Фото: Из личного архива героя публикации
Фарид Зиннатов — человек с ограниченными возможностями, который, несмотря на вердикт врачей, окончил юридический факультет в КФУ с красным дипломом, был награжден медалью Депутатского резерва Государственной Думы РФ и на протяжении 21 года успешно работает юристом из дому.
Этому «герою нашего времени» в возрасте 2 лет поставили страшный диагноз — наследственно-генетическое заболевание болезнь Верднига-Гоффмана.
- Я родился в 1979 году совершенно здоровым ребенком, даже ходил до 2-х лет, а потом начались проблемы: иду-иду и падаю назад. Мышцы стали слабеть, руки-ноги отказывать. В нашей республике ранее не рожали детей с подобным диагнозом. Я стал первым. Помню, как меня постоянно исследовали, кололи уколами, пытались найти причину, но всё без толку. По прогнозам врачей я должен был прожить только до 4-х лет, — вспоминает Фарид.
Родителям ребенка пришлось нелегко: первенец да и с таким диагнозом! На мать Гульчачак, тогда еще работника завода «Тасма», обрушился весь мир, а отец Рафик, водитель, вовсе потерял надежду. В 1981 году у двоюродных родственников со стороны матери Фарида рождается дочка с точно таким же диагнозом, а через несколько лет, несмотря на предупреждение врачей, рождается сын, с точно такой же генетической предрасположенностью. К сожалению, девочка умирает в возрасте 11 лет, а мальчику на данный момент уже 33 года.
С самого детства его поддерживают родители. По мнению Фарида, самым близким другом, советчиком, помощником, сиделкой, мотиватором является его мама Гульчачак. Об отце мужчина отзывается с благодарностью за помощь в университетские годы, ведь именно ему приходилось привозить преподавателей для сдачи экзаменов на дому. На вопрос о том, повлияло ли домашнее обучение на его социализацию в целом, Фарид отвечает, что не чувствовал себя обделенным, рассказывает, что одноклассники наоборот частенько заходили к нему в гости после школы, вместе играли, общались.
- Вот только после распада СССР, примерно в 5 классе, видимо, программа «социальная поддержка инвалидов» благополучно завершилась, и только спустя 6 лет я снова увидел своих одноклассников, но это было в день нашего выпускного, — с улыбкой делится Фарид воспоминаниями.
Наш герой не остановился на достигнутом. Фарид продолжал «грызть гранит науки». Он успешно поступил на заочное отделение в Казанский Федеральный Университет.
- Признаюсь честно, я всегда мечтал стать врачом – хирургом. Помню, в юношестве, когда я отдыхал у дедушки с бабушкой в городе Бавлы, туда приехала выездная экспозиция из музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Больше всего меня заинтересовала коллекция мертвецов доктора Рюйша. Было интересно рассматривать экспонаты в колбах, они выглядели как живые. Итак, сами знаете, какие обстоятельства не позволили мне реализоваться в профессии мечты. Поэтому я стал юристом, и, наверное, не зря, — делится мыслями Фарид.
После получения высшего образования героя устраивают на работу в общество инвалидов. Ему приходится слушать жалобы, нытье клиентов, а также писать претензии, иски в адрес государства. В связи с маленькой заработной платой Фарид ищет подработку, активно пишет научные работы ленивым студентам. В конечном итоге, он пишет письмо Депутату Госдумы Ринату Губайдуллину, в котором обращается с просьбой помочь ему трудоустроиться. Благодаря депутату его принимают в компанию, но через 3 года он увольняется оттуда из-за невозможности выполнения работы на дому и маленькой зарплаты. Конечное место работы он обретает благодаря своему званию член Депутатского резерва. На сегодняшний день стаж работы Фарида составляет 21 год!
Фарид рассказывает, что во время обучения на аспирантуре он участвовал во Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива», где написал новый закон по социальной защите инвалидов, который в последующем защищал в Москве. Так он одержал победу и присвоил знак отличия – медаль Депутатского резерва.
Во время беседы я обратила внимание на телосложение героя. Из самостоятельно подвижных частей тела рассмотрела только пальцы на руках, и то не все нормально выросли, шею и голову. Фарид утверждал, что без помощи троих людей не может передвигаться, ибо был случай, когда знакомые уронили его на землю. Всё закончилось двойной операцией без наркоза, из-за чего у него сейчас «спицы в руках». Он действительно ограничен в возможностях. Есть масса дел, которые он не сможет решить самостоятельно, к примеру: принять душ, выйти на прогулку, в магазин за покупками. Несмотря на все невзгоды, наш герой умеет здраво смотреть на вещи и быть в оптимизме.
— В собственном сборнике у меня есть рассказ «До Луны и обратно или одиночество длиною в жизнь». В нем я описываю своё времяпрепровождение в санатории среди общества инвалидов-колясочников. Именно в этом окружении я оказался впервые, и честно говоря, чувства были смешанные. Во-первых, я пребывал один без помощи мамы и ощутил себя независимым. Те, кто приезжал сюда не впервые, могли свободно добираться до кафе или продуктового, посещать кинотеатр или дискотеку. Во-вторых, я пытался подружиться с остальными, но наши разговоры были о разном. Я осознал, что люди с ограниченными возможностями в ограниченном пространстве начинают вырабатывать негатив. Большинство из них завидовали здоровым людям, жаловались на болезнь. В-третьих, я осознал, что совершенно не принимаю на себя роль жертвы. Я не чувствую себя особенным, всю свою осознанную жизнь я живу в окружении здоровых людей. И возможно, это будет звучать эгоистично, но я полон оптимизма, потому что не вижу разницы между собой и обычным человеком. К такому мнению я пришел в процессе взросления, а до этого жизненного этапа частенько впадал в депрессию, – говорит наш герой.
По мнению Фарида, депрессия появляется тогда, когда нечем заняться. Раньше он смотрел мотивирующие фильмы, вебинары, слушал лекции коуч-психологов. Если с раннего утра его самочувствие бывало неважным, то он включал мотивационные подкасты и видеоролики и получал заряд энергии. Но в некоторых жизненных ситуациях высокий уровень стресса, который хотелось обнулить, но не получалось даже при помощи психологов, открывал новые способы.
— Тогда я уже обращался только к Всевышнему Аллаху. Иногда ходил в мечеть «Ярдем», читал суры, которые знал. О реабилитационном центре «Ярдем» сегодня знают уже многие. Говорят, что центр проводит курсы для незрячих, слабовидящих, глухих и слабослышащих, больных ДЦП, колясочников и опорников. Однако лично пройти там курсы лечения мне не приходилось. Отрадно, что проект помогает таким людям, как я, улучшить качество жизни, а именно социализироваться. Иногда задумываюсь, почему все вот так? Почему болезни посылает Аллах? Почему другие ищут исцеление для нас? Если раньше я думал, что это моя кармическая ноша для перехода на новый уровень жизни, то сейчас, прочитав много исламской литературы, я понимаю, что мой приход в этот мир задуман Аллахом, ему лучше знать. Кто знает, если бы я был здоровым, вдруг я был бы преступником и совершил бы больше грехов. А так он послал мне болезнь, дабы обезопасить мою душу. Может быть, я своим примером вдохновлю здоровых людей на «здоровые поступки», — делится мыслями Фарид.
Ранее он отправлял мне на прочтение авторский сборник любовных произведений, который он когда-то начинал писать. Если Иван Бунин писал только о неразделенной любви, об историях, которые всегда пронизаны горечью утраты, расставанием, смертью, то наш Фарид «на собственной шкуре испытал» всю силу и ужас этой любви. По словам автора, своё вдохновение он черпал из собственных прожитых ошибок, художественный вымысел практически отсутствует. Но некоторые истории, признается автор, он заимствует у знакомых.
— Вы же видели надпись в конце «To be continued…» (продолжение следует – англ.)? Всё в памяти свежо, но я никак не могу написать…не могу это пока просто на бумагу выложить… там до такой степени жесткая история получается, я даже… как бы благодарен…хочется писать только правду, вот. И очернить человека не хочется, и скрывать правду. Вы послушайте как бы, я поделюсь, если есть желание, — не мог ясно выразить мысли Фарид.
За чашкой чая он продолжил вторую часть рассказа. Чувствовались незажившие раны сердца в его дрожащем и растерянном голосе. Надеюсь, что книга увидит свет и каждый читатель сможет окунуться в эту историю, сможет изнутри прожить её так, как задумал автор. Ведь Фарид, в отличие от здоровых писателей, печатает с трудом при помощи экранной клавиатуры на ноутбуке. Отрадно, что государство поддерживает его. Например, в подъезде дома, где он живет, я заметила встроенный пандус вплоть до двери его квартиры. Сам инвалид признается, что помощи извне хватает. Единственная, так и не сбывшаяся мечта — это электрическая коляска, которая облегчила бы передвижение по улице, ведь его руки не способны крутить колеса. Но такое удовольствие стоит очень дорого, а достойных спонсоров не находится.
Автор статьи: Шаура Хасанова