Премия Рунета-2020
Казань
+19°
Boom metrics

Традиционная православная семья в консциентальной войне

В постсоветское время Россия оказалась настоящим полигоном демографической войны
Источник:kp.ru

Фото: Никита ПЕРФИЛЬЕВ

На развалинах бывшего СССР эмиссары многочисленных агентств и фондов по ограничению рождаемости чувствовали себя как дома. Все они ставили задачи по уменьшению народонаселения в нашей стране достаточно цинично и жестко. Ведь согласно докладу Генерального секретаря ООН "О контроле за мировым населением" Россия к 2050 году должна была выйти на первое место в мире по убыли населения с численностью населения в 121 миллион человек.

Исполнение решений Каирской конференции взяли на себя российские планировщики семьи. В постперестроечную эпоху они ворвались шумно и действовали с размахом. В стране с 1992 года открылось 300 государственных центров планирования семьи под эгидой Министерства здравоохранения, 52 филиала уже упоминавшейся общественной организации под названием Российская ассоциация планирование семьи, Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка (на 1997 г. у него было 40 региональных представительств). Российское общество контрацепции, международные женские центры, а также множество разных учреждений - "Эзоп", "Ариадна", "Ювентус", "Магистр" и другие, которые под видом досуговой или просветительской деятельности проводили антирепродуктивную пропаганду. Центр планирования семьи был открыт в 1991году в Татарстане при городской больнице №19. В 1995г. он вошел в состав РКБ МЗ РТ. Аналогичные центры действуют в Бугульме, Альметьевске, Чистополе, Буинске.

Вплоть до 1998г. в нашей стране реализовывалась программа «Планирование семьи», включавшая бесплатную раздачу контрацептивов, “сексуальное просвещение” подростков, внедрение лапароскопов для стерилизации и др. Программа получила статус государственной, а это значит, что расходы на нее шли отдельной строкой в бюджете. Только в 1994 году на программу «Планирование семьи» было выделено 22,8 млрд. рублей, в то время, как на программу "Дети-сироты" - 415 млн. рублей, то есть в 50 раз меньше. В реализацию программы оказались вовлеченными госструктуры, такие как Министерство здравоохранения и Министерство образования РФ, Министерство труда и социального развития. По всей стране была создана сеть медико-педагогических, медико-психологических и валеологических школ (в Ярославле, Самаре, Владимире, Ижевске, Барнауле, Екатеринбурге и др.). Не были обойдены вниманием и школы Татарстана, в некоторых из которых детей младших классов также одаривали презервативами. Практически везде в рамках программы планирования семьи среди детей и молодежи распространялись противозачаточные таблетки, презервативы и брошюры соответствующего содержания, давались "консультации" по вопросам ранней половой жизни без ведома родителей.

Вся эта вакханалия шла, несмотря на то, что статью 135 УК РФ «О растлении несовершеннолетних» никто не отменял. Но программа «Планирования семьи» была закрыта вовсе не из-за угрозы уголовного преследования, а из – за массовых протестов родителей, религиозных организаций, Всероссийского союза общественных сил «За спасение детей России», куда входит 170 организаций.

Под аккомпанемент призывов «цивилизовать Россию» по западному образцу Российская Ассоциация «Планирования семьи» начала лоббировать продвижение ювенальной юстиции. Зарубежные заказчики были все те же: ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Департамент международного развития Великобритании ( DFID ), Human Right Watch , американские, канадские, французские и прочие «правозащитные организации». Сценарий продвижения ювенальной юстиции был написан по западному лекалу, которое уже перекроило семейные отношения в Европе и США так, что волна возмущения все чаще оставляет за бортом и политкорректность, и законопослушность рядовых граждан этих стран. Не удивительно. Только во Франции из 2 млн социальных сирот, по оценкам специалистов, около 1 млн отнято незаконно. Не случайным было обращение французского правительства к генеральному инспектору по социальным делам Пьеру Навесу и генеральному инспектору юридического отдела Брюно Катала в с просьбой представить доклад о положении дел в судах по делам несовершеннолетних и социальных службах о разлучении детей с родителями. Доклад получился шокирующим: «Колоссальное количество детей отнято у родителей и помещено в приюты и приемные семьи. Судьи и сотрудники социальных служб постоянно нарушают закон. Между законом и практикой его применения огромная разница. В одном и том же суде практика одного судьи отличается от практики другого. Нет качественного контроля системы защиты детей и семьи. Никакого уважения к семье, никакой заботы о ней ювенальная юстиция не проявляет… Социальные работники и судьи имеют полную, безграничную власть над судьбой ребенка. Сотрудники социальных служб часто отнимали детей по анонимным телефонным звонкам. Якобы кто-то им позвонил и сказал, что та или иная семья в опасности». Заметим, аналогичная ситуация складывалась и в других странах Запада.

Столь неоднозначный опыт не останавливал ни планировщиков семьи, ни государственную власть. Процесс внедрения системы ювенальной юстиции был запущен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина N 942 от 14.09.1995 г., утвердившего "Национальный план действий в интересах детей". Среди прочих мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции. А с 1995г. в Ростовской области началась обкатка региональной модели системы ювенальной юстиции, создан первый ювенальный суд в России. Отсутствие законодательной базы, казалось, никого не смущала.

«Планировщики семьи» определяют ювенальную юстицию вполне безобидно - «система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних социальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних), общественные организации». Но Международный документ, определяющий гарантии, которые цивилизованное общество должно предоставлять детям, уже существует и давно – это «Декларация прав ребенка» (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года).

Опыт государственной семейной политики также накоплен немалый. Не случайно советская система поддержки семьи, материнства и детства считалось одной из лучших в мире. А ларчик просто открывается. Декларируемые ювенальной юстицией цели имеют совсем другие акценты. Под них охрана семьи уж точно не попадает. За кадром остается суть, страшная в своем цинизме и последствиях. Попытаемся разобраться.

- в системе ювенальной юстиции права ребенка понимаются очень широко. Что касается родителей, то их права, даже более того – обязанности, например, естественная обязанность воспитания своих детей, ставятся в жесткие рамки чиновниками от ювенальной юстиции.

На Западе судебные иски малолетних чад против своих же родителей – это норма. Недавно прошел сюжет об американском девятилетнем мальчугане, который выиграл судебный иск против своей мамы, не разрешающей заводить ему ежа. А чтобы ежу было не так скучно, ему нужна подружка и мальчик готовится в очередной раз подать в суд на родительницу. Редкие каналы с восторгом не рассказали об этом сюжете, делая акцент на уме и предприимчивости мальчика. Как в этом случае, так и практически во всех остальных суды принимают сторону детей и подростков, неважно идет речь о нежелании детей учиться, выполнять какие-либо домашние обязанности, или стремлении «тусоваться» в клубах, на которые деньги должны выдать все те же родители, проводить время в злачной компании и т.д. Любое противодействие со стороны близких рассматривается как физическое или психическое насилие. В зоне риска оказываются в первую очередь отнюдь не неблагополучные семьи, а достойные супруги, которые воспитывают своих детей в рамках традиционной морали. Вот они то и есть злейшие враги, «подавляющие» личность своего ребенка, пытаясь оградить его от опасных соблазнов современного мира.

- в системе ювенальной юстиции практически не ограничены права суда и социальных служб, которые могут вторгнуться в любую семью. Выдержка из инструкции, в которой определяются «преступления» родителей может сказать о многом: «Предположить возможность пренебрежения основными потребностями ребенка позволяют следующие особенности поведения родителей:

О выявленных неблагополучных семьях должны быть проинформированы органы опеки и попечительства, к компетенции которых относится принятие мер по защите ребенка, вплоть до незамедлительного отобрания его у родителей». И по вышеперечисленным, и по другим формальным критериям - стесненные жилищные условия, потеря родителями работы, развод, конфликты в семье, бедность – ребенок лишается родителей. Его мнение в расчет не берется, а права трактуются вполне в духе ювенальной юстиции чиновниками. А ведь под эти критерии в 1990-е годы попадало абсолютное большинство российских семей. Вспомним, в результате «шоковой терапии» в одночасье более 60% россиян и 73% жителей Татарстана оказались не просто бедными, а за чертой бедности.

Ситуация перевернута с ног на голову. Вместо серьезной социальной поддержки бедных и неблагополучных семей – хирургическое решение по их разрушению. «У нас в стране все делается для того, чтобы отобрать ребенка у родителей, и ничего – для сохранения семьи! – возмущается президент фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам» Елена Альшанская – Иногда семье всего – то надо немного помочь, подлечить родителей, подыскать им работу. Но этим чиновникам заниматься недосуг. Зато органы пеки с легкостью признают семьи неблагополучными и отправляют детей в детдома». Как говорится, без комментариев.

Противники системы ювенальной юстиции обращают внимание на негативные результаты этой системы в странах Запада и в регионах России, где был дан ход пилотным проектам. Это:

Впрочем, в те же 1990-е принимались, казалось бы, социально ориентированные законы, в том числе и Семейный кодекс (1996г.). Но большинство законов просто не работало. В условиях радикального реформирования экономики – «шоковой терапии» Гайдара в России началась депопуляция, которая очень скоро приобрела черты тяжелейшего демографического кризиса. С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). За 1993-2005годы население сократилось на 5,8 млн., то есть на 4%. Смертность населения в 2005г. составила 16,1 на 1тысячу населения, причем более 30% умерших составляли люди трудоспособного возраста.

Осознание трагичности последствий демографического кризиса и изменение социально-экономических условий заставило Президента РФ и Правительство пойти в 2005г. на принятие национальных проектов, которые рассматривались В.В.Путиным, как «курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России». Национальные проекты определяли болевые точки в развитии общества и охватывали области здравоохранения, образования, доступного жилья, агропромышленного комплекса и, наконец, демографии. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике" акцент был сделан на экономической составляющей, предполагающей денежные выплаты матерям, в том числе, и материнского капитала на второго ребенка.

В рамках национального проекта развивалась и законодательная база семейной политики. Особое значение для оформления государственной политики в области семьи, материнства и детства имеет Указ Президента РФ от 09.10.2007 №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В Семейное законодательство субъектов РФ стали вноситься изменения. Татарстан не был исключением. Обобщающим документом в области демографической политики стало Постановление КМ РТ от 12 января 2009 г. N 6 "Об утверждении Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года". В рамках Программы были созданы подпрограммы «Стимулирование рождаемости», «Развитие института семьи».

В сфере труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан реализуется ряд федеральных и республиканских целевых программ, таких как: «Дети России», «Дети Татарстана», «Профилактика правонарушений в Республике Татарстан», «Профилактика наркотизации населения в Республике Татарстан», «Программа организация отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи», «Программа улучшения условий и охраны труда» и др.

Казалось, семья выздоравливает. Но пятая колонна по лоббированию «планирования семьи» и народонаселения в нашей стране тоже не дремлет и имеет сильных покровителей в лице западных инвесторов. А значит, победу праздновать рано.

По материалам Тузиковой Л.О.