Премия Рунета-2020
Казань
+12°
Boom metrics

Капитан «Арбата»: «Осуждения мне не избежать, но я не понимаю - за что?!»

Юрий Тучин дал интервью «КП», чтобы объяснить, почему 10 июля он проплыл мимо тонущих с «Булгарии» [видео + фото! эксклюзив!]
Источник:kp.ru

- Жена прочитала в вашей газете письмо капитана «Дунайского» (обращение Александра Егорова читайте здесь). Посоветовала и мне связаться с вами, - встретил нас Юрий Тучин.

60- летний капитан живет в Астрахани. Но сейчас он в Казани: неделю назад его задержали в Санкт-Петербурге, сняли с рейса и привезли в татарстанскую столицу. На него завели уголовное дело за неоказание помощи людям, терпящим бедствие. Именно его сухогруз «Арбат» запомнили выжившие пассажиры «Булгарии», которые ждали помощи, сидя на плотах посреди Волги. Запомнили, как это судно прошло мимо…

Но Юрий Владиславович уверен, что сделал в той ситуации все, что мог: он первый сообщил диспетчеру о людях за бортом. Только после этого в район поселка Сюкеево стали съезжаться оперативные службы.

- Тот день помню, как сейчас, - тяжело вздыхая, говорит Юрий Тучин.- Я уже столько объяснительных написал… Примерно в 13:15 на расстоянии двух километров в бинокль я увидел два оранжевых пятна. Разобрать, что это, удалось не сразу. Подумал сперва, может дополнительные буи поставили или еще что-то. По мере приближения разглядел, что это плоты, но людей видно не было. Был шквалистый ветер, видимость плохая. Я начал делать поворот, маневр при такой погоде довольно сложный. А навстречу мне уже шел пароход «Дунайский 66». Поэтому, обращать внимание на плоты, просто не было времени. Я только мельком посмотрел и понял, что там есть люди, но ни следов крушения, ни сигналов бедствия никто не подавал. Я когда увидел два этих плота, подумал, что вышли очередные экстремалы. Сейчас ведь как: одни свадьбу под водой справляют, третьи с тарзанки сигают, третьи с парашютом прыгают. Тем не менее, когда я закончил поворот, интуитивно, что ли почувствовал, надо все-таки сообщить об увиденном. И в 13:25 связался с диспетчером Камского Устья. Говорю – возможно, людям нужна помощь. Мне ответили: «В данный момент плавсредств нет, но мы сообщим в МЧС». Я предложил - может развернуться и пойти к ним? Диспетчер мне ответила, что она обо всем сообщила спасателям, и я могу следовать по назначению. В это время со мной на связь вышел теплоход «Арабелла». Капитан сообщил, что слышал все переговоры и сказал: «Поскольку у вас шлюпок нет, можете продолжать движение». Вот только после этого я успокоился. О происшествии узнал только из новостей, через несколько часов.

Юрий Тучин считает, что в той ситуации сделал все, что мог

Юрий Тучин считает, что в той ситуации сделал все, что мог

-А теперь многие обвиняют Вас в том, что вы проплыли мимо.

- Но я ведь позвонил в МЧС и это значит, что я оказал помощь! –отвечает на это Юрий Владиславович. - Другого я ничего не мог сделать. Конечно, я сожалею, что так получилось. Я даже сам теплоход не видел. Когда я был в районе крушения, его уже не было видно. Но никто об этом ничего не знал. Я первым сообщил о случившемся и первым попросил помощи. Ведь когда мы идем по улице и видим пожар, мы же не бежим в горящую хату, а сообщаем пожарным, спасателям, людям умеющим делать что – то лучше, то есть специалистам. Поэтому я считаю, что посильную помощь я оказал. Возможно не полную. Но у меня не было уверенности, что это было крушение.

Я не первый год во флоте. И в моей карьере были подобные случаи. Примерно в 98-99 годах это было в Финском заливе. Я шел вдоль берегов Финляндии и там увидел, что люди терпели бедствие. Потому что корма у них погрузились, а люди сидели на носу. Сомнений там не возникало. Я подошел к ним, взял себе на борт и отвез их в Таллин. Но в этот раз я не сразу понял, что произошло.

Ну что я еще мог сделать? Представьте себе, что ветер штормовой, высота борта очень большая. Где - то около четырех метров. Затормозить в районе плотов? Это однозначно меня на них бы сдуло. Я бы людей просто корпусом задавил. Встать на якорь и наблюдать как сторонний наблюдатель?! Люди бы не могли забраться на наше судно. Единственное, что я мог спустить шторм- трап (специальный канат, -прим. авт.), но это очень высоко, около 4 метров. И ни детей, ни женщин, я бы не вытащил однозначно, подъемных устройств у меня нет.

- Когда Вы впервые поняли, что теперь Вам придется отвечать по этому делу и попали на допрос к следователям?

- В тот же день, глубокой ночью, когда мы стояли в Казани, приехали оперативники из линейного отдела. Отвезли меня в отделение и до утра допрашивали. Но меня отпустили, я продолжил рейс. Потом была следственная бригада в Нижнем Новгороде, потом в Санкт-Петербурге…А потом сказали, что мне нужно приехать в Казань. Сколько я еще тут пробуду сказать сложно. Следователи считают, что я все-таки мог оказать помощь. Возможно, ко мне есть предвзятость, но надеюсь, что следствие во всем разберется, а правосудие у нас независящее от эмоций. Я отправил письмо президенту. Написал, что за все свои 60 лет, более 30 из которых я на флоте, ничего противозаконного не делал. У меня есть три дочки, трое внуков, жена. Всех вырастил, воспитал... И теперь, что? Все это перечеркнуть? Я не считаю себя убийцей. Мне не понятно за что меня хотят осудить?!

Капитан "Арбата": У меня не было уверенности, что это было крушение

Капитан "Арбата": У меня не было уверенности, что это было крушение

- Как Вы думаете, чем все это для Вас в итоге закончится?

- Осуждением. Будет ли оно условным или реальным это будет зависеть от заключения экспертизы. Сейчас готовятся провести следственный эксперимент. Проводить его будут два назначенных лица. Только потом уже будет назначен суд. А пока мне остается ходить на допросы, да вон в церковь неподалеку. Молиться. За тех, кто погиб на «Булагрии».

И Юрий Владиславич показывает из окна своей съемной комнаты храм. Туда капитан ходит каждый день, молиться и за себя, и за тех, кто не вернулся из последнего круиза «Булгарии». Капитан говорит, что вместе со всеми переживает эту трагедию. Ведь за десятки лет работы он и сам попадал в катастрофы, и спасал людей.