Общество10 июля 2013 1:01

"Булгария" два года спустя: Круиз обреченных

Шокирующие версии гибели «Булгарии» подтверждаются
Дожидаясь окончания суда Булгария гниет в Куйбывшеском затоне

Дожидаясь окончания суда Булгария гниет в Куйбывшеском затоне

Фото: архив КП

В Казани идет суд по делу о случившейся ровно 2 года назад трагедии - утонул теплоход «Булгария». Тогда «Комсомолка» выдвигала свои версии произошедшего, теперь есть возможность узнать: насколько мы были близки к истине.

Вспомним: 10 июля 2011 года. На часах 13:30. Огромный двухпалубник «Булгария» возвращается в Казань из Болгар – везет людей с экскурсии. Устав от утомительного дня, многие спят. Из радиоприемников в каютах негромко звучит музыка. Через три минуты теплоход уйдет под воду. В живых из 200 человек останется меньше половины - 79.Каждую секунду того рокового двухдневного круиза выжившие вспоминают в мельчайших деталях. То и дело срываясь на плач, люди рассказывают суду, как сбивали в кровь пальцы, пытаясь раскрыть окна и иллюминаторы, как мучились с завязками, стараясь надеть на себя и близких спасательные пояса из пенопласта, как за секунду до спасения прощались с жизнью.ПЛАВАТЬ НЕЛЬЗЯ СПИСАТЬ- Это же развалюха! Корыто! – не скрывают своего возмущения потерпевшие.- На теплоходе давно надо было поставить крест и не выпускать в акваторию. Его состояние было удручающим, - вторит им на суде Константин Пузанков, помощник механика затонувшего судна. Корабль, построенный в 1955 году, среди моряков считался «старичком». Изначально он носил другое имя - «Украина» (эта надпись сохранилась на спасательных поясах, которыми пытались обвязаться пассажиры во время крушения). Поразительно, как в таком состоянии теплоход могли отправить в рейс, если очевидный крен на правый борт перед посадкой на судно в Казанском порту заметили даже туристы.В ночь перед трагедией кое-кто из не спавших пассажиров заметил еще одну странность:- Шума мотора не было. Тишина полная, - вспоминает Нияз Шарапов. Во время крушения на его глазах волной смыло жену и дочку. Позже он узнал, что той ночью механики пытались реанимировать сломанный двигатель.«ЭТО БЫЛА НЕ КОМАНДА, А СБРОД!»Отличилась и команда.- Они были пьяные! - уверяла суд Фания Миндубаева. Вместе с сестрой и женой брата она отправились в первый в своей жизни речной круиз. Из троих удалось выжить только Фании. - Мы в первый вечер на палубе с матросами встретились. Один из них нам еще познакомиться предложил. А мне сестра говорит: «Посмотри на него - этому человеку ты доверяешь свою жизнь»...Опрокинуть рюмочку-другую, говорят, позволяли себе даже те, кто нес вахту в рубке.- По дороге с дискотеки мне навстречу попался пьяный рулевой. Я его спрашиваю: «Как вы в таком виде можете теплоход вести?», а он мне: «У меня смена заканчивается», - возмущалась в суде Наталья Макарова.Татьяне Пешеходько спасающиеся пассажиры раздавили колени, поэтому рассказать суду о гибели своей сестры она могла только сидя. Фото: архив КПНа глазах Гульнары Назаровой водой смыло 9-летнего сына Руслана. Жалости к команде у нее нет ни капли:- Это был сброд, пьяный сброд, который только себя и спасал, - плакала в суде женщина.СУДНО ШЛО С ПРОБОИНАМИБольшинство спасшихся вспоминали, что прыгая с борта в воду, с головой уходили в маслянистую черную жижу.- Уже выплыв наверх, я услышал чей-то крик: «Отгребай от корабля! Засосет!». Мы все в чем-то масляном были. А из судна фонтан бил, то ли солярки, то ли мазута, - вспоминал Николай Макаров. Он вместе с женой Натальей одним из последних покидал «Булгарию».Вероятнее всего, топливный отсек пробило, еще когда судно швартовалось в Болгарах (там была остановка, оттуда судно вышло 10 июня, но обратно уже не пришло). В этом случае вода могла потихоньку просачиваться внутрь и тем самым «утяжелять» судно. В пользу этой версии говорит и акт освидетельствования теплохода от 5 августа 2011 года (то есть, спустя месяц после трагедии). Часть повреждений корабля «получены при движении задним ходом». Причем они были «эксплуатационными (иными словами, пробоины судно получило еще во время плавания) и привели к затоплению топливного танка и получению судном дополнительного кренящего момента на правый борт».Еще одна деталь: еще из Казанского речного порта «Булгария» вышла в рейс с почти двойным перегрузом по пассажирам: небольшая модернизация позволила «расширить» каюты. Возможно, поэтому маневр капитана лечь курсом «на ветер», изменив положение судна, не увенчался успехом. Перегруженный двухпалубник окончательно лег на накренившийся правый бок и ушел на дно.Если версия с пробоинами в суде подтвердится, то откроется страшная правда: люди на «Булгарии» были обречены – ведь с такой дырой в топливном танке корабль до Казани все равно бы не дошел!ВИНОВАТЫ ВСЕ?Из обвинительного заключения, которое зачитали в суде, ясно одно: о проблемах с кораблем знали все пятеро обвиняемых. Знали и молчали. А порой и откровенно хитрили.Единственную женщину среди подсудимых субарендатора Булгарии Светлану Инякину всегда пропускают в клетку первой. Фото: архив КП- «Булгария» вышла в рейс незаконно, без судового санитарного свидетельства, - констатировала факт руководитель Роспотребнадзора Татарстана Марина Патяшина – Перед выдачей такого документа наши специалисты проводят проверку судна, и если бы они поднялись на борт, то обязательно обратили бы внимание и на крен, и на несоответствие заявленного количества пассажиров и существующих мест в пищеблоке. Судно бы тогда не выпустили в плавание до устранения всех нареканий.Субарендатор «Булгарии» Светлана Инякина была в курсе технических неисправностей судна и даже договорилась с Пермским судостроительным ремонтным заводом о замене одного из двигателей. Но старший эксперт Пермского участка Камского филиала ФГУ «Российский речной регистр» Яков Ивашов закрыл на неисправности глаза и выдал разрешительные документы на эксплуатацию судна. Тогдашнему главному госинспектору Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Владиславу Семенову поручили проверить представленные документы теплохода требованиям лицензионной деятельности. Он, кстати, единственный, кто признал свою вину - за то, что поставил свою подпись в акте ежегодного освидетельствования, хотя он имел на это прав, т.к. не состоял в комиссии по лицензированию.Пока шло расследование мелкие воришки и бомжи разобрали теплоход по частям. Фото: архив КППолучить нужные печати Инякиной помог шеф Семенова - Тимергазеев.А старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов по роду своей деятельности не мог не знать о проблемах на «Булгарии. Однако вывел судно в рейс.Все пятеро сейчас сидят на скамье подсудимых.Правду по крупицам приходится вытягивать из выжившей команды. Их приводят в суд под конвоем приставов: добровольно идти не хотят. А без показаний всех потерпевших окончательное решение судья вынести не сможет. Пассажиры рокового круиза опасаются: успеют ли рассмотреть ли дело к следующей годовщине?Версии «КП» в 2011- м годуВерсии, звучащие в суде 2013-го годаШторм и волны.Перегруз по пассажирам и крен на правый бок.Мель или иное препятствие.Пьяный и «зеленый» экипаж.Износ судна.Негодность судна к эксплуатации по своему техническому состоянию.Разгерметизация из-за ремонтных работ.Пробитый топливный отсек.Открытые иллюминаторы.Открытые иллюминаторы и окна.Отказ одного из двух двигателей.Отказ обоих двигателей.Игрушки с мемориала памяти помогают малышамПлюшевых зайчиков и мишек, которых в июле 2011- го приносили в казанский речной порт в память о 28 детях, погибших на «Булгарии», не выкинули. Они обрели новый дом в кабинете психолога местной 168-й школы. Тут учатся ребята со сложными заболеваниями, кому в первую очередь нужна моральная поддержка. 10 больших мягких зверушек сегодня главные помощники педагогов.Игрушки, которые приносили в казанский речной порт в память о 28 детях, погибших на «Булгарии», не выкинули. Фото: Николай АЛЕКСАНДРОВ- У этих игрушек будет, я уверена, долгая жизнь. С их помощью мы проводим групповые тренинги с детьми, погружаем их в мир сказки, снимаем стресс, - объяснила «КП» директор 168-ой школы для детей с ограниченными возможностями Венера Хабибуллина. - Дар нас очень выручил, ведь подобные игрушки стоят дорого, и сами мы купить их не смогли бы.Кстати школу, в которую отдали плюшевых зверей, выбрали не случайно.- Эти игрушки дороги нам как память о нашей ученице Полине Васягиной. Она погибла вместе с бабушкой на «Булгарии». Ее до сих пор вспоминают в классе. Настоящий ангелочек был, умница, стизи писала, - делится Венера Хабибуллина.Полина Васягина погибла вместе с бабушкой на «Булгарии». Фото: СоцсетиВ память о второкласснице в школе решили издать сборник ее стихов. Недавно нашелся спонсор и, возможно, уже этой осенью книжка будет напечатана.

Вспомним: 10 июля 2011 года. На часах 13:30. Огромный двухпалубник «Булгария» возвращается в Казань из Болгар – везет людей с экскурсии. Устав от утомительного дня, многие спят. Из радиоприемников в каютах негромко звучит музыка. Через три минуты теплоход уйдет под воду. В живых из 200 человек останется меньше половины - 79.

Каждую секунду того рокового двухдневного круиза выжившие вспоминают в мельчайших деталях. То и дело срываясь на плач, люди рассказывают суду, как сбивали в кровь пальцы, пытаясь раскрыть окна и иллюминаторы, как мучились с завязками, стараясь надеть на себя и близких спасательные пояса из пенопласта, как за секунду до спасения прощались с жизнью.

ПЛАВАТЬ НЕЛЬЗЯ СПИСАТЬ

- Это же развалюха! Корыто! – не скрывают своего возмущения потерпевшие.

- На теплоходе давно надо было поставить крест и не выпускать в акваторию. Его состояние было удручающим, - вторит им на суде Константин Пузанков, помощник механика затонувшего судна.

помощник механика "Булгарии" Константин Пузанков

Корабль, построенный в 1955 году, среди моряков считался «старичком». Изначально он носил другое имя - «Украина» (эта надпись сохранилась на спасательных поясах, которыми пытались обвязаться пассажиры во время крушения). Поразительно, как в таком состоянии теплоход могли отправить в рейс, если очевидный крен на правый борт перед посадкой на судно в Казанском порту заметили даже туристы.

В ночь перед трагедией кое-кто из не спавших пассажиров заметил еще одну странность:

- Шума мотора не было. Тишина полная, - вспоминает Нияз Шарапов. Во время крушения на его глазах волной смыло жену и дочку. Позже он узнал, что той ночью механики пытались реанимировать сломанный двигатель.

«ЭТО БЫЛА НЕ КОМАНДА, А СБРОД!»

Отличилась и команда.

- Они были пьяные! - уверяла суд Фания Миндубаева. Вместе с сестрой и женой брата она отправились в первый в своей жизни речной круиз. Из троих удалось выжить только Фании. - Мы в первый вечер на палубе с матросами встретились. Один из них нам еще познакомиться предложил. А мне сестра говорит: «Посмотри на него - этому человеку ты доверяешь свою жизнь»...

Опрокинуть рюмочку-другую, говорят, позволяли себе даже те, кто нес вахту в рубке.

- По дороге с дискотеки мне навстречу попался пьяный рулевой. Я его спрашиваю: «Как вы в таком виде можете теплоход вести?», а он мне: «У меня смена заканчивается», - возмущалась в суде Наталья Макарова.

Татьяне Пешеходько спасающиеся пассажиры раздавили колени, поэтому рассказать суду о гибели своей сестры она могла только сидя.

Татьяне Пешеходько спасающиеся пассажиры раздавили колени, поэтому рассказать суду о гибели своей сестры она могла только сидя.

Фото: архив КП

На глазах Гульнары Назаровой водой смыло 9-летнего сына Руслана. Жалости к команде у нее нет ни капли:

- Это был сброд, пьяный сброд, который только себя и спасал, - плакала в суде женщина.

СУДНО ШЛО С ПРОБОИНАМИ

Большинство спасшихся вспоминали, что прыгая с борта в воду, с головой уходили в маслянистую черную жижу.

- Уже выплыв наверх, я услышал чей-то крик: «Отгребай от корабля! Засосет!». Мы все в чем-то масляном были. А из судна фонтан бил, то ли солярки, то ли мазута, - вспоминал Николай Макаров. Он вместе с женой Натальей одним из последних покидал «Булгарию».

Вероятнее всего, топливный отсек пробило, еще когда судно швартовалось в Болгарах (там была остановка, оттуда судно вышло 10 июня, но обратно уже не пришло). В этом случае вода могла потихоньку просачиваться внутрь и тем самым «утяжелять» судно. В пользу этой версии говорит и акт освидетельствования теплохода от 5 августа 2011 года (то есть, спустя месяц после трагедии). Часть повреждений корабля «получены при движении задним ходом». Причем они были «эксплуатационными (иными словами, пробоины судно получило еще во время плавания) и привели к затоплению топливного танка и получению судном дополнительного кренящего момента на правый борт».

Еще одна деталь: еще из Казанского речного порта «Булгария» вышла в рейс с почти двойным перегрузом по пассажирам: небольшая модернизация позволила «расширить» каюты. Возможно, поэтому маневр капитана лечь курсом «на ветер», изменив положение судна, не увенчался успехом. Перегруженный двухпалубник окончательно лег на накренившийся правый бок и ушел на дно.

Если версия с пробоинами в суде подтвердится, то откроется страшная правда: люди на «Булгарии» были обречены – ведь с такой дырой в топливном танке корабль до Казани все равно бы не дошел!

ВИНОВАТЫ ВСЕ?

Из обвинительного заключения, которое зачитали в суде, ясно одно: о проблемах с кораблем знали все пятеро обвиняемых. Знали и молчали. А порой и откровенно хитрили.

Единственную женщину среди подсудимых субарендатора Булгарии Светлану Инякину всегда пропускают в клетку первой

Единственную женщину среди подсудимых субарендатора Булгарии Светлану Инякину всегда пропускают в клетку первой

Фото: архив КП

- «Булгария» вышла в рейс незаконно, без судового санитарного свидетельства, - констатировала факт руководитель Роспотребнадзора Татарстана Марина Патяшина – Перед выдачей такого документа наши специалисты проводят проверку судна, и если бы они поднялись на борт, то обязательно обратили бы внимание и на крен, и на несоответствие заявленного количества пассажиров и существующих мест в пищеблоке. Судно бы тогда не выпустили в плавание до устранения всех нареканий.

Субарендатор «Булгарии» Светлана Инякина была в курсе технических неисправностей судна и даже договорилась с Пермским судостроительным ремонтным заводом о замене одного из двигателей. Но старший эксперт Пермского участка Камского филиала ФГУ «Российский речной регистр» Яков Ивашов закрыл на неисправности глаза и выдал разрешительные документы на эксплуатацию судна. Тогдашнему главному госинспектору Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Владиславу Семенову поручили проверить представленные документы теплохода требованиям лицензионной деятельности. Он, кстати, единственный, кто признал свою вину - за то, что поставил свою подпись в акте ежегодного освидетельствования, хотя он имел на это прав, т.к. не состоял в комиссии по лицензированию.

Пока шло расследование мелкие воришки и бомжи разобрали теплоход  по частям.

Пока шло расследование мелкие воришки и бомжи разобрали теплоход по частям.

Фото: архив КП

Получить нужные печати Инякиной помог шеф Семенова - Тимергазеев.

А старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов по роду своей деятельности не мог не знать о проблемах на «Булгарии. Однако вывел судно в рейс.

Все пятеро сейчас сидят на скамье подсудимых.

Правду по крупицам приходится вытягивать из выжившей команды. Их приводят в суд под конвоем приставов: добровольно идти не хотят. А без показаний всех потерпевших окончательное решение судья вынести не сможет. Пассажиры рокового круиза опасаются: успеют ли рассмотреть ли дело к следующей годовщине?

Версии «КП» в 2011- м году

Версии, звучащие в суде 2013-го года

Шторм и волны.

Перегруз по пассажирам и крен на правый бок.

Мель или иное препятствие.

Пьяный и «зеленый» экипаж.

Износ судна.

Негодность судна к эксплуатации по своему техническому состоянию.

Разгерметизация из-за ремонтных работ.

Пробитый топливный отсек.

Открытые иллюминаторы.

Открытые иллюминаторы и окна.

Отказ одного из двух двигателей.

Отказ обоих двигателей.

Игрушки с мемориала памяти помогают малышам

Плюшевых зайчиков и мишек, которых в июле 2011- го приносили в казанский речной порт в память о 28 детях, погибших на «Булгарии», не выкинули. Они обрели новый дом в кабинете психолога местной 168-й школы. Тут учатся ребята со сложными заболеваниями, кому в первую очередь нужна моральная поддержка. 10 больших мягких зверушек сегодня главные помощники педагогов.

Игрушки, которые приносили в казанский речной порт в память о 28 детях, погибших на «Булгарии», не выкинули.

Игрушки, которые приносили в казанский речной порт в память о 28 детях, погибших на «Булгарии», не выкинули.

- У этих игрушек будет, я уверена, долгая жизнь. С их помощью мы проводим групповые тренинги с детьми, погружаем их в мир сказки, снимаем стресс, - объяснила «КП» директор 168-ой школы для детей с ограниченными возможностями Венера Хабибуллина. - Дар нас очень выручил, ведь подобные игрушки стоят дорого, и сами мы купить их не смогли бы.

Кстати школу, в которую отдали плюшевых зверей, выбрали не случайно.

- Эти игрушки дороги нам как память о нашей ученице Полине Васягиной. Она погибла вместе с бабушкой на «Булгарии». Ее до сих пор вспоминают в классе. Настоящий ангелочек был, умница, стизи писала, - делится Венера Хабибуллина.

Полина Васягина погибла вместе с бабушкой на «Булгарии».

Полина Васягина погибла вместе с бабушкой на «Булгарии».

В память о второкласснице в школе решили издать сборник ее стихов. Недавно нашелся спонсор и, возможно, уже этой осенью книжка будет напечатана.

Годовщина со дня крушения теплохода "Булгария"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Владелец «Булгарии» не считает себя виновным в трагедии.

Отвечая на вопрос о причинах крушения теплохода, Валерий Незнакин заявил, что «Булгария» могла перевозить гораздо больше людей, практически отметая версию о перегрузе, и предложил свою причину произошедшего.

- Написали на 120 мест, если было бы больше спасательных средств, которые может докупить арендатор, мы бы увеличили вместимость. По проекту туда может поместиться гораздо больше пассажиров, - рассказал Валерий Незнакин. – Причины крушения вижу в действиях экипажа и открытых иллюминаторах. (Читать далее)