Премия Рунета-2020
Казань
+2°
Boom metrics

Православная трудовая этика: вызов российской экономике?

Социально-экономические изменения российского общества вызвали к жизни масштабные социокультурные сдвиги, изменение ценностей людей, что повлияло как на состояние рынка труда, так и экономики в целом
Источник:kp.ru

"Нас долгие годы уверяли, что главное в экономике – капитал, средства производства, технологии. Однако разразившийся экономический кризис опроверг эти постулаты. Главное в экономике – это человек. От его ума, души, нравственного состояния зависит настоящее и будущее мирового хозяйства», - убежден Патриарх Кирилл.

Реализация человеческого капитала возможна лишь в условиях определенной социокультурной среды, где немаловажную роль играет традиция. Идеи особого пути России в современном мироустройстве, уважение к традиции находит все большее количество сторонников в нашей стране. В этой связи показательны следующие цифры.

Вхождение России в европейский мир выбирают в качестве идеи, которая объединила бы общество, не более 10% молодых респондентов. С суждением, что «Россия должна попытаться стать европейской страной, вместо того, чтобы искать свой путь», согласны лишь 29% опрошенных молодых респондентов, а большинство – 57% с ней не согласились. Б.Дубин выделяет следующие характеристики в пользу самобытности и особого пути России, нашедшие наибольшую поддержку россиян:

- различие западных и российских ценностей и традиций;

- особую роль государства в его отношениях с населением(власть – сила, конституирующая социальный мир и коллективную идентичность);

- массовидный характер социума, коллективного «мы» как целого;

- особый характер человека, в частности как результат «исторических» обстоятельств -…отсюда значимость таких характеристик самоописания россиян, как «простые», «открытые», «не гонящиеся за успехом и богатством», «решающие все сообща».

«Откат» россиян к традиционалистскому мышлению, к своим историческим и конфессиональным корням воспринимается если как не катастрофа, то, как серьезная и досадная помеха на пути трудовой активности, модернизации экономики. Однако это как раз тот случай, когда вместе с водой можно выкинуть и ребенка. Как видим, в социально - экономической сфере российского общества весьма злободневны задачи нравственного порядка. Решению этих задач может помочь обращение к православной трудовой этике, основанной на органическом сочетании материальных и духовно-нравственных критериев. На протяжении сотен лет православная трудовая этика соотносила всю хозяйственную жизнь и трудовую активность русского народа со Священным Писанием и основанном на нем «Домостроительстве», которое вплоть до ХУ111века успешно заменяло в России понятие «экономики». Чертами православной трудовой этики являются:

- Труд - явление духовной жизни. С позиций православия не столь важно конкретное содержание трудовой деятельности, сколько ее духовно-нравственный смысл, характеризующий во имя чего и с какими побуждениями трудится человек. Церковная позиция в отношении труда строилась на основе Евангелия. Если обращаться к ветхозаветным текстам, то уже в книге Бытия видно благоволение труженикам. Так, наказ Господень Адаму обладать землей и трудиться в поте лица трактовался в православной традиции именно как благословение на труд: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»( Быт. 3.19).

Однозначные указания на необходимость труда содержатся в посланиях апостола Павла: «Мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам»(2 Фес.3: 7–9). И его же классическое определение труда как неотъемлемой части человеческой жизни: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»( 2 Фес. 3: 10).

В святоотеческой литературе начинает формироваться представление о труде не только как о производственном процессе, а как о процессе, ведущем к конечной цели любого христианина – спасению души. Это закономерно. Труд предполагает усилие, как профессиональное, так и нравственное, а ведь «царствие Божие, как успехом и во всяком деле, нудится, то есть усилием достигается». Честное, неуклонное исполнение трудовых обязательств воспитывает волю, без которой невозможен духовный рост. Но не только. Трудовая деятельность способствует «возрастанию ума», раскрывает интеллектуальный и творческий потенциал человека. Честное и усердное исполнение своего профессионального долга не только дает удовлетворение, вносит «в наше сердце спокойствие и довольство», но и способствует очищению сердца и души человека. Ведь праздность, леность – это та среда, в которой очень уютно чувствуют себя человеческие страсти. «Без дела и труда человек не подвигается вперед, а отодвигается назад, - не живет, а умирает. Чтобы идти вперед, подвигаться к своей цели, к назначенному Богом совершенству и раю, нам надобно неусыпно делати – возделывать природу и себя. Один прилежный труд при помощи Божией может успешно выработать нас сделать полезными для общества и достойными царствия Божия…. Без дела и труда человек есть ладья, преданная на волю ветра и волн страстей. Труд и работа, утомляющие наше тело, бдительно ограждают и стерегут наш ум и сердце от опасного рабства прихотям плоти, которые без труда и утомления, как терние сильно растут и заглушают в нас семя слова Божия, добродетели и счастья».

На Руси монашество стремилось наиболее полно реализовать идеал трудовой этики, а монастыри являлись очагами хозяйственной культуры. Вне зависимости от рода монашеской жизни, будь то иноческое общежитие, спасение в скиту, затворе, пустынножитии, монахи несли послушания и трудились во славу Божию. Великий русский святой преподобный Серафим Саровский писал, что «телесный труд и упражнение в божественных писаниях охраняют чистоту»и сам «в часы отдохновения предавался телесному труду, вырезал кресты из кипарисового дерева для благословения богомольцев. Когда проходил столярное послушание, то отличался большим усердием, искусством и успехами, так что в расписании он один из всех назван Прохором-столяром. Он также ходил на общие для всей братии труды: сплавлять лес, приготовлять дрова и т.п.». Во время своего пустынножительства он занимался земледелием и имел даже пчельник.

В образе труженика – монаха воплощался идеал трудового служения, которому следовали и миряне. Отсюда и русские пословицы: «Бог труды любит», «С молитвой в устах; с работой в руках», «Богу молись, а сам трудись». В русском сборнике ХII века «Златоструй» труд рассматривается как источник благочестия. В «Поучении» Владимира Мономаха того же века труд – это высшее мерило богоугодности человека: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

Важнейшим памятником средневековой русской литературы, в котором наиболее полно излагаются положения православной этики труда, является «Домострой». Авторство окончательного текста «Домостроя» связывается с именем протопопа Сильвестра, священника Благовещенского собора Московского Кремля, одного из сподвижников молодого Иоанна 1У Грозного. В «Домострое» представлена настоящая концепция этической трудовой деятельности, в основу которой положена религиозная система ценностей, даны идеальные правила и моральные предписания, регламентирующие хозяйственную жизнь всех сословий. В нем говорится о необходимости трудолюбия, бережливости, поддержания чистоты и порядка в хозяйстве. Чтобы труд был праведным и «Богу в честь, а душе на пользу», домашнюю работу и другие хозяйственные операции следует начинать «очистясь от всякой скверны и руки умыв чисто, святым образам поклоняясь трижды в землю…, благословясь у старшего, и молитву Иисусову проговоря да перекрестясь».

Отношение к труду регулировалось на религиозном уровне. Поэтому православные откладывали обыденные хозяйственные заботы в двунадесятые праздники, а также с вечера субботы до утра понедельника. Религиозные праздники, а также воскресные дни необходимо было посвящать Богу, проводя время за молитвой в церкви. Заслуженный отдых полагался и на две Рождественские недели. С тем, чтобы эта традиция не нарушалась, 5 апреля 1797г. Павел 1 издал Манифест, запрещавший помещикам заставлять работать крестьян в воскресные и праздничные дни.

Труд делился на сугубо мужской и женский. На женщинах лежала вся работа по дому: забота о детях, приготовление пищи, уборка, стирка, уход за скотом и птицей, работа в огороде. Летом они помогали мужчинам в полевых работах. Не только крестьянки, но и представительницы дворянского и купеческого сословия должны были входить во все тонкости домашнего хозяйства, контролируя слуг, и сами всегда заниматься «праведным трудом», «так чтобы и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, гостья ли, - всегда бы сама она за рукодельем сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала».[10] Мужчины работали в поле: пахали, жали, косили. Они также ухаживали за лошадьми, ремонтировали инвентарь, заготовляли дрова.

Особое внимание в православии уделялось воспитанию трудолюбия у детей. Святитель Феофан Затворник считал, что родители должны прививать в своих детях «трудолюбие – тяготение к труду и ненависть к праздности, любовь к порядку …, добросовестную исправность – расположение, не жалея себя, не щадя сил, выполнять по совести все, что требуется».

Разделение на мужской и женский труд прослеживался как в народных традициях, так и практике воспитания детей. Так, при рождении девочки пуповину перерезали на прялке, чтобы в будущем она стала искусной рукодельницей. У мальчика пуповину перерезали на топоре, чтобы он вырос мастером своего дела. До семи лет дети воспитывались исключительно матерями, затем мальчики переходили под опеку отца, передававшего им навыки и умения, необходимые для крестьянина. Девочки оставались под надзором матери. Уже к 15 годам юноши и девушки становились полноценными работниками, способными выполнять все крестьянские работы.

Таким образом, православие, по мнению одного из первых исследователей трудовой хозяйственной этики Сергея Николаевича Булгакова, «подняло сознание достоинства труда», «хозяйство, как в широком, так и в узком политэкономическом смысле есть творчество, синтез свободы и необходимости, регулируемые духовными ценностями Нового Завета».

- Справедливость в отношениях между деловыми партнерами, работодателей и работников. Основной принцип христианской справедливости выражен в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, поступайте и вы с ними»(Матф. У11.12). Священное Писание предупреждает «Горе тому, кто… заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его»(Иер.22.13). Вопросы справедливого отношения к труженикам, их достойного вознаграждения рассматривались и в святоотеческой литературе. Так Святой преподобный Кирилл Белозерский в одном из своих посланий подчеркивал, что труд всегда должен вознаграждаться. Не должно быть взяток и поборов – отношения между власть имущим и подчиненным следует строить на справедливых началах. Очевидно, в древнерусском обществе начала XV века поднимался вопрос о допустимости взимания платы за пользование переправами. Преподобный Кирилл Белозерский указывает, что работа паромщика тоже труд и вполне допустимо брать деньги с людей, переправляющихся с одного берега на другой. В ряде поучений древнерусских духовников содержатся строгие предписания освобождать прислугу от работы в церковные праздничные дни.

Требование справедливого, бережного отношения к работникам и оплаты их труда, проходит красной нитью и через «Домострой». Хозяин был ответственен за то, чтобы его работники «пребывали в чести, но в надзоре и в страхе», не только в телесной, но и духовной чистоте: «Если же не радишь ты об этом: слуг держишь, а попечения о душах их не имеешь, и только работают они на тебя с утра до ночи, чтобы был ты сыт и одет, и все твои порученья исполнены, - сам и ответишь за души их в день Божьего Суда».

Если работа выполнялась хорошо, то и платить за нее должны были соответственно. «Для крестьянина считалось безнравственным заплатить равную плату и мастеру и простому работнику. Качественный труд должен вознаграждаться значительно выше. «Работнику полтина, мастеру рубль».

Как классическая историография, так и современные историки С.Струмилин, О. Платнов, А. Горянин и другие отмечают высокий уровень оплаты труда и уровень жизни русских по сравнению с трудящимися в Западной Европе. Вот как выглядел по описанию В.О.Ключевского типичный малоземельный крестьянский двор Муромского уезда: «3-4 улья пчел, 22-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10четвертей всякого хлеба».

А. Горянин приводит свидетельство Юрия Крижановича, который прожил в России времен царя Алексея Михайловича 17 лет и вынес возмущение об отсутствии должной стратификации в одежде простолюдина и боярства: «Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые такни, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином… Такого безобразия нет нигде в Европе».

О. Платонов ссылается на выводы немецкого ученого барона Гаксгаузена, который в середине Х1Х века изучал систему оплаты труда на российских предприятиях: «ни в одной стране заработная плата (фабричных рабочих) не достигает такой высоты, как в России… Даже денежная заработная плата в России в общем выше, чем в Германии. Что же касается до реальной платы, то преимущество русского рабочего перед заграничным в этом отношении еще значительнее». Но и в начале ХХ в. Уровень оплаты труда в промышленности России был выше уровня Англии, Германии и Франции, составляя примерно 85% уровня США.

- Христианская справедливость предполагала честность в хозяйственной и коммерческой деятельности: «Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и рукодельничают, и пашут: не крадут, не разбойничают, не грабят, без поклепов и лжи, не выпрашивая и без хитростей», - требует «Домострой». Честное имя было надежнейшим капиталом и для купечества имело огромную цену. Не случайно большинство даже миллионных сделок в России заключалось через рукобитье на основании устных договоренностей. В лучшем случае условия сделки записывали на гербовой бумаге, но до должного юридического оформления дело чаще всего не доходило. И не удивительно. Среди торговых людей было много вышедших главным образом из крестьянства, они хранили нравственные ценности и традиции, передавали их по наследству своим детям. Имелись просто удивительные факты, иллюстрирующие, как российские предприниматели дорожили своим честным именем. Один из известных московских промышленников разыскивал, путем публикации в газете, кредиторов своего отца, который более тридцати лет назад вынужден был заключить с ними сделку, не имея возможности полностью с ними рассчитаться, и всем, кого смог разыскать, заплатил. Это был С.Четвериков, пользовавшийся репутацией кристально честного промышленного и общественного деятеля в старой Москве.

- Cвоеобразное отношение к богатству, которое воспринималось не столько как результат собственных усилий, сколько благодати Бога, а потому его владелец являлся не совсем единственным хозяином своего имущества. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12, 1–9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25, 14–30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16, 1–13).

Понимая, что Бог дал богатство в пользование и потребует по нему отчета, российские промышленники и купцы старались использовать капитал на развитие дела, социальные нужды своих работников, благотворительность. Павел Бурышкин в начале ХХ века, сравнивая образ жизни западных и русских предпринимателей, писал, что в России "самое отношение предпринимателей к своему делу было несколько иным, чем теперь на Западе или в Америке. На свою деятельность россияне смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом и судьбой."

В отличие от западной традиции богатство в православии не имеет самоценности, и тем более, сакрального смысла. Само по себе богатство не является злом, в случае если оно приобретено без алчности и насилия, но оно и не гарант свободы. Конечно, богатство снимает многие проблемы материального порядка, но при этом является и серьезным испытанием. Без нравственного отношения к богатству, оно задает определенные образцы поведения, делает человека пленником золотого тельца и мирской суеты, «может способствовать развитию нравственной слепоты в человеке, снизить уровень его нравственного чувства, разрушить его совесть». Не случайно в православии страсть к богатству среди других страстей выделяется как самая всепоглощающая и разрушительная, не оставляющая в сердце человека места для благодати Божией: «Как трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Божие! Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие»(Мк.10.23-24). И еще: « Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения»(Лк. 12.15).

Понимание опасности страсти накопительства и жажды денег любой ценой русский народ выражал в пословицах: «Деньгами души не выкупишь», «Беда деньгу родит»; «Деньги что каменья – тяжело на душу ложатся».

Православие учит правильному отношению к богатству, а именно внутренней свободе от него. В Евангелие сказано: «Я вам сказываю, братие: время уже коротко, так что… должны быть… покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор.7.29-31). Согласно св. Иоанну Златоусту, истинное богатство заключается именно в отсутствии самого желания быть богатым: «Нет, не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто желает слишком многого; не тот богат, кто много имеет, а кто ни в чем не нуждается… Желания делают человека богатым и бедным, а не обилие или недостаток денег».

-Происхождение богатства. Священное Писание крайне отрицательно относится к ростовщичеству: «Закон запрещает отдавать в рост брату»(Втор. 23.19). Единодушно негативное отношение к росту демонстрирует и святоотеческая литература. О греховности и безнравственности ростовщичества писали Св. Киприан, Св. Василий Великий, Св. Григорий Нисский, Св. Амвросий, Св. Иоанн Златоуст. «Домострой» также настаивал, чтобы «люди торговые и мастеровые» занимались «не ростовщичеством, но своею силой и благословенными приплодами и праведными трудами» кормились. Следуя христианским заповедям, в России всегда интересовались происхождением капитала: как он был приобретен - честным путем или криминальным. Москва ни ростовщиков, ни откупщиков не любила, так как их капитал был "грязным". Не любили и не уважали также и тех, в основе благосостояния коих был "неплатеж", когда "выворачивали шубу", с тем, чтобы нажиться на сделке с кредиторами. Откупщики и ростовщики находились на самой нижней иерархической ступени русского купечества. Наиболее уважаемыми были промышленники, затем следовали торговцы и последними - ростовщики.

На пагубности всей современной мировой экономики, основанной на финансовых операциях, часто напоминающих махинации, Церковь настаивает и сегодня. Давая оценку мировому кризису, Патриарх Кирилл говорил: «Виртуальная экономика стала значительной частью экономики реальной. Люди зарабатывали сумасшедшие деньги только потому, что они умело торговали фантиками, простите за это не очень политкорректное сравнение пустых и не имеющих ценности бумаг с такими ценными в понимании людей документами, как акции, облигации, курсовая разница валют. Достаточно было вовремя «сбросить» одни акции и купить другие, чтобы получить миллионы, десятки миллионов… Такая экономика аморальна».

- Отношение к собственности. Признавая право человека на собственность, Священное Писание осуждает посягательство на нее: «Не кради… Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, на рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего»(Исх.20. 15,17). В Новом Завете бережное отношение к чужой собственности приобрело еще более глубокое обоснование: «Заповеди: «не кради»…»не пожелай чужого» … и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя»»(Рим. 13.9.).

На Руси всегда воспитывалось бережное отношение к чужому имуществу. Взять чужое – великий грех: «Пожалей чужое, Бог даст свое», «Лучше по миру собирать, чем чужое брать», «Лучше дать, нежели взять». В «Домострое» целая глава посвящена характеристике неправедного жития, где говорится о необходимости уважения чужой собственности: «Если кто не по Боге живет, не по христиански, страха Божия не имеет и отеческого предания не хранит … чужую ниву распашет, или лес чужой вырубит, землю перепашет, луг скосит, и рыбную ловлю присвоит…, и другие угодья неправдами и насилием заберет, или ограбит, и украдет, и нападет по дороге…, - так вот, если сам господин и дети его и слуги его… все такое творят…- прямо все вкупе будут во аде, а здесь прокляты». На защиту частной собственности вставало и российское законодательство начиная с «Русской Правды».

- Социальная ответственность и милосердие собственника. Ведь с «каждой страстью нужно бороться, делая то, что противоположно этой страсти. Святые отцы говорят: если тебе в сердце закралась страсть любостяжания, то возьми и отдай ту вещь, которая тебе более дорога. Если будешь так делать, то очень скоро искоренишь в своем сердце эту страсть».

Этическое регулирование собственностью демонстрировали большинство богатых людей России, помогая бедным, больным, сиротам – всем, кто нуждался в поддержке общества. Помощь обездоленным служила спасению души, сулила не только награду в Царствии Божием, но и являлась своеобразным залогом благополучия в земных делах. На этом настаивает Священное Писание: «Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий»(Пр.28,27), «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»(Мф.5,42). Поэтому в России столь распространена была как государственная, так и частная благотворительность. Государственная благотворительность была связана в первую очередь с царствующей императорской фамилией и включала в себя устройство богаделен для престарелых и инвалидов, создание в губернских городах приказов общественного призрения, домов для сирот. Под патронажем императорской фамилии действовали многие учебные заведения. Яркий пример благотворительности являла деятельность последней российской императрицы Александры Федоровны. Ее усилиями по всей стране строились работные дома для бедных, школы нянь и гувернанток, школы сестер милосердия и школа народного искусства, целью которой было возрождение народных промыслов. На средства императрицы были открыты ортопедическая больница для детей и туберкулезные санатории в Крыму.

В условиях 1 мировой благотворительная деятельность императрицы занимала практически все ее время. В уже существующем при дворе госпитале императрица и ее дочери прошли курсы сестер милосердия. Воспитатель цесаревича Алексея Пьер Жильяр вспоминал впоследствии: «Императрица с самого начала войны посвятила себя раненым. Она решила, что Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны будут помогать ей в этом деле. Они все три проходили курсы обучения сестер милосердия и проводили каждый день по несколько часов в уходе за ранеными, которые были эвакуированы в Царское Село. Ее Величество, Иногда с Государем, а иногда одна с двумя старшими дочерьми, посещала краснокрестные учреждения западных и центральных городов России. По ее просьбе было создано много военных госпиталей и оборудованы санитарные поезда, специально приспособленные для перевозки раненых в тыл». Под патронажем императрицы Александры Федоровны были 85 госпиталей и 10 санитарных поездов. Помимо организаторской деятельности по обустройству госпиталей императрица регулярно работала в качестве операционной сестры в Царскосельском госпитале. Анна Вырубова писала в своих мемуарах: «Государыня и великие княжны присутствовали при всех операциях. Стоя за хирургом, государыня, как любая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя времен войны. Объясняю это себе тем, что она была сестрой милосердия по самой своей природе». Кроме деятельности в своих лазаретах, государыня посещала госпитали прифронтовых городов. Среди них – Луга, Псков, Вильно, Ковно, Гродно и т.д.

В России были богатые традиции и частной благотворительности, которая была официально разрешена в 1781г. и проявлялась как в форме помощи неимущим, так и меценатства. Являясь в большей части выходцами из народной гущи, российские предприниматели следовали как Евангельским заповедям, так и народной мудрости: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, вдовах, бездомных, заключенных - все это было привычной статьей расходов российских купцов и промышленников. Стараниями московского купечества были созданы Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский Театральный музей, Частная опера С. И. Мамонтова, Московский кустарный музей, Московский Художественный театр, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Алексеевская, Солодовниковская, Солдатенковская, Бахрушинская больницы, приюты и дома бесплатных квартир Боевых, Ермаковых, Солодовниковых, Хлудовых, Мазуриных, Горбовых, Рукавишниковых, Бахрушиных, Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Капцовское училище, Александровское и Набилковское коммерческие училища, Коммерческий институт, торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д.

На добрые дела жертвовали охотно и в провинции. В Казани и других городах Казанской губернии купечество и знатные горожане строили сиротские дома и школы, помогали неимущим и заключенным, возводили церкви. Так, гоpодской голова Иван Тихонов пожеpтвовал землю под кpещенотатаpскую школу; гоpодской голова и купец Козьма Романов выстpоил и содеpжал в селе Кульсеитове наpодную школу; городской голова Леонтий Крупенников учредил Николаевский детский приют. Активную роль в решении городских проблем играло купечество Чистополя, где сложился определённый механизм расходования благотворительных средств. И богадельней, и Мариинским детским приютом, и ночлежным домом руководили попечительские комитеты, назначенные Городской думой из числа собственно гласных, они строго следили за поступлением средств и ежегодно отчитывались перед Думой. Такие же временные комитеты создавались и для организации помощи голодающим в неурожайные годы, и для строительства больницы на средства, пожертвованные купцом 1-й гильдии Челышевым, и для строительства водопровода на пожертвования купчихи Е.В.Челышевой. Чистопольское купечество не оставалось равнодушными и к делу образования и здравоохранения в городе, к строительству духовных центров. На средства купцов, например, был построен знаменитый Никольский собор в Чистополе. Инициаторами создания собора были купец А.Д. Поляков и его сын И.А. Поляков. Купеческое собрание содержало женское училище второго разряда, на средства П.М.Шашина было выстроено здание для ремесленного училища.

Православная трудовая этика как раньше, так и сегодня может давать ценностные ориентации направлению движения общества, а значит, способна ускорять его экономическое развитие. На уровне же отдельного человека она формирует ценностно-мотивационное отношение к труду, раскрытию творческого потенциала личности. Именно поэтому вопросы нравственного отношения к экономике и той взаимосвязи, которая существует между религиозными убеждениями и хозяйственной деятельностью все чаще и активнее поднимаются Русской Православной Церковью. Отражая общецерковное мнение по насущным проблемам современной жизни, в том числе и экономической, РПЦ приняла ряд серьезных документов - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»(2000г.), «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (2004г.). В этих документах РПЦ вновь настойчиво поднимает вопросы нравственного отношения к экономике и трудовой деятельности, обозначая следующие приоритеты:

- создание такого экономического уклада, который «поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, таки материальные интересы личности и общества».

- «Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную «войну всех против всех».

- Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.

-Предпринимателям, власти и обществу необходимо заботиться об интеллектуальном, духовном и физическом развитии каждой личности. Капитал материальный и финансовый сегодня невозможно ни создать, ни удержать без капитала интеллектуального.

- Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности.

- Создание достойных условий труда, строгое соблюдение техники безопасности на производстве – сфера повышенной ответственности работодателя, в том числе государства.

- Государство, предприниматель, работник, любой гражданин должны бережно относиться к общему и любому другому имуществу. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом.

- При ведении конкурентной борьбы нельзя пользоваться нравственно ущербными приемами.

В условиях социальных вызовов рыночной экономики, нравственные начала в экономической деятельности - это гарант не только успешной экономики, но и нравственного оздоровления общества. «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, равнодушии к судьбе человека, пренебрежении к нравственным нормам, может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей… Безнравственная экономика неэффективна, более того – нежизнеспособна, она опасна», – подчеркивает патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и с этим трудно не согласиться.

По материалам Андреевой Л.