Премия Рунета-2020
Казань
+14°
Boom metrics
Звезды12 ноября 2014 11:30

Лауреат премии «Золотая Маска»: Мой подход к театральному делу - авторский

Очередная встреча с гостем «Комсомолки» прошла в фойе театра имени Камалова. Наш герой - пермский театральный режиссер, художественный руководитель первого в мире мистического театра «У моста», лауреат премии «Золотая Маска» Сергей Федотов
Источник:kp.ru
Сергей Федотов собственной персоной. Знакомьтесь!

Сергей Федотов собственной персоной. Знакомьтесь!

Фото: архив КП

Казанский зритель впервые познакомился с труппой в мае этого года. И это оказалась та самая любовь «с первого взгляда»: казанцы влюбились в театр, театр - в казанцев. А сам Сергей Федотов признался в верности и нежных чувствах к... нашему изданию!

Про гастроли «У моста» в Третьей столице России заговорили после первого же спектакля. Давали «Панночку», и на утро про постановку заговорили и театралы, и те, кто раньше завсегдатаем храма Мельпомены себя не считал. Успех был такой, что вместо запланированных четырех разных спектаклей в один из дней «Панночку» повторили дважды. «Лишний билетик» выпрашивали за несколько десятков метров до театра Качалова, где на Малой сцене играли пермяки. Те, кому посчастливилось попасть хоть на один спектакль, мечтали о приезде труппы еще раз.

Об успехе, авторском театре и о любви.

АВТОРСКИЙ ТЕАТР СЕРГЕЯ ФЕДОТОВА

- Мой подход к театральному делу - он особый, авторский. Я не приемлю, во-первых, осовременивание классики, во-вторых, я не приемлю, когда в театр приходят как на завод. Когда 10 лет назад я увидел в Праге спектакль «Сиротливый Запад» Мартина МакДонах, я был поражен. Наш театр существует 26 лет, и я практически 18 лет ставил только классику. И вдруг - «Сиротливый Запад»! И - всё. На сцене никаких спецэффектов, только актеры и жизнь. И я смеялся, и плакал, и был удивлен, поражен, потрясен, удивлен. Так в наш репертуар вошел Мартин МакДонах.

Был такой великий русский режиссер Петров, который говорил: «Чем будем удивлять?» Я иду этой дорогой, и каждый следующий спектакль театра «У моста» вызывает удивление у зрителей. Все спектакли нашего театра - они все разные. Есть высшая честь для режиссера, когда ставят тебя. Я же оставил свой четкий след - я ставлю Автора. Четкое отличие авторского театра «У моста» - мы ставим Автора, мы досконально исследуем его! Ставя Гоголя, мы ставим его всего. Мы единственный театр, который поставил всего Гоголя, мы поставили все 7 пьес Мартина МакДонаха.

ЗОЛОТАЯ МАСКА КАК ШАПКА МОНОМАХА

- «Золотая маска» - совершенно особая награда, которую очень редко получают провинциальные драматические театры. Оперные, балетные, современный танец - тех награждают достаточно часто. А вот драматические театры не в числе фаворитов премии. Мы трижды были номинированы на эту премию и получили-таки «Маску» за «Калеку с Инешмана». Это очень высокая и тяжелая награда. Во-первых, после того, как мы ее получили, статус театра заметно изменился. «Золотая Маска» нам открыла двери везде. Любой чиновник любого уровня Пермского края к нам прислушивался. Если зрители до этого знали, что театр «У моста» популярен, что это бренд Перми, края, то «Маска» показала наше признание на российском уровне.

За 26 лет работы театра мы побывали на 130 российских и зарубежных фестивалях, более 100 раз выезжали на гастроли. И оказалось, что у «Золотой Маски» есть своя магия. Теперь для нас все препоны спали, мы стали выходить совсем в другом статусе. Это очень странно, потому что чиновникам все эти «Маски» как-то так, поверхностно. Получается, что у «Маски» особый статус.

«Калека с Инешмана» был на 26 фестивалях и получил 15 Гран-при! Если смотреть в общем пространстве, то «Золотая Маска» для нашего театра не имеет главенствующего значения. Мы привезли Гран-при фестиваля Европейского региона, который сейчас один из самых крупных в Европе. Поэтому - ценим, любим, но не почиваем на лаврах, идем вперед.

АКТЕРЫ, КОТОРЫЕ РАЗДВАИВАЮТСЯ

- У нас собрались фанатики театра. Артисты могут жить в театре, репетируем по 8 - 10 часов, без выходных. Бывает, что за один день мы можем дать 4 спектакля: играем в 14 часов, в 18, в 21 и в полночь. При том, что многие артисты играют три спектакля подряд, а есть такие фанаты, что просят участвовать и в четвертом! Все они имеют невероятные способности аккумулировать свою энергию, включать свое подсознание.

Кстати, кроме того, что мы можем сыграть четыре раза подряд, мы умеем раздваиваться! У меня 3 - 4 состава на каждый спектакль. И, когда необходимо, а это бывает на международных гастролях, то в один и тот же день мы даем нашу «Панночку», например, в Каире и Праге.

Граф Калиостро, который въехал в Санкт-Петербург одновременно с нескольких застав, - шарлатан. А театр «У моста» - театр мистический! И магический!

КАЗАНЬ - ГОРОД МОЕЙ МЕЧТЫ

Признаюсь, о том, чтобы побывать с гастролями в вашем городе, мечтал давно. Был проездом и всякий раз замечал: «Неплохо было бы приехать сюда». Сбылось только в этом году, в мае, когда шли последние дни театрального сезона. Год был сложный - 8 фестивалей, и, конечно, сил уже не было. Мы с коллективом собрались из последних сил, но - май, жара, все в отпуск собираются... Но первый же спектакль нам дал столько силы! Мы почувствовали столько внимания, такую ласку, такую любовь, такие волны шли от зрителя... Мы бывали во многих странах, и я могу сказать, что такой зритель, такой прием бывает только на Украине. Казанский зритель - такой же. В зале, где мы играли, всего 260 - 270 мест, но каждый день там дополнительно приходили еще по 200 человек. Они стояли, сидели в проходах, мы ставили дополнительные стулья для них. Поверьте, эти гастроли останутся в памяти надолго. В Казани мы встретили зрителя, которому очень нужен наш театр. Это тот зритель, который нас обожает, который нас боготворит, носит нас на руках. Это были одни из самых интересных гастролей в нашей истории.

МОЯ ЛЮБОВЬ - «КОМСОМОЛКА»

- Я скажу то, что еще не говорил ни одному журналисту здесь, в Казани: моя любимая газета - «Комсомольская правда» с самого детства. Самое первое интервью свое в качестве руководителя театра я дал этой газете в Москве. У нашего театра и у газеты очень много общего. Наш театр очень дерзкий, очень смелый, мы никого не боимся. Мы никогда не ставили политические спектакли, никогда не занимались вопросами политики, мы всегда отстаивали общечеловеческие темы, и все наши спектакли про людей. И я могу сказать, если честно делать свое дело, ставить спектакли, как ваша газета, которая пишет про те темы, которые болят сейчас, болевые точки вскрывает, то и зритель будет всегда с вами.

БЛИЦ

Блюдо - шашлык

Автор - Михаил Булгаков

Пьеса - «Череп из Коннемары». Она редко ставится, потому что очень сложная!

Река - Кама

Страна - Россия. Мне предлагали остаться в Чехии, в Польше. Но я, порепетировав несколько недель, начинаю тосковать по родине. И окружающие меня красоты уже не так радуют.