Премия Рунета-2020
Казань
+18°
Boom metrics
Общество9 июля 2015 22:30

«Булгария» четыре года спустя: сроки получили все, но…

...что стало причиной крушения теплохода, как расследовали дело о гибели более чем сотни человек и почему суд пожалел субарендатора гиблого судна в хрониках «Комсомолки» - [фото, видео]
После крушения "Булгарию" отбуксировали в затон Камского устья.

После крушения "Булгарию" отбуксировали в затон Камского устья.

Фото: Никита ПЕРФИЛЬЕВ

10 июля 2011 года. На часах 13:30. Огромный двухпалубник «Булгария» возвращается в Казань из Болгар – везет людей с экскурсии. Устав от утомительного дня, многие спят. Из радиоприемников в каютах негромко звучит музыка. Через три минуты теплоход уйдет под воду. В живых из 200 человек останется меньше половины - 79. Журналистское расследование причин гибели судна проводила и «Комсомолка». Во многом, наши версии сошлись с теми, что были доказаны в суде.

Впрочем, слушания по делу о крушении «Булгарии» продолжаются и теперь, спустя четыре года после трагедии. Так что пока рано ставить точку – у нас вновь многоточие.

СУД

Многочисленные потерпевшие и прокуратура сочли вынесенный приговор пяти фигурантам громкого дела о крушении теплохода на Волге слишком мягким. А был он таким:

На берегу, недалеко от места гибели Булгарии, установлен памятный мемориал.

На берегу, недалеко от места гибели Булгарии, установлен памятный мемориал.

Фото: Никита ПЕРФИЛЬЕВ

В июне 2015 года Верховный суд Татарстана рассмотрел апелляции виновных в крушении «Булгарии» и вынес неожиданное решение. Высшая инстанция пожалела субарендатора Светлану Инякину и скостила ей наказание – с 11 лет лишения свободы до 9,5. Полтора года ей вычли за счет истекшего срока по одной из статей, по которой была осуждена бизнес-вумен.

В то же время оставшегося на свободе старшего эксперта Росречрегистра Якова Ивашова все же отправили за решетку. Ему отменили амнистию и увеличили срок с 5 до, 5,5 лет лишения свободы. Так что после взятия под стражу Ивашова ждала дорога в колонию общего режима. Остальным осужденным приговор оставлен без изменения.

Пока судно дрейфует...

Пока судно дрейфует...

Фото: Никита ПЕРФИЛЬЕВ

ПОЧЕМУ БИЗНЕС «ПО-РУССКИ» УБИВАЕТ ТАТАРСТАНЦЕВ?

В тонкостях длинной истории "Булгарии" разбирались корреспонденты "КП".

Опыт и связи – гремучая смесь. Они могут возвысить, а могут и погубить не только своего обладателя, но и всех вокруг. Начиналось все довольно неплохо: прекрасная идея взять в аренду теплоход, и не просто бороздить речное пространство, а еще хорошенько подзаработать на туристах.

- Знакомство с нужными людьми половина успеха, - видимо подумала тогда Светлана Инякина. И закрутилось. То одна фирма, то другая, а акробатические «трюки» с лицензией на перевозку пассажиров, наверное, только позабавили Светлану. Еще бы свой собственный детектив – Донцова отдыхает. Она даже уже было начала смотреть свысока на свою бывшую подругу-компаньонку, которую по жестоким законам бизнеса «по-русски» без трепета оставила за бортом.

Но расправиться крыльям не было дано – в 2008 году пришел никем нежданный финансовый кризис. Словно волной смыло все радужные перспективы стать если не олигархом , то хотя бы очень обеспеченным человеком. Резкий скачок цен на топливо выбил бизнесвумен из седла, а именно из капитанской рубки корабля под названием «Успех».

Светлана Инякина надеялась на снисхождение суда.

Светлана Инякина надеялась на снисхождение суда.

Фото: Архив «КП» в Ижевске

Круизы по реке не только не покрыли затрат, но и оставили огромные долги за аренду теплохода. Судорожные и неудачные метания, кредиты и долги толкнули Инякину на отчаянный шаг. Она еще глубже погрузилась в долги, взяв в субаренду разбитое корыто у своего же кредитора. Ей хватило связей, чтобы на ладан дышащий теплоход «Булгария» все-таки выпустили в плавание, хватило их и чтобы избегать проверок, которые могли бы поставить крест на планах бизнесвумен. Даже постоянно занимая деньги, она то ли не хотела, то ли не смогла толком отремонтировать свой источник дохода. Экономила на всем – на квалифицированной команде и топливе. Лишь бы выкарабкаться из долговой ямы, а остальное пусть горит синим пламенем. К сожалению, у этой истории как мы с вами знаем трагический финал.

- Идея получение прибыли без особых усилий в России до сих пор преобладает. У нас в сфере бизнеса в основной своей массе существует «прикормленная» прослойка предпринимателей, которые продолжают действовать с помощью «блата», кумовства и коррупции. Попадая в такую среду, любой честный бизнесмен через некоторое время все бросает или развращается и становится одним из них. – рассказал «Комсомолке» доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. – В нашей стране часто встречаются авантюристы. Имея нужные связи, они смело обходят правила и законы. Кроме того большая часть российских бизнесменов страдают кредитоманией. Веря, что в итоге расплатятся, они берут огромные суммы и попадают в долговое рабство. И это очень сильно влияет на их психику - возникает финансовый невроз и финансовая аддикция. У таких людей отсутствует объективная оценка своих действий. Они могут спокойно преступить закон или полагаться на авось. В этот момент и возникает опасность для потребителей их продукции или услуг. Западные ученые уже давно изучают такую тему как «опасность бизнеса в России для клиентов». Чем и мы должны заняться, так как в этом разрезе речь идет уже о государственной безопасности.

На монолитной стене, сделанной из бетона и облицованной гранитом, сделаны золотые надписи с именами 122 погибших.

На монолитной стене, сделанной из бетона и облицованной гранитом, сделаны золотые надписи с именами 122 погибших.

Фото: Никита ПЕРФИЛЬЕВ

- К сожалению, трагическая гибель ста двадцати двух пассажиров «Булгарии» стала закономерным итогом круговой поруки и чрезмерного желания обогащения обвиняемых. Казалось бы, когда на кону стоит ценность человеческой жизни, ни один нормальный человек не способен сопоставить ее с собственной выгодой. Однако вряд ли об этом задумывались как хозяева бизнеса по речным перевозкам, так и те, кто должен был надзирать за этим. И полное недоумение вызывает то, какую недальновидность, отсутствие профессионализма, и в то же время цинизм и алчность проявляли эти люди, выпуская в плавание такое судно. Что же касается остальных бизнесменов, эксплуатирующих допотопные корабли, призываю их учиться на чужих ошибках, чтобы впредь не допустить таких случаев, - в свою очередь прокомментировал приговор по делу о крушении «Булгарии» официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Пока шло расследование мелкие воришки и бомжи разобрали теплоход по частям.

Пока шло расследование мелкие воришки и бомжи разобрали теплоход по частям.

Фото: Архив «КП» в Ижевске

P.S.

Теплоход «Булгария» до сих пор стоит в затоне в Камском устье. Говорили, что судно утилизируют, как только прозвучит решающий приговор обвиняемым. Но пока ржавый теплоход дрейфует в ожидании своей участи.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Семенов рассчитывает выйти по УДО, а Ивашовы пытались разделить имущество

То, что все причастные к гибели теплохода захотят воспользоваться поблажками со стороны закона, для родственников погибших и выживших в той катастрофе не новость и вполне ожидаемый шаг (подробности)

КСТАТИ

Владелец «Булгарии» не считает себя виновным в трагедии

Отвечая на вопрос о причинах крушения теплохода, Валерий Незнакин заявил, что «Булгария» могла перевозить гораздо больше людей, практически отметая версию о перегрузе, и предложил свою причину произошедшего.

- Написали на 120 мест, если было бы больше спасательных средств, которые может докупить арендатор, мы бы увеличили вместимость. По проекту туда может поместиться гораздо больше пассажиров, - рассказал Валерий Незнакин. – Причины крушения вижу в действиях экипажа и открытых иллюминаторах (подробности)

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Выжившая на «Булгарии»: «Я сидела на плоту и молилась Богу, удивляясь, что еще жива»

Не умеющая плавать женщина сумела спастись лишь чудом. Полная расшифровка выступления одной из потерпевших, Гульфиры Газизовны Нерзиевой (подробности)

Казанский студент, потерявший дядю на «Булгарии», снял клип в память о трагедии

Строчки казанского рэпера Мон Блана:

«Казань. Татарстан скорбит вместе со всеми. Я выражаю соболезнования всем семьям. Я потерял очень близкого мне человека, покойся с миром, я буду помнить тебя вечно…» только в первый день тронули более 5 тысяч человек. Клип ребята снимали в речном порту на любительскую камеру, монтировали тоже сами.

Редакция "Комсомольской правды" приносит соболезнования родным и близким погибших при крушении теплохода "Булгария".

Помним. Любим. Скорбим.