Премия Рунета-2020
Казань
+14°
Boom metrics
Звезды20 октября 2015 7:43

Александр Сладковский: Мы - оркестр специального назначения

Художественному руководителю и главному дирижеру Татарского государственного симфонического оркестра сегодня исполняется 50 лет
Гостем редакции "КП" стал Александр Сладковский.

Гостем редакции "КП" стал Александр Сладковский.

Фото: Алексей ИСКАНДИРОВ

Накануне юбилея он побывал в гостиной «Комсомольской правды» и рассказал не только об успехах своего коллектива, но и о планах на будущее.

ЗА ОПЕРУ Я ВОЗЬМУСЬ ВСЕРЬЕЗ

- Жемчужиной этого осеннего сезона стала литературно-музыкальная композиция романа в стихах «Евгений Онегин». Текст читала Чулпан Хаматова. И этот концерт, признаться, оставил неизгладимый след. А что дальше? Чем вы удивите зрителя в следующий раз?

- Спасибо! Когда все это попадает адресату, попадает в самое сердце, и когда это искренне трогает, ты понимаешь - все не напрасно. Скоро я возьмусь за оперу всерьез. Любой уважающий себя оркестр в сезон делает одну постановку в концертном исполнении, это невероятно полезная вещь, очень важная составляющая репертуара.

Вы впечатлены только от концертного исполнения оперы. А можете представить, что мы сделаем, когда у нас будут костюмы, сценография, свет? Я считаю, опера - это не только музыка. Это смысл. Моя следующая задумка - сделать оперу в естественных декорациях, на территории одного из татарстанских музеев под открытым небом. Сделать постановку, которая переворачивает сознание любого человека. Даже того, кто далек от музыки, от смыслов. Я очень хочу поставить «Иоланту» Петра Ильича Чайковского. В ней помимо божественной, совершенно неповторимой музыки, заключается невероятно важный смысл. По сюжету незрячая девушка прозревает. Для меня это откровение, не только гениальная музыка, это - символы.

В оркестре 130 сумасшедших человек. Они не просто играют, они живут этим.

В оркестре 130 сумасшедших человек. Они не просто играют, они живут этим.

Фото: Алексей ИСКАНДИРОВ

Были гении, которые музыкой усиливали смысл и заставляли людей понимать, для чего они пришли в наш мир. Каково их предназначение? «Иоланта» - одна из таких уникальных историй. А еще она близка Казани на уровне подсознательном. По сюжету именно восточный мудрец лечит эту девочку, заставляет ее прозреть. И для меня это тоже загадка. Почему Чайковский обратился к этой теме? Это удивительный и невероятно интересный сюжет, а идея божественная - прозрение, она, мне кажется, близка любому человеку, неважно, какого вероисповедования он или мировоззрения.

- Так где же это будет происходить? Откройте тайну.

- Естественные декорации - это остров-град Свияжск. Мы уже обговорили идею с директором музея. Нашли понимание и на уровне Правительства Татарстана.

МЫ - ГОРДОСТЬ ТАТАРСТАНА

- Как вы сами оцениваете успехи оркестра сейчас?

- Самое главное, что за эти пять-шесть лет мы в Татарстане имеем тот оркестр, которым гордятся не только местные жители, но и все татары, проживающие в других уголках мира. Нам удалось создать инструмент, о котором говорят в России. Огромное достижение - за пять лет пройти путь до известности, популярности, это очень круто. Круто то, что во всех российских филармонических центрах тебя знают, ты имеешь там свою публику, тебя ждут, тебя приглашают. Под словами «ты» и «тебя» я имею в виду оркестр - мы сейчас неразделимы с коллективом. Когда ты гость на таких престижных мероприятиях, как «Дни Татарстана», во главе с президентом нашей республики во всем мире, и в России, куда нас берут с собой в качестве такого культурного десанта, - это большое достижение.

За эти годы мы стали артистами Sony Music Entertainment, а это тоже не всем удается. За пять лет нас показали для огромной аудитории по всему миру через каналы «Культура», и Мedici.tv, и Mezzo - самом уважаемом и престижном в Европе телеканале.

Сегодня оркестр Татарстана - это такой стратегический подводный крейсер, оснащенный по последнему слову техники, готовый выполнить любую задачу в любой точке мира.

Сегодня оркестр Татарстана - это такой стратегический подводный крейсер, оснащенный по последнему слову техники, готовый выполнить любую задачу в любой точке мира.

Фото: Алексей ИСКАНДИРОВ

Если перечислять наши достижения, не хватит времени. Сейчас оркестр приглашают в ведущие концертные залы России, на самые известные концертные площадки: в Большой концертный зал имени Чайковского, в Кремлевский дворец съездов, залы МГУ и московских консерватории и филармонии. Валерий Гергиев лично предложил нам абонемент в Мариинский театр! Там же была организована лайфзапись через медиа-центр на весь мир, состоялась интернет-трансляция. В прошлом сезоне мы там три концерта сыграли и приглашены и на следующий сезон еще с двумя концертами! Неприлично все перечислять, но мне очень приятно, и я об этом говорю с чувством гордости, потому что это маленькая доля того, что нам удалось сделать.

- Такие победы - всегда коллективный успех. На ваших концертах наблюдаешь, как музыканты превращаются в артистов, словно проживая на сцене все произведение.

- В оркестре 130 сумасшедших человек. Они не просто играют, они живут этим. Это колоссальный труд каждого в отдельности музыканта, менеджеров, обеспечивающих в офисе тыл, творческое продвижение оркестра. Это коллектив единомышленников, подчиненных воле, двигающихся в одном направлении, готовых подставить плечо друг другу. Это не просто работа, скорее служба. Это мое кредо, которое мы сумели воплотить в работе целого коллектива. В свое время Гия Канчели, побывавший на фестивале Софии Губайдуллиной, сказал про наш оркестр: «Саша, я понимаю, что только страхом людей не заставишь ТАК работать». Это сказал мудрейший человек, который видел все оркестры мира. За счастье его пригласить считают в любую точку мира, поверьте.

Думаю, сегодня оркестр Татарстана - это такой стратегический подводный крейсер, оснащенный по последнему слову техники, готовый выполнить любую задачу в любой точке мира, и даже в безвоздушном пространстве. Это бригада спецназначения. Я сейчас говорю без преувеличения и с огромной благодарностью, потому что пять лет назад Рустам Нургалеевич Минниханов меня пригласил это дело возглавить, и никто не знал, что из этого получится. Но из этого получилось то, что получилось. Нет ни одной копейки инвестиций, которая случайно не туда упала. Все сработало на результат. И в этом смысле мои амбиции как бывшего офицера, как стратега, как полководца, как дирижера, возглавляющего такой легендарный коллектив, совпадают абсолютно с амбициями, и вектором развития целой республики. Вот это совпадение во многом дало вот такой результат. Который никто не ожидал, даже я сам.

«Комсомольская правда» поздравляет Александра Витальевича с юбилеем и желает дальнейших творческих успехов!

БЛИЦ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лауреат премии «Золотая Маска»: Мой подход к театральному делу - авторский

Очередная встреча с гостем «Комсомолки» прошла в фойе театра имени Камалова. Наш герой - пермский театральный режиссер, художественный руководитель первого в мире мистического театра «У моста», лауреат премии «Золотая Маска» Сергей Федотов (подробности)