Происшествия24 июля 2012 14:45

Что делят мусульмане Татарстана?

Покушение на муфтия стало поводом для разговоров о том, что в республике прочно поселились радикальные исламисты

«Комсомолка» попыталась разобраться, почему это произошло и за что они могли начать мстить лидерам татарстанских мусульман.

Из актера в имамы

То, что нынешний муфтий Татарстана когда-то работал актером широкой публике факт малоизвестный. Он окончил казанское театральное училище и в начале «девяностых» тогда еще молодой Ильдус Фаизов решил связаться свою жизнь со сценой. Десять лет проработал в казанском театре имени Тинчурина. Но уже тогда будущий муфтий республики был глубоко верующим человеком. Ежедневный пятикратный намаз был для него правилом, которое он не нарушил ни разу. Илдус Файзов после актерской карьеры выбрал себе другую роль. Окончил курсы при медресе и стал одним из идеологов ДУМ Татарстана, отвечал за пропаганду. Потом его назначили имамом казанской мечети. В 2010-ом Файзов стал первым замом муфтия, а через год возглавил духовное управление. Прежний муфтий Гусман хазрат Исхаков покинул пост после того, как в Нурлатском районе Татарстана накрыли банду экстремистов. Это и послужило главной причиной отставки. Официальная версия ухода, конечно, была иная - «по состоянию здоровья».

- Нового муфтия Илдуса Фаизова всегда считали светским человеком, не способным достучаться до сердец верующих, у него ведь даже не было высшего религиозного образования, - рассказал «КП» один из имамов, пожелавший, чтоб его имя не называлось. - Политика, которую хазрат выбрал, многих не устраивала. Он слишком рьяно взялся за перестройку порядков, существовавших десятилетия.

Кстати, пробел с образованием муфтий Татарстана уже восполняет. Он заочно учится на четвертом курсе Российского исламского университета.

Конфликт интересов

С приходом Илдуса Фаизова на должность муфтия в ДУМ Татарстана начались кадровые перестановки. Понятное дело, были те, кому это все не нравилось. Началась, как это принято говорить «аппаратная война». Взаимные упреки и обвинения посыпались с обеих сторон.

Одним из тех, кто открыто поддержал нового муфтия, был Валиулла хазрат Якупов. По некоторым данным он и сам когда-то был приверженцем радикального течения ислама, но достаточно быстро понял, что это путь в никуда и стал ярым борцом с ваххабитами. Валиулла хазрат не раз в своих публичных выступлениях жестко высказывался в отношении тех религиозных деятелей, которые поддерживали экстремистов.

- Валиулла хазрат боролся с ваххабизмом не только в Татарстане, но и в России. Был связующим звеном между религиозным сообществом и государством, - говорит казанский ученый-теолог муфтий Фарид Салман. - Что касается угроз в его адрес, то они были, но никто не мог и подумать, что эти люди перейдут от слов к действию.

Тех, кто был в оппозиции новому муфтию, стали называть «антифаизовцами». Некоторые мусульмане Закамского региона даже заявили о выходе из ДУМ и создании альтернативной организации, которую должен был возглавить Мурат Галеев. Сейчас руководитель «Вакф» проходит по делу в качестве подозреваемого.

- Он разделил мусульман на плохих и хороших – это главная его ошибка, - заявил в суде другой подозреваемый по делу о покушении на муфтия Айрат Шакиров, которому приписывают пропаганду джихада. По данным следователей в мечети, где проповедовал Шакиров были два десятка прихожан готовых пойти на убийство по религиозным мотивам. - То, что сейчас с нами (задержанными по делу о покушении на лидеров ДУМ – прим. авт.) происходит – это настоящий беспредел.

Последние громкие конфликты произошли этой весной. Илдус хазрат решил сменить имама главной мечети республики. Однако сделать этого не удалось. К «Кул Шариф» стянулись десятки ваххабитов, которые заявили, что в случае ухода Рамиля Юнусова устроят беспорядки. Новый муфтий был вынужден отступить. Параллельно разгорается другой конфликт, цена вопроса которого 150 миллионов рублей. Компания, созданная прежним муфтием Гусманом Исхаковым, которая много лет отправляла верующих в хадж, лишилась этого права. Теперь это прерогатива ДУМ Татарстана. Фаизов предлагает «Идель Хадж» стать агентом. Фирма отказывается. Хадж переходит в руки духовного управления мусульман.

- Со многими из тех, кто отправлялся в хадж, велась работа. С ними общались саудовские проповедники, которые не всегда были приверженцами традиционного ислама, - говорит руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований. – Муфтий решил контролировать этот процесс.

Проблема была, но ее предпочитали не замечать

В чем сегодня единодушны эксперты и религиозные деятели, так это в том, что проблема экстремизма родилась в Татарстане не сегодня и даже не вчера.

- Эти проблемы республика переживает уже не первые десятилетия. Но раньше люди обсуждали проблемы открыто, и побеждали умеренные. Самое страшное, что в этот раз дело не ограничилось словами, как это характерно для политической культуры татар, - говорит первый зампредседателя, руководителя аппарата ДУМ европейской части России Дамир-хазрат Мухетдинов.

Изменить то, что строили десятилетиями в один день, даже год, невозможно. Потому сегодня духовенство ставит в упрек власти то, она не заметила, как выросло целое поколение радикальных исламистов.

- Почему это стало возможным? Может быть, недостаток информации, может быть не совсем полная оценка того, что происходит в Татарстане, а может быть это ошибочные аналитические выводы. Неразбериха между духовенством. Но, к сожалению, время упущено. Выросло уже ни одно поколение. Главное для нас сейчас спасать то поколение, которое вот-вот подрастает, чтобы оно не попало под влияния этого пагубного явления, - говорит Фарид Салман.

Как будет развиваться ситуация в Татарстане дальше предугадать сложно. С одной стороны власти республики и России пообещали разобраться в проблеме, с другой вряд ли фанатики, которые выросли в республике за последние годы, просто так откажутся от своей идеи. Эксперты склонны считать, что это не последнее событие такого рода.