2016-08-24T02:05:23+03:00

Развитие нумизматики в Казанском крае в середине-второй половине XIX в. Мюнц-кабинет Казанской духовной академии

Первоначально нумизматические коллекции входили в состав исторических музеев
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Их создание музееведы относят к XVI - XVII вв. В России первые такие музеи появились в начале XIX в.: археологические музеи в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи. Но уже XVII - XVIII вв. коллекции памятников истории формировались в частных и монастырских собраниях. Первые нумизматические коллекции входили в собрание первого российского музея Кунсткамеры (с 1714 г.) и Эрмитажа (с 1764 г.). По традиции, сложившейся в германоязычных странах с эпохи нумизматического коллекционирования собрания монет стали называться «мюнц-кабинетами» (от нем. Mйnze — монета). Надо заметить, что в ряде романоязычных стран подобные собрания получили название «медальный кабинет» (Cabinet des medailles).

Первые публичные музеи Казани были открыты в стенах Казанского Императорского университета. Они играли заметную роль в культурной жизни города. Нумизматический музей (мюнц-кабинет) КИУ был создан в 1819 году на основе коллекции профессора И.Ф. Яковкина. В пополнение коллекции участвовали Ефимович, К.Ф. Фукс, К.К. Клаус, П.О. Потто и др. В его фонде были представлены коллекции российских, западноевропейских, восточных монет и медалей.

Вторая по времени создания нумизматическая коллекция в Казани принадлежала Духовной академии. Наряду с профильным музеем Казанского университета она являлась государственной. Данный факт свидетельствует о развитии археологии в Казанском крае, что, в свою очередь, стимулировало осуществление исследований в области нумизматики.

Открытие высшего духовного образовательного учреждения в Казани состоялось в конце XVIII в. В результате реформы духовного образования 1814 – 1818 гг. Казанской духовной академии был присвоен статус семинарии. Казанская духовная академия была вновь открыта в 1842 г. Со временем она стала крупным образовательным центром Поволжья. Для достижения такого статуса, помимо прочего, требовалось создание научной базы.

На начальном этапе функционирования Казанской духовной академии выявилась необходимость сбора вспомогательных материалов для преподавания естественных наук. В результате встал вопрос о создании учебно-вспомогательных подразделений определенной тематики. Данные кабинеты выполняли в нашем случае функции музеев.

В Казанской академии, судя по публикации одного из главных ее историографов П.В. Знаменского, в рассматриваемый период функционировали следующие кабинеты: физический, натуральный, мюнц-кабинет, кабинет древностей.

Обозначенные музейные подразделения были разные функции. Создание физического и натурального кабинетов было связано с обеспечением учебного процесса фактическим наглядным материалом для исследований в области естествознания. Нумизматический кабинет и кабинет древностей являлись музейными тематическими собраниями, представляющими научно-образовательный и художественный интерес. Однако, в отличие от естественнонаучных коллекций, их комплектования было обусловлено традицией коллекционирования ценных, старинных, необычных предметов.

Мюнц-кабинет Казанской духовной академии формировался на протяжении 1844 – 1870 г. Его фонд состоял из отдельных предметов и небольших коллекций, переданных в дар. В документах Казанской духовной академии, хранящихся в Национальном архиве РТ, присутствуют книги для записей. Они были составлены для всех коллекций академии и выполняли роль музейных каталогов. Согласно каталогу обозначенного подразделения в коллекции числилось 278 монет. В фонде имелись экспонаты, которые принадлежали разным народам, использовались на разных континентах, относились к разным эпохам. Он структурировался по этнографическому признаку. Были выделены собрания китайских, греческих, римских, русских и татарских монет. В меньшем количестве были представлены византийские, французские, польские, молдавские и армянские деньги.

Первый дар, положивший начало академическому мюнц-кабинету, был получен от архиепископа Саратовского Иакова (Вечеркова). В 1844 г. он прислал 8 татарских и 8 китайских монет через ревизора академии профессора Смирнова-Платонова. В дальнейшем мюнц-кабинет пополняли протоиерей Казанского Петропавловского В.П. Вишневский (1846 г.), бакалавр КазДА С.И. Протопопов (1849 г.), священник села Болгар о. Корвицкий, казанские помещики Н.В. Чемезов (1850 г.) и В.А. Жмакин (1854 г.).

Особо важным было поступление 1864 года, когда коллекция пополнилась богатым пожертвованием древних монет. Его адресантом являлся начальник константинопольской миссии архимандрит Антонин (Капустин). Он известен как выдающийся ученый, византинист и востоковед, археолог, археограф и нумизмат.

Это был не первый дар, переданный им в Казанскую академию. В 1849 году через архимандрита Антония были получены китайские монеты, что положило начало расширению географических рамок нумизматической коллекции.

Следствием описания академических кабинетов является формирование контингента жертвователей КазДА. В некоторых случаях отмечены масштабы их вкладов, их многократность. Но из круга благотворителей необходимо особо выделить одного из ректоров академии, а именно архимандрита Григория (Митькевича). На протяжении всего периода своего ректорства в 1844 - 1851 гг. и позже, став архиепископом Калужским, он продолжал обогащать академические фонды и коллекции нередкими и зачастую большими дарами. Наиболее крупные из его пожертвований были получены библиотекой. В числе подаренных книг встречалось немало редких и ценных изданий. Однако Архимандрит Григорий преподносил в дар академии и предметы, ставшие экспонатами ее разных коллекций. В мюнц-кабинете также был получен его дар в виде серебряных монет.

Способы поиска и приобретения монет были разными. Постепенно выработалась форма описания монетных находок по хронологии их возникновения и по их географическому местонахождению. Чаще всего это топография монетных находок, когда описание кладов дается по географическому принципу, а в пределах того или иного региона — по возрасту находок.

После поступления все предметы по правилам научно-фондовой работы изучались с помощью методик, применяемых профильными музею дисциплинами: атрибуции предметов, их классификации и систематизации, а также интерпретации. Данный вид работы помимо хранителей кабинетов осуществляли академические и университетские профессора. Например, описанием монет Золотоордынского царства, подаренных казанским помещиком В.А. Жмакиным, занимался экстраординарный профессор КазДА Г. Саблуков. Оно включало в себя установление даты, расшифровка имени хана, в правление которого монета была отчеканена, а также сопутствующие знаки и надписи. Кроме того, Г. Саблуков сделал зарисовки данных экспонатов, которые сохранились в архивных документах. Благодаря этому можно представить, как они выглядели, какими орнаментами были украшены.

Профессор КазДА Гордий Семенович Саблуков (1804 – 1880) был одним из лучших востоковедов своего времени. Он являлся высококвалифицированным знатоком ислама. Ему принадлежит один из переводов «Корана» (Казань, 1878), признанный специалистами как наиболее точный. Гордий Семенович - автор нумизматических, историко-археологических и этнографических работ о Поволжье, кипчаках и Золотой Орде.

Помимо монет в мюнц-кабинете демонстрировались медали. В 1842 – 1870 г. их количество не превышало 8 штук. Первое поступление датировано в каталоге декабрем 1844 года. В книгу для записей были внесены две серебряные медали, первая из них выбита по случаю воссоединения с Православной Церквью униатов. На одной стороне изображен нерукотворный образ Спасителя с надписью: "Такова имамы первосвященника", а внизу: "Отторгнутые насилiем (1596) возсоединены любовiю (1839)". На другой стороне медали изображен крест Господень с надписью по сторонам: "Торжество православiя", а внизу: "марта 1839 г." Вторая медаль была посвящена случаю бракосочетания Его Императорского Величества Государя Наследника, Цесаревича и великого князя Александра Николаевича и цесаревны великой княгини Марии Александровны.

В 1870 – 1872 гг. в связи с принятием нового устава 1869 г. кабинеты и коллекции Академии были переданы в разные учебные заведения. В частности, физический кабинет стал достоянием Казанской духовной семинарии, зоологическую и ботаническую коллекции получила Казанская центральная крещено-татарская школа. Мюнц-кабинет и кабинет древностей были оставлены в Казанской академии и стали частью библиотечного фонда. На протяжении последующих лет состав нумизматического собрания практически не менялся. Несмотря на скромные масштабы, оно обладало как научной, так и материальной ценностью.

Мюнц-кабинет Духовной академии стал одной из первых научно организованных коллекций Казанского края. Деятельность рассматриваемого музейного подразделения была направлена на сохранение и популяризацию важнейших исторических памятников, относящихся к древней истории и культуре Северного Причерноморья, Руси и Волжско – Камского региона.

По материалам Лобачевой Е.Э.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Православные духовные ценности»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также