2015-07-27T17:44:17+03:00

Мониторинг результатов опросов воспитанников духовных семинарий России

Что подразумевает православный образ жизни? Как воспитанники понимают дефиниции «здоровье», «болезнь», «смерть»? Каковы их смысложизненные ориентиры?
Поделиться:
Комментарии: comments2
Изменить размер текста:

В эпоху глобализированного пространства в национальной и индивидуальной безопасности особое значение приобретают духовно-нравственные императивы: «Смыслы – это нечто значимое, ценность в структуре человеческого бытия, социума, программы жизнедеятельности народа и человека. Подмените и разрушьте смыслы, и вы разрушите нации». Влияние православия на культурную идентичность следует связывать не только с институциональным основанием, но и с доминантными ментальными особенностями, духовными установками российского общества. Православный духовный тип значительно глубже и обширнее в своем содержании, чем лишь принадлежность к православному вероисповеданию. Интенциональность православного духовного типа на поддержание особого образа жизни, преемственность поколений и связь с прошлым подтверждается научными изысканиями многих отечественных исследователей, в том числе представителей русской социально-философской религиозной мысли. Например, Н.А. Бердяев, описывая специфику русской ментальности и национального характера, отмечает, что «русская душа отдает себя церковному коллективизму, всегда связанному для нее с русской землей».

После многолетних экспериментов в поиске новых идейных ориентиров россияне вновь обращаются к православию. Несмотря на диктуемый российским социологическим дискурсом образ религии, олицетворяющий «духовность» современного секулярного человека, а также социальный стереотип принятия религии как «символа» духовного общества (W.Lippmann) уже нельзя говорить об имитации религиозного ренессанса в России. Конечно, «моральный коллапс» или «моральное крушение» (И.Валлерстайн) привели к трансформации религиозного сознания верующих, которая продолжает отражаться на их образе жизни и ценностях. Однако сегодня духовность россиян проявляется не только декларируемым следованием религиозным императивам. По данным ВЦИОМ за 2013 год 46% россиян полагают, что в стране есть государственная религия, 44% из них называют в качестве таковой православие. 47% россиян согласились с мнением, что православие в истории России чаще выступало движущей и позитивной силой (Рисунок 1). 64% опрошенных считают, что РПЦ наиболее заметно влияет на духовно-нравственное состояние общества (Рисунок 2).

Демифологизируя понятие «религиозное возрождение», отечественный социолог С.Д. Лебедев констатирует тот факт, что наука должна изучать лишь эмпирически доступные социальные явления и процессы. В частности, духовность может объективно анализироваться только на материальных следах в среде и в рамках социально-культурного поля религии.

Так, в научном сообществе «христианский образ жизни» понимают через систему нравственных норм, которая определяет границы обычного и границы православного, глубоко верующего человека. Православный уклад жизни выражается и в области быта, культуры, в определенном отношении к ближнему, к семье и другим людям, к трудовой и учебной деятельности, творчеству, культуре отношения к здоровью, его ценности, к болезни, смерти. Отметим духовно-нравственный смысл поста, праздников, православной этики, правил устройства дома и культуры общения, правил поведения; существование нравственных норм личной жизни, норм почитания родителей и предков, традиций духовно-нравственного попечительства старших над младшими, стремления к достижению нравственного идеала – все это образует особую модель образа жизни. Приобщение к вышеизложенным нормам позволяет реализовать ориентиры здорового образа жизни на деятельностно-поведенческом уровне.

С этой позиции духовное образование выступает универсальной технологией, при помощи которой учащийся семинарии в процессе взаимодействия с остальными субъектами организует социальный микрорайон, в рамках которого осуществляет гармонизацию жизненного пространства, первичных социальных отношений, успевает воспроизводить жизненные силы и отсеивать суррогатные ориентиры. Так осуществляется поддержание традиционных и выработка новых социокультурных ценностей, социально одобряемых поведенческих моделей. При этом современное высшее богословское образование предполагает высокий уровень подготовки, фундаментальное знание истории и современности религии, философии, культуры, норм морали.

Подобный опыт и вне духовно-профильных образовательных учреждений способен значительно повлиять на формирование правильной жизненной ориентации молодежи. Помимо прочего, изучение роли религиозности в сохранении и формировании здорового образа жизни российской молодежи становится актуальным в связи с усилением взаимодействия системы здравоохранения с РПЦ (осуществление социально-попечительских практик, просветительской деятельность и т.д).

Как и в любой религиозной доктрине, путь к спасению в православии должен выражаться в соответствующем образе жизни, соблюдении определенных морально-этических правил, в том числе в вопросе здоровьесбережения. Священное писание задолго до появления формального института здравоохранения предписывало самосохранительные модели поведения, основывающиеся на соблюдении прописанных профилактических мер по сохранению, воспроизводству и приумножению ресурсов здоровья. Здоровье в христианском, в особенности в православном вероучении, подразумевает здоровое тело и душу, которые могут быть таковыми только при условии достаточно сдержанного, аскетического образа жизни, добродетельности намерений и поступков, витальных ценностей, душевного покаяния, физического труда, стремления к духовному самосовершенствованию, разумного режима питания, который невозможен без соблюдения постничества.

Многоплановое понятие «здоровье» с позиций православного вероучения является целостной системой физического, духовно-нравственного и социального здоровья. Более того, физическое состояние организма напрямую зависит от духовной сферы, комплекса выражающих ее идеалов, ценностей и достоинств, таких как чистота, благость, добродетельность, так и несовершенств, недостатков. Духовное здоровье можно обозначить как отражение состояния духовной сферы, формирующего осмысленность жизнедеятельности. Главным детерминирующим фактором здоровьесберегающего поведения в рекомендациях медицинского характера, содержащихся в Священном Писании, является духовно-нравственное осмысление категории «здоровье». На основании данных знаний следует выделять православные и псевдоправославные целительские практики. Рассмотрим истинные православные самосохранительные практики (Табл.1).

Таблица 1 Обряды и традиции православия, оказывающие влияние на здоровье ориентированность воспитанников

Болезнь в христианском вероучении напрямую связывают с грехом и порочностью души. Помимо личной греховности, в Библии упоминается об общей «поврежденности» человеческой природы, поэтому любые недуги должны восприниматься как испытание и сопровождаться терпеливостью, искренним раскаянием. Благоприятно сказывается на здоровье человека, если он проявляет сострадание по отношению к другим, склонен к терпимости, совестливости, благожелательности, бескорыстию, беспристрастию, стойкости, сохраняет ясность ума и придерживается правдивости во всем. Православные грехи можно классифицировать следующим образом: 1) грехи против себя; 2) против ближнего; 3) против Бога. Существуют и альтернативные классификации, например, в брошюре «Лекарство от греха» [4] приведен список женских грехов в православном вероучении: «не старалась узнать, как войти в Царство небесное»; «стала верующей во вторую половину своей жизни, детство, юность прошли в неверии, не посещала храм, не молилась, не исповедовалась»; «думала – «лучше бы мне умереть»; «просфору и святую воду принимала без благоговения: разговаривала, сидела, крошки сыпались, святая вода проливалась»; «надеялась на человека больше, чем на Бога»; «в автобусе при тесноте испытывала удовольствие от прикосновений, не старалась их избежать»; «читала неприличные книги и рассматривала неприличные статуи, картины»; «читала любовную переписку, переписывала, заучивала страстные стихи»; «имела излишнее попечение о здоровье своего тела, боялась морщин, седины»; «красила волосы и подмолаживалась»; «лечилась у экстрасенсов» и т.д.

Сегодня существует множество псевдоправославной литературы, аудио- и видео-записей, групп в социальных сетях, описывающих, предлагающих и склоняющих к оригинальным методам оздоровления, лечения, якобы базирующихся на отдельных догматах православного учения. Однако еще Патриарх Алексий II заявлял, что далеко не все книги, которые представляют себя православными, таковыми являются в действительности. В некоторых случаях можно увидеть штамп «по благословению…», что также в последнее время не гарантирует истинную православность содержания. Псевдоправославные целители основываются на магических манипуляциях и силе жестов, слов, предметов и пр. Православные же целительные практики базируются на внутренних духовных способностях, но не отрицают влияния внешних действий, например, семи церковных таинств, которые способны излечить от болезни: таинство крещения, миропомазания, исповеди, евхаристии (причастия), елеосвящения (соборования), брака, священства. Таким образом, с православной позиции духовное состояние детерминирует физическое и социальное здоровье индивида. Главный принцип лечения, выздоровления в православии – это соответственная внутренняя установка и совершение некоторой духовной практики (молитва, пост, какая-либо аскеза, таинства).

Представим результаты нашего интернет-опроса участников группы «Православие в Татарстане. Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви» в социальной сети «В контакте». Согласно распределению голосов по заданным вариантам ответа, соответствующим 8 типам обращения к православию по классификации Л.П. Ипатовой, самым распространенным типом обращения татарстанской молодежи к православию является «традиционный» (31, 8%; вариант ответа 1 – «меня к этому приобщили родители, родственники, друзья, другие), который характеризуется как «тип религиозного обращения, где конверсия субъекта обычно связана с влиянием третьих лиц, чаще всего родителей». Религиозная социализация молодежи чаще всего совпадает с первичной социализацией. Таким образом, для представителей традиционного типа обращения наиболее важен групповой религиозный опыт.

Важно подчеркнуть, что результаты опроса православных учащихся духовных учебных заведений совпадают по первенству традиционного типа обращения с учащимися мусульманских учебных заведений РТ. Исследуя уровень конфессиональной социализации мусульманской молодежи Республики Татарстан, Я.З. Гарипов и Р.В. Нуруллина отмечают, что «распространенность традиционного типа обращения в религию среди молодежи «не согласуется с известной точкой зрения о том, что современная российская семья не является для детей авторитетом в вопросах веры». Авторы также заключают, что результаты их массового опроса шакирдов в медресе РТ, выявившие преобладание авторитета традиционной веры семьи для молодого поколения в целом совпадают с исследованием других казанских социологов – Р.И. Зиннуровой, К.М. Мунниулина: «по данным социологических исследований в Татарстане к верующим относят себя более 70% опрошенных, причем среди них 28% стараются соблюдать религиозные обычаи и обряды, 43% – их не соблюдают».

Вторым по популярности ответом среди православной молодежи, состоящей в группе «Православие в Татарстане» стал вариант «Интуитивно я всегда чувствовал связь с Высшей силой, меня неосознанно влекло к ней» (22, 5%). Это значит, что следующее после «традиционного» место занимает «поисковый» тип конверсии. Третий результат получил «детский» тип обращения к православию - 15,5%. Практически столь же распространенным среди православной молодежи РТ является «трагический» тип - 12,4%. 10,1% выбрали вариант ответа «Понимание, что только религия может сделать лучше меня и мир в целом» - это «интуитивный» тип конверсии. Наименьшее количество ответов набрал вариант «Это результат длительных духовных поисков, в ходе которых я познакомился с другими религиозными традициями» - «образцово-показательный» тип (5,4%) и вариант «Спасение, избавление от страхов, скрытых в бессознательном» - «спасающийся» тип (2,3%). Ни один участник опроса не выбрал вариант ответа – «Стремление к свободе» (0%), т.е. «протестный» или «бунтующий» тип обращения к православию.

Перейдем к результатам анкетирования воспитанников Казанской Духовной Семинарии. По мнению воспитанников, любые традиционные медицинские практики не заменят верующему человеку лечебной силы религиозной практики внутреннего обращения к Богу – молитвы. При лечении алкогольной и наркотической зависимости особенно эффективным приемом индивидуального самоуспокоения, самоукрепления, средством положительного эмоционального воздействия является молитва. «Лечение не может только отбирать; оно должно и давать. Это особенно явно у наркоманов: у них случаются рецидивы, поскольку отбирая наркотики, их не заменяют ничем лучшим. В молитве же человек излагает свои невзгоды, просьбы и сам невольно продумывает свои заботы, заново осознает их. Кроме того, надежда, что часть забот переложена на бога, в какой-то мере ослабляет эмоциональную напряженность человека, доставляя ему облегчение». Как и следовало ожидать, большинство воспитанников КДС верят в то, что религиозные практики могут помочь в избавлении от вредных привычек и недугов.

На вопрос «Как Вы оцениваете заболевание и проблемы со здоровьем?» вариант ответа «испытание» выбрали 76%, 6% выбрали «неизбежность» и «случайность», а 10% воспитанников выбрали ответ «наказание». Это весьма ожидаемая статистика, поскольку болезнь с православной позиции – это средство исправления греховной жизни и направление на путь истинный – к спасению и добродетели.

На вопрос «Как Вы считаете, помогает ли вера в Бога в процессе выздоровления, лечения?» положительно ответили 96%, отрицательно – 4%. Следует отметить, что вера в Бога в процессе исцеления и врачевания у большинства респондентов играет ключевую роль, вплоть до избавления от вредных привычек и конкретных недугов. Йорг Мюллер в своем философско-психологическом научном труде «Бог – он иной. Страдание от ложного образа Бога на пути к исцелению» так оценивает роль религиозно-направленной терапии: «Опыт показывает, что помощь, ориентированная на Библию, отыскивая больное место человека, указывает ему на необходимость нового обращения к Богу. Разумеется, психоаналитики будут против такой религиозно-направленной терапии, станут ей сопротивляться. Основополагающим принципом психоанализа является моральный нейтралитет. На деле же каждый опытный врач прибегает к своим убеждениям, спускаясь при этом со своего трона ученого и стараясь быть человечнее. Не удивительно, что клиники, сознательно строящие свое лечение на христианских ценностях, достигают огромных успехов. Немногие врачи, лечащие наркоманию, могут похвастаться такими успехами как 12-ступенчатая программа Анонимных алкоголиков, в основу которой положены духовные ценности. В традиционных клиниках по лечению алкоголизма число больных, возвращающихся к алкоголю, составляет 80 процентов, в христианских же центрах – максимум 20». В КДС из всего числа ответивших, 80% респондентов считают, что молельные комнаты и храмы в больницах нужны, 15% так не считают, 5% выбрали вариант ответа «другое». Это говорит о том, что при наличии такой возможности большинство опрошенных будет посещать молельные комнаты в больницах для скорейшего выздоровления.

На вопрос «Как вы представляете смерть?» 60% ответили, что после смерти они встретят Бога, 23%, что смерть - это переход в более совершенный мир, 15% ждут божьего суда, 15%представляют смерть как процесс отделения души от тела, 13% считают, что это конец биологического существования, 6% - подведение итогов жизни, 3% респондентов считают, что это конец всего, 0% -вечные муки и 5% выбрали вариант ответа «другое». Процент опрошенных превышает 100%, так как опрошенные имели возможность выбрать несколько вариантов ответа одновременно. По результатам можно сделать вывод, что большинство воспитанников являются истинно православными верующими, и соответственно, после смерти они ожидают увидеть Бога, божий суд и перейти в более совершенный мир. Христианская вера в бессмертие души и загробную жизнь, безусловно, способствует преодолению страха смерти, однако, данный страх имеет не только биологическую основу. Помимо самосохранительного инстинкта страх смерти может быть социально обоснован страхом расставания с близкими, родными, потерей знакомой социальной обстановки, привычного мира с его повседневностью, обыденностью, социальными ролями и статусами, боязнью потерять «значимых других» и т.п. Анисимов С.Ф., Аширов Н.А., Беленький М.С. в «Настольной книге атеиста» (1987) излагают следующую точку зрения: «Человек боится смерти больше всего тогда, когда его собственное «я» является для него центром вселенной, когда в основе его поведения лежит эгоизм, когда другие индивиды выступают для него лишь как средство к достижению личных целей. [..] Страх смерти успешнее всего преодолевают люди, объединенные общностью цели, рассматривающие свою жизнь как частицу общих усилий, общей деятельности. Сознание того, что индивидуальное бессмертие есть иллюзия, что бессмертие может быть только социальным, - это сознание не только не подавляет и не угнетает человека, но, напротив, усиливает его активность, стимулирует его творчество».

Переосмысление жизненных ценностей – такова главная причина обращения к Богу по мнению опрошенных, так как этот вариант ответа выбрали 50% респондентов. Оставшиеся голоса распределились следующим образом: 39% выбрали в качестве основной причины внутреннего обращения к Богу проблемы с физическим здоровьем, болезни, недуги, 32% - страх перед будущим, 25% опрошенных выбрали вариант «потеря родных и близких». Столько же процентов получил ответ «внутреннее беспокойство» и еще 25% отметили, что на них влияет «пример членов семьи, родителей». Таким образом, для многих воспитанников обращение к Богу, возможно, иногда является последней надеждой на успокоение и помощь извне. Важно подчеркнуть, что в данных ответах понимается под религиозным обращением – это не только единичное обращение, а результат религиозных переживаний. В научной литературе чаще всего обращение определяют как «высшее качество навыков, способностей, суждений, приобретаемое благодаря систематическому усердию в различных видах религиозной практики». Например, к религиозному обращению можно отнести регулярные молитвы, пост, медитацию, а также «выполнение определенных физических, дыхательных и мысленных упражнений (гимнастика йогов, боевые искусства, имеющие характер культовых действий); обращение подчинения дисциплине, предписываемой религиозной организацией (для мирян - обращение воцерковления, для монахов - монастырской жизни, для духовных лиц - церковного служения); обращение искушения и противостояния ему; обращение покаяния и исповеди (и связанного с этим систематического внимания к собственной душевной и духовной жизни); обращение религиозной добродетели, любви к Богу и ближнему, благотворительности, прощения врагов и т. д.».

Религия в понимании 61% опрошенных КДС – это вера в Единого Бога, 30% считают, что это основные духовные убеждения, 8% - нравственный закон, 3% ответили, что это вера в любые сверхъестественные силы, 1% - вера в потусторонние силы, 1% - вера в высший космический разум. Вариант ответа «осознание и рационализация смерти» выбрали 3% опрошенных, а также 10% выбрали другое. На вопрос «Что есть Бог в христианстве?» 50% респондентов ответили «Троица», 5% - высший разум, 0% - нравственный закон и мировая душа, 5% выбрали вариант ответа «сверхъестественная сила», для 32% Бог в христианстве – это любовь и 6% затруднились ответить.

На вопрос «Как воздействует на Вас посещение церкви?» 32% воспитанников КДС ответили – «придает сил и уверенности», 44% - «успокаивает», 25% - «чувствую себя защищенным», 41% - «чувствую себя лучше и физически и духовно», 25% становятся добрее, 3% выбрали вариант – «особого воздействия не ощущаю» и 3% отдают дань уважения вере. Значит, посещение церкви действует на большинство опрошенных успокаивающим образом. 20% воспитанников обратились бы за помощью в трудной ситуации к родителям, 15% - к близким друзьям, 43% к священнику, 10% действовали бы самостоятельно и 11% выбрали другое. При сложных жизненных ситуациях большинство воспитанников семинарии, прежде всего, стараются обращаться к священнику – духовному наставнику, остальные же ищут поддержку у своей семьи и друзей.

Воспитанники Семинарии имеют высокий уровень осмысленности жизни, ответственного отношения к жизни, преобладают нравственные духовные ориентиры. Об этом свидетельствуют и результаты факторного анализа ценностей жизни: ядро важнейших ценностей выглядит так: вера, семья, здоровье, труд и т.п. Кроме того, произошло снижение значимости физического здоровья, хотя данная ценность и остается в списке важнейших жизненных ценностей молодежи. Иерархия ценностей студентов сформировалась, исходя из средневзвешенного балла, рассчитанного по первому вопросу и доли опрошенных, выбравших в числе трех самых главных ту или иную ценность.

Наиболее ценным в жизни 30% воспитанников считают благополучие близких людей, 23% ответили «другое», 21% выбрали здоровье как главную ценность, 16% - единство и согласие в обществе и 8% - индивидуальную свободу. Для большинства опрошенных главная ценность жизни – это благополучие близких людей, что свидетельствует о традиционной ценности семьи в христианстве и преобладании таких православных добродетелей как любовь, сострадание и милосердие. В целом же ценностные ориентации студенчества свидетельствуют о доминировании тех видов деятельности, которые направлены на поддержание физического здоровья (уход за собой, спорт и активный отдых, питание, сон). Религиозная деятельность, как деятельность особого рода, для студентов имеет большее значение, чем для городских жителей в среднем. Лидирующее положение в системе ценностных предпочтений сегодня занимают общение с друзьями, сон, пассивный отдых, дополнительное образование, занятия физкультурой и спортом.

Рассмотрим наиболее популярные здоровьесберегающие практики воспитанников Казанской духовной семинарии в сравнении с ответами россиян по данным опроса Фонда «Общественное мнение» (2013) в Таблице 2.

Таблица 2 Здоровьесберегающие практики православных студентов КДС в сравнении со статистическими данными опроса россиян

Для комплексного анализа проблемы обратимся к материалам нескольких исследований, проведенных среди воспитанников духовных семинарий России.

Первое - выборочное социологическое исследование «Особенности образа жизни и состояния здоровья православных студентов» (N=1588), проведенное Т.И. Туляковой. Исследование направлено на выявление влияния православного христианства на здоровье верующих и сравнительное изучение состояния здоровья и образа жизни студентов светского и духовного ВУЗов. Участниками выступили верующие студенты Тобольского медицинского училища (N=794) и Тобольской духовной семинарии (N=794) 1-3 курсов в возрасте от 17 до 25 лет (78,6% мужчин и 21,4% женщин). Ценность данного исследования состоит в том, что помимо проведенного социологического опроса студентов медицинского, духовного профиля, интервьюирования экспертов в области духовного образования и анкетирования пациентов больниц по теме влияния религиозности на выздоровление, был произведен сравнительный анализ данных диспансеризации, общих, углубленных медицинских осмотров, данных общей заболеваемости и прочей информации из отчетной документации медицинских пунктов ВУЗов за два года (2000-2002 гг.). Автором исследования разработана анкета, состоящая из 124 вопросов, разбитых на группы по восьми основным блокам: гигиеническая, физическая, общественная, медицинская активность, рациональное питание, социально-психологические факторы обучения, образовательная активность (в том числе самовоспитание) и вредные привычки. Подчеркнем, что приведенные данные о состоянии здоровья были освидетельствованы такими медицинскими специалистами как хирург, терапевт, невролог, офтальмолог и оториноларинголог. Для осуществления сравнительной оценки студентов медицинского и духовного профиля исследователь разделил всех респондентов на условные группы, в соответствии с критериями комплексной оценки здоровья по А.М. Дюкаревой: 1) полностью здоровые, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья; 2) практически здоровые, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья функционального характера; 3) больные, имеющие хронические заболевания. Анализ данных по состоянию здоровья и болезням студентов проводился на основе вычисления среднегодовых данных за два года, что исключило случайные колебания обозначенных показателей.

Выявлено, что жизненное пространство Тобольской духовной семинарии способствует психологическому равновесию, эмоциональной и стрессоустойчивости, становится генератором самосовершенствования, духовного развития, жизнетворчества, потенциативной жизнедеятельности и т.д. Статистические данные по гигиенической и физической активности показывают, что большинство студентов семинарии следуют распорядку дня (98,6%), выполняют гигиенические процедуры, пребывают на свежем воздухе не менее двух часов в день (41,6%), спят не менее семи часов – 82,6% опрошенных. Однако лишь 12,3% занимаются физкультурой по утрам и регулярно занимаются спортом – 18,0%. Показатели по блоку общественной и медицинской активности таковы: общественная нагрузка выявлена у 69,5% студентов, 19,7% опрошенных обращается к врачу во всех случаях, 52,6% предпочитают самолечение, 13,7% ходили на учебу во время болезни, 28,3% признались в хронических заболеваниях, при этом в данных диспансеризации зафиксировано лишь 22,0% таких студентов. Подчеркнем, что 100% студентов соблюдает пост и 95,4% в обычные дни принимает пищу четыре раза в сутки. Также 100% семинаристов завтракают кашей и натуральным напитком и 30,0% отмечает преобладание овощей в своем рационе. Социально-психологические факторы воспитания и образования студентов отражаются в следующих данных: более 47,9% семинаристов воспитывалось в неполной семье, при этом 94,6% обозначают отношения в семье как основанные на взаимоуважении и доброжелательности. 30,6% опрошенных подчеркивает совпадение взглядов с родителями, из них всего 16,9% в сфере религии. 100% студентов исключили зло, зависть и сквернословие в своих отношениях с одногруппниками, друзьями. Также отметим, что 67,7% студентов выполняют домашнюю работу более 3 часов. Данные по вредным привычкам воспитанников распределились следующим образом: 97,1% никогда не употребляли наркотики и 97,4% считает это преступлением против себя, 97,1% - угрозой для потомства, 83,4 – угрозой для общества и т.д.

Таким образом, исследование подтверждает тот факт, что православное вероучение очень внимательно подходит к вопросам здорового образа жизни. Воспитанники духовных семинарий постоянно соблюдают особый образ жизни, который предполагает соблюдение поста, эмоциональное равновесие, положительные жизненные устремления, отказ от вредных привычек и т.д. При этом уровень физической активности семинаристов оценен как средней.

Среднегодовые показатели общей заболеваемости православных студентов Тобольской духовной семинарии составляют 864,8 на 1000 обратившихся по всем видам заболеваний. Из них 238,5 – обращения с заболеваниями органов дыхания, болезни системы кровообращения - 136,9, болезни органов пищеварения - 103,7, глазные болезни -96,6, болезни нервной системы - 65,5 и 56,2 - инфекционные и паразитарные болезни. Итак, в соответствии с обозначенной выше классификацией студентов по уровню здоровья, приведем данные комплексной оценки по условным группам: 1) практически здоровы – 44,0 %, 2) полностью здоров – 34,7%, 3) 21,3% больны хроническими заболеваниями.

Сравним данные показатели с данными по студентам медицинского профиля. Во-первых отметим, что 69,3% студентов медицинских специальностей являются православными. Студенты медицинских училищ г.Тобольска соблюдают режим дня – 23,9%, 38,6% питаются 4 раза в день, в том числе в вузовской столовой, всего 2,7 % делают зарядку, гуляют на свежем воздухе более 3 часов – 35,6%, выполняют все гигиенические процедуры каждый день – 72,7% и 16 % регулярно занимаются физкультурой. При этом 61% опрошенных живет в общежитии (61.0%). Подчеркнем, что 42,2% студентов пытаются выйти из стресса через вредные привычки. 49,2 % студентов медицинского профиля курят и 97,2 употребляют спиртные напитки. Отметим, что на учете у нарколога на тот момент (2004 год) состояло всего 2 студента первого курса. 39,4% считает употребление наркотических веществ преступление против себя, 40,7% - угрозой потомству и 20,3% - угрозой обществу. К группе полностью здоровых студентов-медиков относится 9,5 %, практически здоровы – 51,1% и больны – 39,4 % опрошенных. Среднегодовые показатели общей заболеваемости студентов медицинских училищ составляют 1399,4 на 1000 обратившихся по всем видам заболеваний. Сравнительный анализ данных по студентам Тобольской духовной семинарии и Тобольского медицинского колледжа представлены в Таблице 3.

Таблица 3 Сравнительные данные среднегодовых показателей общей заболеваемости студентов Тобольской духовной семинарии и медицинского училища

Результаты исследования показали, что православные студенты с наименьшей реализованностью религиозных традиций, например, студенты медицинских училищ имеют худшие показатели здоровья, чем православные христиане с устойчивым соблюдением религиозных традиций, т.е. студентов духовного учебного заведения. Гипотеза о том, что соблюдение верующими студентами православных традиций взаимосвязано со здоровьем и формированием здорового образа жизни – доказана.

Приведем данные другого исследования. Психолог Н.В. Моздор доказала в своем исследовании гипотезу о том, что «смысложизненные ориентации студентов богословских школ имеют высокий уровень общей осмысленности жизни, согласованные цели и ценности, ответственное отношение к жизни, преобладание нравственных и духовных ориентиров и усиливаются в ходе обучения». Отметим также значимость связи будущей профессии воспитанников и социального служения: «Тесная взаимосвязь богослужения (служения Богу) и социального служения (служения ближнему), их неразрывное единство в жизни каждого верующего было отличительной характеристикой всей истории как вселенского, так и отечественного Православия. Поэтому в числе компетенций, которыми должен овладеть будущий священнослужитель, надлежащее место должны занимать вопросы церковного социального служения». Соответственно, главное отличие среднестатистического учащегося духовного учебного заведения от студента светского учебного заведения состоит в устойчивой духовно-нравственной базе, основанной на религиозном мировосприятии и локальном социокультурном эталоне.

Проректор Самарской Духовной Семинарии (Иегумен Вениамин Лабутин) в эфире радиопередачи «Пастырь добрый» констатирует: «В отличие от светских учебных заведений для нас очень важен нравственный облик студентов, поэтому у нас закрытое учебное заведение. Семинаристы регулярно посещают Богослужения, живут в семинарии, несут необходимое послушание. Мы требуем, чтобы они при поступлении обязательно имели рекомендации от своего духовника, чтобы не менее года несли послушание в храме, знали основы Православного вероучения. Но главное, чтобы у них было стремление посвятить свою жизнь служению Богу». Председатель учебного комитета украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент, рассуждая о духовном образовании, заключает: «где бы не пришлось совершать свое служение нашим выпускникам, в обществе они всегда должны быть готовы соответствовать элитарному (в интеллектуальном смысле этого слова) статусу».

По данным экспериментального исследования Н.В. Модзор и О.В. Соловьевой «Влияние богословского и светского образования на развитие смысложизненных ориентаций у студентов» [11] (N=100) «из сопоставления выбранных для оценивания своего «Я» образов у учащихся регентского отделения церковных искусств Ставропольской духовной семинарии «заметен приоритет ролей «учитель», «священник», которые имеют более нравственную оценку, как социальные роли». При этом авторы определяют менее нравственно оцениваемыми роли, выбранные значимыми в оценке своего образа «Я» студентами педагогического ВУЗа - образы «мама», «я через пятнадцать лет» и заключают, что это свидетельствует о значимости для будущих педагогов не столь нравственно характеризующихся интересов и ценностей. Н.В. Модзор связывает данную противоречивость ролей «с обнаруженной характеристикой «Я» студентов педагогического ВУЗа - «тревожный», тогда как студент Семинарии охарактеризован как «спокойный» и подытоживает все вышеописанное: «На формирование личности студентов ВУЗов влияют противоречивые ценности, что отражается характеристикой тревожности, пока не сделавших выбора в пользу нравственных или материально-прагматических критериев оценки своих жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций». Соответственно, студентов духовных учебных заведений, характеризующихся «спокойностью» можно обозначить как определившихся, сделавших выбор в пользу нравственных критериев оценки жизненных ценностей.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

– специфика духовного профиля образования и профессиональная направленность влияет на информированность воспитанников в области витальных ценностей, здоровья и способах воспроизводства, развития жизненных сил;

– подтверждено, что декларированные витальные ценности не всегда соответствуют реальному витальному поведению, однако по сравнению со студентами светских учебных заведений, воспитанникам семинарии характерны высшие (оптимальный и управляемый) уровни витальной метакомпетентности;

– большинство воспитанников попадает под характеристики придерживающегося и сберегающее-резервирующего типа стратегии здоровьеориентированности.

Изучение повседневной деятельности воспитанников позволяет сделать вывод о том, что социальный статус, социально-профессиональная принадлежность являются ведущими факторами, определяющими специфику их условий жизнеобеспечения, использования времени и ценностных ориентаций представителей этих групп.

По материалам Малышевой О.Л.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Православные традиции»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также