2016-08-24T02:05:23+03:00

Здоровый образ жизни православного студенчества Казани

В настоящее время в России актуализирована «тенденция интерпрети-ровать молодежь и ее проблемы в духе моральных паник»
Поделиться:
Комментарии: comments2
Изменить размер текста:

В особенности речь идет о псевдоценностях, заполнивших культурное пространство и ввергающих общество в деградационные процессы: «Нам остается выбирать между живыми, подлинными ценностями и суррогатной продукцией» (Патриарх Кирилл). Фундаментом национального бытия является культурное и религиозное наследие, нравственные ценности, заложенные в национальный культурный код России, которые образуют здоровое идейно-духовное пространство, в котором и формируется здоровая личность. К сожалению, консьюмеристская анестезия привела российское общество к потере баланса между базовыми ценностями и прогрессом. По оценкам различных авторов, «наше общество в духовно-нравственном плане потеряло два поколения молодых людей. Потери характеризуются, прежде всего, утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма». В связи с этим подтверждается необходимость сочетания общечеловеческих, национальных, витальных и социальных ценностей в воспитании молодого поколения, изучения культурных основ российского народа, что позволит нормализовать глобализированность жизненного пространства.

За последнее десятилетие в динамике здоровья молодого поколения не наблюдалось позитивных сдвигов. При этом здоровье как социокультурная характеристика отвечает за успешность жизнедеятельности по достижению состояния физического, духовного и социального благополучия. Это связано с противоречием между декларируемыми витальными ценностями современной молодежи и фактическим витальным поведением, в частности, рассогласованием в уровне витальной компетентности студенчества, референтах ее жизнестойкости и выборе здоровьесберегающей практики. Сегодня витальные ценности детерминируют социальную сферу в России и витальность, представленная в своих ключевых индикаторах – жизнь, здоровье, жизненные силы, сохранность, благосостояние, выносливость, потребление, качество жизни – интегрируется с социальными ценностями: статус, положение, семья, труд, профессия, патриотизм, активная позиция, независимость. Однако некоторые социальные ценности молодежи, например склонность к риску, противоречат рациональному стремлению к жизнеосуществлению. Под витальным поведением следует понимать осознанное или не осознанное поведение, ориентированное на самосохранение, саморазвитие и воспроизводство жизненных сил. При этом жизненные силы субъекта социальной жизни, согласно виталистской концепции, представляют его способность воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в конкретном социально-историческом пространстве. Таким образом, возникает необходимость по достоинству оценить значимость социокультурных факторов в формировании здоровьесберегающих установок молодежи.

На фоне глобализации, «макдональдизации», «вестернизации» общества религия становится средством защиты от деструктивных последствий. Возрастающая роль культуроцентричности обусловлена распространением «универсального образа жизни». Христианство и РПЦ вносят значительный вклад в становление специфически российского образа жизни, альтернативного универсальному, характерному для «космополитичной и маргинальной рыночной западной масскультуры, не являющейся специфически национальной». Особую значимость приобретает опыт формирования здоровьесберегающего поведения в духовных учебных заведениях, где успешно укореняются витальные ценности.

В научном сообществе религиозный, а именно «христианский образ жизни» понимают через систему нравственных норм, которая определяет границы обычного и границы православного, глубоко верующего человека. С социологической точки зрения такой образ жизни – это интеграция религиозных, витальных и социальных ценностей; соответствие внешних и внутренних требований – сохранение активной позиции в социуме, жизнетворчество, вовлеченность и в то же время соблюдение основ веры, благочестия и морали. Православный уклад жизни выражается и в области быта, культуры, в определенном отношении к людям, к трудовой и учебной деятельности, культуре отношения к здоровью, болезни, смерти и др. В этих условиях становится очевидным религиозный базис здоровьесберегающей деятельности молодежи.

Основная гипотеза нашего социологического исследования – это предположение о влиянии степени религиозности на образ жизни, здоровьеориентированность студенческой молодежи различных специальностей (технологического, гуманитарного и духовного профиля) на примере Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) и Казанской духовной семинарии (КДС). Общее число респондентов – 448 студентов. В проведенном исследовании была представлена попытка эксплицировать витальную компетентность и здоровьсберегающее поведение в границах пространства социокультурных модусов современного религиозного студенчества. Социокультурный модус – это «культурно установленные «поля» самореализации людей как представителей общества и культуры», такие как деятельность, ценностные представления, социальная коммуникация, социализация и пр. Совокупность модусов представляет собой систему социокультурного единства. Каждый социокультурный модус имеет собственное институциональное культурное измерение – смыслы, представления, легитимные модели поведения определенного времени-пространства.

Выявление социокультурных модусов здоровьесберегающего поведения, обыденных представлений о здоровье-болезни православной студенческой молодежи светского технологического и духовного вузов, осуществлялось на основе интегративно-эклектического подхода, с применением взаимодополняющих методов. В рамках социокультурного модуса образования применялся количественный метод – анкетирование студентов КНИТУ и КДС; модуса ценностей – качественный метод (полуформализованное интервьюирование); генетического модуса социализации – методика «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьева).

Здоровье с позиции православного вероучения подразумевает здоровое тело и душу, которые могут быть таковыми только при условии достаточно аскетичного образа жизни, добродетельности намерений и поступков, витальных ценностей, душевного покаяния, физического труда, стремления к духовному самосовершенствованию, разумного режима питания. Исходя из того, что степень религиозности, формирующая набор вышеописанных личностных детерминант поведения, оказывает воздействие на деятельностно-поведенческом уровне, мы предположили, в чем именно выражается специфика здоровьеориентированности молодежи.

Обозначим следующие социокультурные особенности здоровьесберегающего поведения верующей (православной) студенческой молодежи в сравнении со студентами с менее выраженной реализованностью религиозных традиций (учащихся в светском вузе), представленных в различии:

1) по типу стратегии здоровьеориентированности (сберегающее-резервирующий, придерживающийся, индифферентный, заинтересованный, декларативный, безучастный, нарушающий, податливый, деструктивный);

2) по природе смыслов здоровьесберегающих установок (духовно-ценностные или материально-целевые);

3) по уровню витальной компетентности (оптимальный, управляемый, стандартизированный, базовый, повторяемый);

4) по показателю общей жизнестойкости и его индикаторам (вовлеченность, контроль, принятие риска);

5) по социокультурному эталону здоровья и болезни (под которым следует понимать устойчивый образец, общую схему представлений, универсалий индивидуального и коллективного опыта оздоровления в контексте конкретного социально-исторического пространства – универсальный или локальный):

6) по видам применяемых здоровьесберегающих практик и основаниям их легитимности.

В рамках модуса деятельности социокультурная специфика здоровьесберегающего поведения студентов светского и духовного вузов проявляется в моделях витального поведения, которые формируются на основании социокультурного эталона здоровьесбережения. Выявлено, что здоровьсберегающая практика студентов гуманитарной специальности КНИТУ наиболее разнообразна – это оздоровительные медицинские, легитимные, нетрадиционные виды практики, практика духовного оздоровления и различные способы самолечения. Здоровьсберегающие виды практики воспитанников КДС определены религиозным мировосприятием – это православные, псевдоправославные виды практики оздоровительной и сохранительной направленности, легитимные. С точки зрения воспитанников КДС поддержание физического здоровья бессмысленно в отрыве от духовного.

В случае студенческой молодежи с менее реализованными религиозными традициями и неверующими студентами, выбор здоровьесберегающих практик основывается на субъективном отражении доминирующего, универсального социокультурного эталона и оценке объективных условий социальной среды. Студенты технической специальности КНИТУ чаще всего применяют оздоровительную практику, нацеленную на приумножение ресурсов здоровья, например, медицинскую, легитимную и – реже – нетрадиционную.

Важной социокультурной особенностью в контексте модуса деятельности является различие между студентами технологического и духовного вузов в интерпретации здоровья, болезни и принципов здоровьесбережения. Так, доминирующим подходом к здоровью среди православных студентов КДС является нормоцентрический с положительной дефиницией. Поскольку здоровый образ жизни с позиции православия – это норма человеческого существования, то болезни, к которым чаще всего приводит греховное поведение, проистекают из нарушения нормы. Однако болезнь здесь не просто плата, а и средство исправления грехов, где исцеление предполагает духовный «подвиг» в форме какой-либо аскезы, молитвы и т. п. Соответственно, рассматривая здоровье как результат праведности, чистоты души, глубоко православные студенты могут оценивать его только через положительную дефиницию нормоцентрического подхода.

Для большинства студентов КНИТУ характерно понимание здоровья через негативную дефиницию, то есть как состояние отсутствия болезней и физических недугов, дефектов, отсутствия медицинского вмешательства. Студенты КНИТУ, определяя здоровье как «не болезнь», демонстрируют тем самым намерение постоянно соответствовать запросам, ожиданиям общества об определенном уровне жизненного потенциала и сил. В соответствии с православными канонами, воспитанники КДС обозначили болезнь как испытание, реже – наказание. Студенты технических и гуманитарных специальностей КНИТУ, кроме гуманитариев женского пола, интерпретируют болезнь как случайность. Это связано с тем, что студенты гуманитарных специальностей женского пола чаще пытаются предупредить какие-либо болезни, выявить и противостоять им на начальном этапе, а неожиданный недуг – это последствие невнимательности к потребностям собственного организма. Однако, согласно мнению респондентов и мужской и женской группы, даже если контролировать свое здоровье, нет гарантии, что здоровым будешь постоянно, так как всегда может произойти нечто случайное, не зависящее от нас. Гуманитарии мужского пола склонны к пониманию болезни как неизбежности, объясняя это тем, что профилактические меры не всегда способны избавлять от болезни и проще принять возможность их появления, а затем начать активно лечиться.

Религиозно-этические воззрения православной студенческой молодежи позволяют применять некоторые альтернативные виды медицинской практики, в том числе фитотерапию, мануальную терапию, цветотерапию, иглорефлексотерапию, музыкотерапию, гомеопатические средства (за исключением препаратов зарубежных производителей, которые могут быть связаны с аюрведической медициной и т. п.) К легитимным методикам православного врачевания и целения относятся: исповедь, епитимья, молитва, аскеза, таинство елеосвящения, исправление грехов, беседы с духовным отцом, пост, причастие, а также обращение к формальной медицине. К псевдоправославной целебной практике следует относить, например, оздоровление организма по методике священномученика Серафима, осуществляемое К.П. Кравченко, отрицающей формальную медицину, методику Н.Н. Антоненко и многие другие. На сегодняшний день сформирован список «Наименований изданий, не рекомендованных к распространению через системы церковной книжной сети», содержащих псевдоправославные источники. В процессе анкетирования были выявлены некоторые виды здоровьесберегающей практики, осуществляемые верующими студентами, неприемлемые с позиции православия, в частности: цигун, йога, аюрведа, элементы тибетской медицины и др.

Верующие студенты обращаются к подобным видам практик по причине незнания их псевдоправославного начала, поскольку большая часть методик, представленных в изданиях и находящихся в широком доступе в книжных магазинах, Интернете, тщательно замаскирована под православные источники. Например, авторы такой литературы подписываются как «дьякон», «матушка», ссылаются на Библию, оздоровительные методики связывают с именами определенных святых. Занятия йогой, запрещенные с позиций православного вероучения, верующие студенты рассматривают скорее как систему физических упражнений, чем как духовную практику и не связывают их с погружением в философию индуизма или буддизма. Некоторым студентам с определенными недугами и болезнями заняться восточными видами практики порекомендовали врачи. Таким образом, применение верующей студенческой молодежью псевдоправославной целительной практики связано с незнанием и неполной осознанностью их мнимости, иноверного истока, смысла использования.

Анализ качественных данных показал, что социальные представления верующих студентов о здоровье исходят из нескольких детерминирующих признаков и подходов, это:

1) отсутствие патологий, болезней, недугов (нормоцентрический подход, негативная дефиниция);

2) нормальное, обычное состояние организма, когда под здоровьем подразумевается совокупность среднестатистических норм поведения (нормоцентрический, позитивная девиниция);

3) целостность физического, психологического, социального благополучия (системно-холистический подход);

4) здоровье как ценность (аксиологический подход);

5) ресурс, позволяющий полноценно выполнять социальные функции (инструментальный подход);

6) баланс, гармония внутреннего и внешнего, равновесие организма и среды (адаптационный подход);

7) объяснение проблем со здоровьем объективными причинами, попытка упорядочивания социальных фактов (этнометодологический).

Ни один из детерминирующих признаков не упоминался по отдельности, и многие типичные высказывания респондентов интегрировали в себе несколько представленных подходов. Большинство студентов КНИТУ склонно понимать здоровье через негативную дефиницию, определяя это состояние как отсутствие болезней и физических недугов, дефектов и, как следствие, отсутствие необходимости медицинского вмешательства. Часть респондентов женского пола из КНИТУ связывает здоровье с его эстетической стороной.

Разделим наиболее типичные высказывания на условные группы по содержанию: 1-я группа – понимание здоровьесберегающей практики как отказа от чего-либо, например, от вредных продуктов, привычек и т. п.; 2-я группа – здоровьесберегающая практика – это насыщение, сопровождение своей повседневной жизнедеятельности различными полезными занятиями – профилактическими, укрепляющими, совершенствующими физическое и духовное состояние, а не только отказ от чего-либо. Эти условные группы представляют собой сохранительные и оздоровительные виды практики.

Среди студентов КНИТУ технических специальностей и воспитанников КДС выявлен более разнообразный, широкий и гибкий набор витальных жизненных компетенций. Однако данный набор еще не является системой, поскольку его элементы практически не связаны между собой. Это объясняется тем, что студенты технических специальностей КНИТУ, хоть и являются верующими, но за счет меньшей степени воцерковленности более открыты, смелы в выборе оздоровительной, самосохранительной практики; у них расширены границы приемлемости использования определенных технологий с точки зрения православной этики; они не так стеснены нормами правильного образа жизни и несут самостоятельную ответственность за витальность поведения. Причины обладания оптимальным уровнем витальности и широким комплексом витальных компетенций студентами КДС противоположны.

Воспитанники духовного учебного заведения строго придерживаются режима питания, режима дня в соответствии с порядком и уставом вуза, несут послушания при семинарии. Их смыслы ориентированы на социокультурный образец религиозного мировосприятия с репродуктивным уровнем его усвоения, то есть на воспроизведение по эталону, что повышает их информированность о принципах здорового образа жизни, но ограничивает их субъектность в пространстве реализации здоровьесберегающей практики.

Смыслы студенческой молодежи с менее выраженной религиозностью (КНИТУ) основываются на универсальном социокультурном эталоне, что позволяет исходить не только из устоявшихся образцов эпохи, но и находить новые знания, способы действий, быть более свободными в выборе видов здоровьесберегающей практики, которые могут носить и нелегитимизированный характер. Это подразумевает выраженную субъектность при их реализации. Соответственно, именно эти две исследовательские подгруппы (студенты технических специальностей КНИТУ и пастырского факультета КДС) практикуют постоянное самомотивирование в реализации требований здоровьесбережения.

В рамках социокультурного модуса социализации уровень жизнестойкости выявлялся с помощью «Теста жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. Общий показатель жизнестойкости измерялся по трем ключевым индикаторам – вовлеченность, принятие риска, контроль. По индикатору «принятие риска» гуманитарии КНИТУ превысили норму среднего значения – 13,91, даже с учетом стандартного отклонения – 4,39, набрав в среднем по 18,2 балла, тогда как воспитанники КДС и студенты КНИТУ технической специальности набрали средний балл – 12,0, что немного ниже нормы, и, согласно автору русифицированного теста жизнестойкости, это значит, что эти группы студентов менее склонны к риску. Первую позицию жизнестойкости по индикаторам «вовлеченность» и «контроль» заняли студенты КНИТУ технической специальности, набравшие в среднем по 39,2 балла за контроль и 42,2 – за вовлеченность. При этом нормальным средним значением является 37,64 балла за индикатор вовлеченности и 29,17 балла за индикатор контроля. Достойную позицию занимают воспитанники КДС, также превысившие среднюю норму, набрав по 39,6 балла и незначительно отставая по индикатору вовлеченности от технических специальностей КНИТУ. Высокий уровень контроля показали воспитанники КДС, которые набрали в среднем 33,9 балла, что превышает норму среднего значения по тесту жизнестойкости. Таким образом, первую позицию по общему уровню жизнестойкости занимают студенты КНИТУ технической специальности – 93,4 балла, вторую – воспитанники КДС – 85,5 балла и третью (53,9 балла) – студенты КНИТУ гуманитарных специальностей при среднем значении нормы по тесту – 80,72 балла. Соответственно, большинство участвующих в исследовании студентов обладают выраженной жизнестойкостью.

Модусы социокультурного пространства позволяют формировать различные эталоны здорового образа жизни, что порождает определенные модели поведения. В рамках модуса социализации выявлено, что студенты КДС предпочитают действовать в контексте социокультурных фоновых ожиданий и детерминационной роли перспективной рефлексии, представлений субъекта о правилах действий и рационализации повседневной жизни, что предполагает поддержание здоровья не только в пространстве здесь-и-сейчас, но и с интенциональностью на будущее состояние, ориентацией на долговременную цель. Для студентов КНИТУ, как показали результаты анкетирования, характерна ситуативная рефлексивность, когда забота о здоровье и контроль за ним осуществляется только в актуальной ситуации, например, когда молодые люди уже вынуждены применять какие-либо виды лечебной практики.

Уровень витальной компетентности определялся на основе степени сформированности системы жизненных компетенций. Выделяются пять уровней витальной метакомпетентности: базовый, повторяющийся, стандартизированный, управляемый, оптимальный.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что среди студентов КДС и КНИТУ есть некоторые различия в отношении изучаемой проблемы. В частности, все респонденты положительно относятся к здоровому образу жизни, но фактически его придерживается меньшинство: 20% опрошенных студентов КНИТУ и 46% в КДС ведут здоровый образ жизни; пытаются это делать 45% в КНИТУ и 18% в КДС. При этом имеют вредные привычки более 57% студентов КНИТУ и 6% опрошенных воспитанников КДС. В полном объеме соответствие витального поведения декларируемым витальным ценностям прослеживается только среди студентов КДС. Различаются также социокультурные механизмы воспроизводства знаний о сохранении здоровья. Воспитанники КДС получают первичную информацию о видах здоровьесберегающей практики и здоровом образе жизни (56% опрошенных) от своих знакомых и близких людей. 40% воспитанников выбрали вариант «из Интернета», а 26% ответили, что знания получают из специальных книг. 18% респондентов выбрали расширенный вариант ответа – «из различных СМИ», и 10% опрошенных выбрали «другое». Итак, большинство респондентов указывают в качестве первоисточника сведений о витальном поведении свою семью, друзей, сокурсников и преподавателей.

Результаты подтверждают значимость соблюдения религиозных предписаний в обыденной жизни, поскольку воспитанники КДС считают наиболее полезной информацию о здоровом образе жизни, интерпретируемую на основе текста Библии, а также полученную из уст своих наставников в вузе. Данные показатели практически не зависят от возраста (курса) респондентов, что обусловлено равномерным распределением их ответов. 45% опрошенных студентов КНИТУ также получают знания о возможных способах воспроизводства жизненных сил от своих знакомых и близких людей, 38% предпочитают верить Интернету, и 10% ответили, что знания получают из специальных книг. Интересно, что у студентов светского технологического и духовного вузов совпадают социальные субъекты, реализующие знания о самосохранительном поведении, а также предпочтения в обращении к этим субъектам.

Анализируя модус деятельности, необходимо подчеркнуть, что и студенты КНИТУ и воспитанники КДС подтверждают корреляцию между здоровьеориентированностью, витальностью образа жизни и социальным благополучием. Например, на вопрос «Как вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни достижению успехов в таких сферах человеческой деятельности, как учеба, работа?» положительно ответили 69% респондентов из КНИТУ и 90 – из КДС. На вопрос «Полезен ли пост и соблюдение каких-либо религиозных предписаний, традиций для здоровья?» положительно ответили 91% опрошенных, отрицательно – 6% респондентов из КДС. Например, согласно ответам, пост влияет на духовное состояние, символизирует смирение, очищение и тем самым оказывает влияние на физическое здоровье. В КНИТУ всего 54% студентов связывают состояние здоровья с соблюдением религиозных предписаний, 39% отрицает подобную связь. Такой результат связан с меньшей воцерковленностью верующих студентов КНИТУ. Общим в видении правильного образа жизни среди студентов КНИТУ и КДС является то, что он должен сопровождаться оптимальным соотношением труда, отдыха, сбалансированностью во всех сферах жизнедеятельности, позитивным жизненным настроем и отсутствием вредных привычек.

К положительным факторам, оказывающие воздействие на здоровье, воспитанники КДС относят образ жизни, состояние окружающей среды, тогда как студенты КНИТУ чаще всего указывают на условия учебы, труда, условия быта, экологию и значительно реже – образ жизни. К отрицательным факторам, оказывающим воздействие на здоровье, воспитанники КДС отнесли психологические перегрузки, образ жизни, реже – физические перегрузки. Наиболее распространенным вариантом ответа среди студентов КНИТУ также оказались эмоциональные перегрузки, стресс. При этом в открытом вопросе практически все студенты КНИТУ и КДС отметили, что здоровье не менее чем на 70–80% зависит от образа жизни.

Таким образом, на современном фоне постоянных социокультурных трансформаций, когда индивиду особенно тяжело самоидентифицироваться, сформировать собственные модели поведения в рамках определенного культурного эталона, важно по достоинству оценить значимость социокультурных модусов в пространстве реализации разнообразных видов здоровьесберегающей практики и витального поведения студенческой молодежи.

По материалам Лисиной О.В.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Православные духовные ценности»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также