Премия Рунета-2020
Казань
+11°
Boom metrics
Общество4 июля 2015 15:00

Рифкат Минниханов: Депутаты, верните балльную систему!

В этот раз в гостиную «КП» накануне профессионального праздника заглянул главный автоинспектор республики Рифкат Минниханов. И сразу стало ясно: нарушителям в Татарстане места не найдется либо они просто погрязнут в долгах. Пощады не ждите!
В редакции "КП" Рифкат Минниханов ответил на самые злободневные вопросы.

В редакции "КП" Рифкат Минниханов ответил на самые злободневные вопросы.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

Только вдумайтесь - 23 года Рифкат Нургалиевич отдал ГИБДД Татарстана. Восемнадцать лет возглавлял это ведомство. Начинали в лихих 90-х, когда на ржавый пол служебных авто подкладывали дощечки, когда на служителей закона смотрели сверху вниз и бросали штрафы в лицо, когда о техосмотре не желали даже думать... Сейчас республика лидер практически во всех направлениях деятельности Госавтоинспекции. И когда автолюбители начинают ругать систему камер и недоумевать: «Да как тут ездить можно, везде поймают!» - в ГИБДД констатируют: порядок на дорогах будет!

ГОТОВЫ ВКЛАДЫВАТЬ В ЖИЗНЬ

- Рифкат Нургалиевич, как удалось добиться того, чтобы Татарстан даже в 90-е был законодателем инициатив и нововведений, оставаясь им по сей день?

- То, что нам на протяжении последних 20 лет удавалось стать лидерами или законодателями в сфере нововведений профилактики безопасности на дорогах, это в основном заслуга правительства республики. Без взаимопонимания и поддержки проделать ту огромную работу, что прошла в регионе, мы бы не смогли. Благодаря поддержке руководства республики мы имели в Фонде безопасности дорожного движения (ФБДД) необходимые финансовые средства, которые направлялись на обеспечение безопасности дорожного движения. Просто здесь были готовы вкладывать в жизнь...

В рамках суверенитета мы имели свою программу обучения правилам и безопасности дорожного движения в школах, такой в России не было ни в одном регионе. Мы первые стояли у истоков работы с дошкольниками и школьниками. Выпустили книги для преподавателей ОБЖ, организовали курсы повышения квалификации, на которых занимаются и педагоги, и воспитатели детсадов.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

Мы первые в ГАИ создали свой музей, организовали Совет ветеранов. Тогда в нем состояли 73 человека, в том числе и 26 участников Великой Отечественной войны.

Когда я в 1992 году пришел в службу, на вооружении в татарстанском ГАИ было 150 - 200 автомобилей. И мы считались едва ли не самыми оснащенными в стране! А инспекторы рассказывали, что в салоне под педалями подкладывали дощечку, чтобы пол не проваливался. Вот такие у нас машины были. И начали мы с технического перевооружения, появилось около 200 новых машин. Сейчас это динамичные, хорошо оснащенные, комфортные для работы патрульные автомобили.

Впервые в России на нашей базе была создана система Государственного технического осмотра, правда, тогда эти станции назывались «станциями диагностики», и в ТАССР они появились уже в 1986 году.

Я считаю, что 90-е годы для экономики России были тяжелыми, но наша служба важна, и это понимали все. В те годы мы начали строить очень много: 16 контрольных постов, здания районных подразделений, гараж на 400 автомобилей. Начали освоение болота на Оренбургском тракте, где сегодня находится административный комплекс ГИБДД МВД по Республике Татарстан. При поддержке ФБДД был создан научный центр безопасности деятельности, аналогов которому в России не было.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

ПРЯНИК, НУ И КНУТ

- У нас, насколько мы знаем, не любят стандартно подходить к пропаганде безопасного движения. Какие акции и уникальные конкурсы удалось ввести, чтобы жители республики осознали меру своей ответственности?

- В рамках международной акции ООН, которая проводится каждый год во всех странах, в День памяти жертв ДТП в республике проходит большое мероприятие. Мы привлекаем и школьников, и студентов, и известных людей.

В Татарстане проводятся конкурсы водительского мастерства «Автосессия» - для студентов, «Автоледи» - для женщин-автомобилисток, «Автобабай» - для автолюбителей пожилого возраста.

- Правильно же понимаем, что только пряником, к сожалению, порядка не добиться. Кнут тоже используем?

- Увы. Мы первые, кто начал бороться с самодеятельной установкой ксеноновых фар. Наш подход многим не нравился, но он сделал свое дело - на сегодняшний день признано, что использование ксеноновых источников света взамен предусмотренных конструкцией автомобиля нарушает режим работы фар и создает угрозу ослепления водителей встречных машин и пешеходов. Наш опыт оказался востребованным во многих регионах.

Мы выстроили хорошее взаимодействие со службой судебных приставов. Мы проводим совместные рейды, чтобы вычислять должников не только за штрафы ГИБДД, но и в других сферах.

Далее мы нашли правовое обоснование и начали бороться с тонировкой. Конечно, штраф в 500 рублей мало кого останавливал, а тут еще сотрудникам запретили снимать номера. Но мы ввели за повторное нарушение наказание в виде лишения прав на срок до полугода.

Ну и именно мы начали установку «Парконов» - приборов автоматической фиксации нарушений правил остановки и стоянки. И дальше наш опыт был распространен по всей России.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ПЕРЕЭКЗАМЕНОВКА!

- Получается, что у нас все есть, все законы написаны. Может, все-таки чего-то не достает в правилах?

- Всего у нас хватает, но пришло время возрождать балльную систему. Вот вернут ее наши депутаты - и на дорогах будет спокойнее. Сейчас в год происходит порядка 5 миллионов нарушений ПДД, это страшная цифра. Правда, не рискнут народные избранники возвращать эту систему. Потому как они зависят от народа, а массы автомобилистов не поддержат депутата, инициировавшего возврат балльной системы (у каждого водителя был талон предупреждений с табличкой баллов, за каждое нарушение инспектор делал отметку. Набиралось 15 баллов, и добро пожаловать на переэкзаменовку! Восемнадцать лет тому назад систему упразднили к радости нарушителей ПДД и искреннему сожалению сотрудников ДПС. - Ред.).

В целом у нас снижение аварийности по стране по сравнению с прошлым годом. Но даже если один человек погибает, это уже много. Успокаивать себя, что на сегодняшний день у нас меньше погибших, чем на этот же период прошлого года, мы не будем. Это не наш подход.

В архиве ГИБДД РТ сохранились редкие фотографии Рифката Минниханова.

В архиве ГИБДД РТ сохранились редкие фотографии Рифката Минниханова.

Фото: Ольга КОРОЛЬ

МАЛЫШИ РОДИТЕЛЕЙ НАУЧАТ

- Как, по вашему мнению, научить людей соблюдать правила дорожного движения? Ведь многие из принципа не хотят следовать правилам. Все эти лозунги: «Тормоза придумал трус!», «Дрифт в нашу жизнь!»

- С детства начинать надо! Я уже говорил, что у нас в свое время в школах были учебные часы. Затем появились федеральные стандарты, и мы столкнулись с тем, что часы в школах на изучение ПДД выделялись уже по остаточному принципу. А ведь мы ежегодно обучали по 500 преподавателей ОБЖ, тратили на это время и средства. Получалось, что школьные педагоги не имели возможности применить знания, приобретенные в ходе обучения.

Мы тогда быстро сориентировались и включили в эту программу подготовки уже воспитателей детских садов. И дело пошло. Воспитатели, не связанные школьными программами подготовки, могут хоть целый день заниматься ПДД, и у каждого свой подход, свое творческое начало. Я теперь, когда в командировки по районам езжу, с удовольствием захожу в детсады и удивляюсь, как каждый воспитатель пытается донести правила, которые могут сохранить в будущем жизнь. Надеемся, что хоть сами малыши научат родителей.

- А наши юные инспектора движения не подводят?

- Это наша гордость. В 1986 году в ТАССР проходили первые в России соревнования ЮИД - юных инспекторов движения. С тех пор работа со школьниками для нас - важное звено в пропаганде безопасности дорожного движения. Татарстанская команда на протяжении десяти лет занимает высшие призовые места на таких соревнованиях, она дважды чемпион и неоднократный призер Европейского конкурса по изучению и соблюдению Правил дорожного движения.

СОПРОВОЖДЕНИЕ СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО

- В этом году, к сожалению, очень остро встал вопрос по организации детских перевозок. ЧП в том числе произошли и с татарстанскими детьми на дорогах страны. Как можно отследить эту проблему?

- Внутри субъекта на автобусе перемещаться - это нормально. Но если нужно ехать в другой регион, то тут не должно быть выбора - надо пользоваться более надежным транспортом, например поездами. Даже если это дороже. Дорога где-то соответствует нормам безопасности, где-то - нет. Нельзя исключать и человеческий фактор. Иногда все это собирается вместе, и происходит трагедия.

Поэтому я всегда сторонник использования альтернативного вида транспорта. Иногда говорят - вот если бы была машина сопровождения, то было бы безопасно. Как профессионал могу сказать - и в этом случае абсолютная безопасность не гарантирована. Машина сопровождения провоцирует участников дорожного движения к совершению ДТП. Во-первых, мигалки, на которые по-разному водители реагируют. У нас есть примеры, когда водители, чтобы не въехать в служебную машину, остановившуюся на дороге, выезжают на встречку. Не было бы машины сопровождения - и не было бы ДТП. Да и не можем мы выделить машину сопровождения на каждый автобус.

Сопровождение - это комплекс мероприятий, который подразумевает и обследование маршрута заранее: снять движение, на определенных участках поставить дополнительно людей. Только так можно гарантировать, чтобы ни попутного, ни встречного транспорта не было. Но на огромном расстоянии это невозможно.

Я категорически против всяких сопровождений. В первую очередь - детей. Мы только провоцируем водителей. Первые лица в большинстве регионов на большие расстояния не ездят, они знают, что это опасно. Так почему же мы детей не бережем?

Во всем Рифкат Минниханов предпочитает разбираться лично, не откладывая в долгий ящик.

Во всем Рифкат Минниханов предпочитает разбираться лично, не откладывая в долгий ящик.

Фото: Ольга КОРОЛЬ

СВЕТИСЬ ВСЕГДА, СВЕТИСЬ ВЕЗДЕ

- Сейчас в силу вступили нововведения в ПДД, и одно из них - пешеход обязан стать заметным на дороге, носить одежду со светоотражателями. Но наше население относится пока без особого рвения к этому вопросу.

- Когда в Беларуси вводили обязательное ношение одежды со светоотражающими элементами, то была проделана массированная работа с населением. Пешеходов привлекали к ответственности за нарушение закона. Но мы пока не пошли по этому пути.

Судите сами - законодатель решил, что быть заметным на дороге важно вне населенных пунктов. При этом по статистике наезды чаще всего происходят в населенных пунктах, на пешеходных переходах. Поэтому если и говорить о светоотражающих элементах, то они просто должны быть. Мы скоро работу в этом направлении активизируем.

ВЕЛОСИПЕДИСТЫ, НЕ ВЫЕЗЖАЙТЕ НА ДОРОГУ!

- Законодатель разрешил велосипедистам ездить по полосе для общественного транспорта. Может, пора и любителям двухколесного транспорта сдавать экзамены на право управления?

- Боюсь, что ни и я, ни даже вы не увидим, как велосипедисты в обязательном порядке, массово сдают экзамен по правилам дорожного движения! Другой вопрос, если бы лично меня спросили, то я бы запретил вообще велосипедистам выезжать на дорогу. Это опасно. И, увы, статистика это доказывает. Но как представитель Госавтоинспекции могу дать лишь один совет - велосипедисту обязательно надо надевать шлем. И поверьте - проверено на себе.

КАМЕРА ИНСПЕКТОРА НЕ ЗАМЕНИТ

- В Татарстане многое в работе ГИБДД автоматизировано. Не случится ли так, что скоро техника заменит живого инспектора ДПС?

- На сегодняшний день у нас очень много времени отнимает процедура оформления ДТП. Сейчас уже внедряют европротокол, но идет это медленно, да и водители и страховщики пока неохотно берут на себя ответственность. Поэтому довольно непросто пока нам работать. Но если это бремя упадет, то мы сможем работать гораздо более эффективно. Практика показывает, что если мы где-то ослабляем контроль со стороны живого инспектора, то сразу наблюдаем всплеск нарушений. Живой контроль нам нужен. Сокращение нашей службы автоматически приводит к смертности на дорогах.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

- Вы папа, дедушка. Какие рекомендации хотелось бы дать родителям?

- Первое - ребенок, независимо от возраста, на дороге не должен появляться один.

Второе - велосипеды. Законодатель допустил велосипеды на полосу движения общественного транспорта, а я всегда говорю: кому в голову пришло допустить велосипеды на полосу общественного транспорта? Я сам на велосипеде езжу, но я на нем никогда не выеду на дорогу.

Третье, как бы это ни было накладно для родителей, особенно в психологическом плане, но детей надо приучать к детским креслам. А то они, и я сам это видел, начинают капризничать, и тут родители дают слабину. Приучать детей надо с младенчества. Если вы хоть один раз позволите ему проехаться вне кресла, да еще возьмете на колени за рулем, то потом уже трудно будет заставлять его соблюдать правила.

Четвертое, если вы едете с ребенком, то не садитесь за руль утомленным. Сейчас вводят систему тахографов. Почему-то все думают, что это надо только для водителей большегрузов и автобусов. Но это необходимо всем нам. Я считаю, что нормальное время нахождения за рулем не должно превышать четырех часов.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За 6 месяцев на территории республики зарегистрировано 2112 (-2%) ДТП, в которых погибли 215 человек (меньше на 24 человека) и 2596 (-8%) получили травмы.

В подавляющем большинстве 1870 (90%) случаев виновниками происшествий стали водители транспортных средств. В результате этих ДТП погибли 190 человек и 2364 получили травмы.

Распределение ДТП по основным видам нарушений ПДД водителями:

- превышение установленной скорости - 160 ДТП (-49%), или 11% от общего числа ДТП по вине водителей;

- несоответствие скорости конкретным условиям - 288 ДТП (-2%), или 15% от общего числа ДТП по вине водителей;

- выезд на полосу встречного движения - 249 ДТП (-16%), или 13% от общего числа ДТП по вине водителей;

- несоблюдение очередности проезда - 291 ДТП (-5%), или 16% от общего числа ДТП по вине водителей;

- управления ТС в состоянии опьянения - 160 ДТП (-18%), или 9% от общего числа ДТП по вине водителей.

С участием детей на дорогах республики зарегистрировано 256 ДТП (+2%), погибли 9 (АППГ - 9) и ранены 259 (-5,8%) несовершеннолетних участников дорожного движения.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

История создания службы начинается с 3 июля 1936 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением № 1182 утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР».

В 1936 году первые инспекторы ГАИ НКВД СССР взяли под контроль транспорт и дороги в Казани, Чистополе, Бугульме, Тетюшах, Арске, Набережных Челнах. Не имея рабочих кабинетов, служебного транспорта, обслуживая по 5 - 7 районов, эти люди заложили прочную основу службы. В те далекие годы основу транспортного парка республики составлял гужевой транспорт, количество моторизованных транспортных средств едва перевалило за сотню.

Начало 80-х для Татарстана и всей страны в целом - это время интенсивного заполнения дорог отечественными автомобилями, бурного роста объемов грузовых и пассажирских перевозок, развития общественного транспорта. Нагрузка на сотрудников ГАИ многократно возросла. Потребовались адекватные меры обеспечения пропускной способности и безопасности. Началось активное внедрение передовых научных достижений в организацию и контроль дорожного движения, автоматизации приема квалификационных экзаменов и приборной диагностики транспортных средств, стандартов и программ обучения ПДД подрастающего поколения участников дорожного движения.

ВИЗИТЫ. ГОСТИНАЯ "КП"

Министр внутренних дел Татарстана: Наши оборудование и методики лучше американских

В гостях у «Комсомолки» побывал один из самых закрытых глав ведомств республики Артем Хохорин. Нам удалось за традиционной чашечкой чая узнать поближе главного полицейского республики, который вовсе не хотел таковым быть.

Все СМИ отгремели яркими заголовками о быстром раскрытии татарстанскими полицейскими многомиллионного ограбления. Наши поздравления министр принял очень сдержанно. Глава ведомства скромно кивнул в сторону своей команды:

- Скорость раскрытия этого преступления - высокий профессионализм сотрудников и их руководителей. Но расслабляться нам рано (подробности)

Министр здравоохранения Татарстана: как пешком уйти от всех болезней!

За чашечкой чая «Комсомолка» пооткровенничала с главой Минздрава РТ и узнала секрет очередей в поликлиниках, правду о лечении за рубежом и министерский рецепт здоровья.

В этот раз в пресс-центре «КП» был горячим не только чай, но и вопросы. Вместе с Аделем Вафиным мы пригласили на «прием» здравоохранение Татарстана и провели свое обследование «пациента» - систему здравоохранения Татарстана (подробности)