантюристы. Имея нужные связи, они смело обходят правила и законы. Кроме того большая часть российских бизнесменов страдают кредитоманией. Веря, что в итоге расплатятся, они берут огромные суммы и попадают в долговое рабство. И это очень сильно влияет на их психику - возникает финансовый невроз и финансовая аддикция. У таких людей отсутствует объективная оценка своих действий. Они могут спокойно преступить закон или полагаться на авось. В этот момент и возникает опасность для потребителей их продукции или услуг. Западные ученые уже давно изучают такую тему как «опасность бизнеса в России для клиентов». Чем и мы должны заняться, так как в этом разрезе речь идет уже о государственной безопасности.

Сейчас бизнес в России оценивается по западным критериям. Но какие бы учения мы не перенимали, какие бы технологии мы не привозили, все это здесь переиначивается под нашу ментальность и психологию. В итоге, это хронически превращается в тот самый бизнес «по-русски», а попросту говоря, в «кидалово», -добавляет психолог.

- К сожалению, трагическая гибель ста двадцати двух пассажиров «Булгарии» стала закономерным итогом круговой поруки и чрезмерного желания обогащения обвиняемых. Казалось бы, когда на кону стоит ценность человеческой жизни, ни один нормальный человек не способен сопоставить ее с собственной выгодой. Однако вряд ли об этом задумывались как хозяева бизнеса по речным перевозкам, так и те, кто должен был надзирать за этим. И полное недоумение вызывает то, какую недальновидность, отсутствие профессионализма, и в то же время цинизм и алчность проявляли эти люди, выпуская в плавание такое судно. Что же касается остальных бизнесменов, эксплуатирующих допотопные корабли, призываю их учиться на чужих ошибках, чтобы впредь не допустить таких случаев, - в свою очередь прокомментировал приговор по делу о крушении «Булгарии» официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. Фото: архив КП ПАДЕНИЕ «ТАТАРСТАНА» Фото: МЧС РТ

- К сожалению, трагическая гибель ста двадцати двух пассажиров «Булгарии» стала закономерным итогом круговой поруки и чрезмерного желания обогащения обвиняемых. Казалось бы, когда на кону стоит ценность человеческой жизни, ни один нормальный человек не способен сопоставить ее с собственной выгодой. Однако вряд ли об этом задумывались как хозяева бизнеса по речным перевозкам, так и те, кто должен был надзирать за этим. И полное недоумение вызывает то, какую недальновидность, отсутствие профессионализма, и в то же время цинизм и алчность проявляли эти люди, выпуская в плавание такое судно. Что же касается остальных бизнесменов, эксплуатирующих допотопные корабли, призываю их учиться на чужих ошибках, чтобы впредь не допустить таких случаев, - в свою очередь прокомментировал приговор по делу о крушении «Булгарии» официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

ПАДЕНИЕ «ТАТАРСТАНА»

Спустя два года после водной катастрофы в Татарстане новая трагедия. В казанском аэропорту рухнул самолет - все пассажиры и экипаж погибли мгновенно. Проверив бизнесменов на воде, напрочь забыли о воздухе? Признав, что в смертельном пике «Боинга-737» (чуть ли не самое старое судно в авиакомпании «Татарстан» - прим.) виноваты пилоты, принялись за авиакомпанию.

Пока шло разбирательство «Татарстану» пришлось вернуть оставшиеся в парке «Боинги» их владельцам. А дальше, как известно, больше. Проведенные проверки вдруг показали, что в авиакомпании к штурвалу допускались сотрудники с незаконно выданными свидетельствами пилотов.

Что же до безопасности полетов, то в компании "Татарстан" они осуществлялась неудовлетворительно - уверены в Генпрокуратуре. Только за два года было допущено 28 авиационных нештатных ситуаций.

Кроме всего прочего обнаружилось, что у генерального директора Аксана Гиниятуллина и вовсе не было должного образования, а также стажа работы в авиации. Как только это вскрылось, его уволили.

Правда, он словно по наследству вместе с другим имуществом «Татарстана» вдруг перешел в другую авиакомпанию. Когда все фигуры были «спрятаны» начал разгораться скандал с многомиллионными долгами «Татарстана» . И за топливо, и за кредиты, и за обслуживание – ну совсем как у субарендатора теплохода «Булгария» Светланы Инякиной, не правда ли?

В итоге лицензия отобрана, а сама компания объявлена банкротом. Вот только если эти проверки провели бы раньше, может и не было бы этих ужасных катастроф? Может действительно все дело в феномене под названием – бизнес «по-русски»?

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

- Одно дело - установленные правила и совсем другое - проверка их соблюдения. Здесь проблема, не столько в самом бизнесе, а в самих проверяющих. Они могут чаще цепляться к каким-то мелочам , чем утруждать себя и выявлять именно те недочеты, которые действительно влияют на безопасность потребителей и работников. Все-таки со стороны государства стоит улучшить качество и повысить уровень цивилизованности проводимых проверок. Главное здесь принцип разумности, - поделилась с «Комсомолкой» владелица сети частных детских садов Наталья Реснянская. - Если же ввести внеплановые комплексные проверки, то это автоматически создаст коррупционный фактор. Второй момент это культура внутренней ответственности самого потребителя. Он видит, куда он пришел и сколько это стоит – если слишком дешево, то стоит задуматься.

БИЗНЕСМЕНОМ БЫТЬ ТЕПЕРЬ НЕ МОДНО

БИЗНЕСМЕНОМ БЫТЬ ТЕПЕРЬ НЕ МОДНО

Естественно, если «затянуть гайки», то поредеют ряды желающих открыть свое дело и заставит уйти тех, кто уже носит это звание – бизнесмен. Но может оно и к лучшему? Может меньше будет таких как мадам Инякина? Но вот что интересно, 25% от всего валового внутреннего продукта - это как раз предприниматели. Сократится «вид» может и бюджет недосчитается доходов.

- Становится все меньше тех, кто гонится за длинным и быстрым рублем. Сейчас большинство бизнесменов ставят цель прийти на рынок всерьез и надолго. Поэтому сейчас стало тяжелее из-за высокой конкуренции. По итогам последнего всероссийского опроса среди выпускников школ только 1,2% респондентов мечтают стать бизнесменами, при этом о кресле чиновника грезят уже около 50% выпускников. Так как у последних очень неплохая стабильная зарплата соцпакет и так далее – в общем, многим бизнесменам такое и не снилось, - сообщил «Комсомолке» председатель Наблюдательного Совета Агентства по привлечению инвестиций города Набережные Челны Сергей Майоров. Так, кто же страшнее и губительней для нас простых граждан? Бизнесмены с менталитетом из 90-х или новый кумир алчной молодежи – чиновник?

- Становится все меньше тех, кто гонится за длинным и быстрым рублем. Сейчас большинство бизнесменов ставят цель прийти на рынок всерьез и надолго. Поэтому сейчас стало тяжелее из-за высокой конкуренции. По итогам последнего всероссийского опроса среди выпускников школ только 1,2% респондентов мечтают стать бизнесменами, при этом о кресле чиновника грезят уже около 50% выпускников. Так как у последних очень неплохая стабильная зарплата соцпакет и так далее – в общем, многим бизнесменам такое и не снилось, - сообщил «Комсомолке» председатель Наблюдательного Совета Агентства по привлечению инвестиций города Набережные Челны Сергей Майоров.

Так, кто же страшнее и губительней для нас простых граждан? Бизнесмены с менталитетом из 90-х или новый кумир алчной молодежи – чиновник?

Годовщина со дня крушения теплохода "Булгария"