2016-04-11T10:16:09+03:00

«Лундстрем-Fest-100»: джаз, который смог

О том, почему все хотят приобщиться к прекрасному, но никто не хочет за него платить и отчего это так печально – в материале «Комсомольской правды»
Фото: Рамиль ГАЛИ
Изменить размер текста:

В апреле исполняется 100 лет со дня рождения легендарного советского и российского джазмена Олега Лундстрема, создавшего самый «долгоиграющий оркестр в мире» по версии книги рекордов Гиннеса. В 1947 году знаменитые оркестранты приехали из Шанхая именно в Казань, чтобы получить высшее профессиональное образование, о чем свидетельствуют найденные в архивах рукописные автобиографии.

Сам Олег Леонидович – выпускник Казанской консерватории и Почетный профессор, во многом создавший здесь облик джазового города. Неудивительно, что именно на плечи консерватории легло все финансирование программы. Министерство культуры Татарстана оказало информационную поддержку.

ДЯДЕНЬКА НА РОЯЛЕ

- Говорим джаз – подразумеваем Лундстрем, говорим Лундстрем - подразумеваем джаз, - размышляет художественный руководитель и главный дирижер оркестра Борис Фрумкин, - мне кажется, лучшим памятником, памятью его имени является существование оркестра, его плотная творческая жизнь. Знаете, я давно утратил юношеские иллюзии по поводу того, что хороший музыкант или артист – это хороший человек. Это только в детстве так кажется, если дяденька хорошо играет на рояле – то он замечательный человек.

- А так хотелось бы! – отметил ректор Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова Рубин Абдуллин.

- Очень, но, к сожалению, не так. Со 100% уверенностью могу сказать, что в отношении Олега Леонидовича это именно так - это был просто выдающийся человек.

Анна Бутурлина летом уже выступала в парке ФИНА с оркестром Лундстрема.

- Я была знакома с Олегом Леонидовичем и эта ниточка из прошлого в сегодняшний день важна. Я была начинающей певицей и видимо, случайно меня пригласили выступить с оркестром. После этого Олег Леонидович позвал меня в свой кабинет и сказал, что ему нравится, что я делаю и предложил номер, где бы я сама играла на фортепиано и пела. Я похолодела. Я академический музыкант изначально и джаз никогда не играла. Сказала, что не умею, а он ответил: «Научитесь». Но потом он был уже в таком состоянии здоровья, было не до меня. Я все время ждала продолжения этого разговора, мне было важно, что он меня признал и поддержал.

- Мы не можем не провести этот праздник, поскольку Олег Леонидович имеет непосредственное отношение к консерватории, получил диплом об образовании, написал свою симфонию. С Казанью связано многое в биографии этого музыканта и его оркестра. 100 лет – такая дата, мимо которой трудно пройти мимо. У нас большие планы, связанные с созданием книги и фотоальбомом. А первый шаг – пригласить оркестр и провести пусть небольшой, но фестиваль, - рассказал Абдуллин.

ПЕЧАЛЬНО ЭТО ВСЕ

Пресс-конференция перед концертом приобрела злободневный характер.

- Мы все здесь замалчиваем и делаем вид, что нам нечего сказать. А сказать есть что. Бюджет сильно урезан, поэтому многие города, например Иркутск, Нижний Новгород вынуждены были отказаться. Печально это все очень. Не потому, что нам жалко, что мы туда не съездили, а потому что не только мы, но еще десяток коллективов не поедет – вот в чем беда. Неприятно, но мы переживем, а для зрителя это урон, - прокомментировал Борис Фрумкин.

В период существования «Росконцерта» и «Союзконцерта» гастролей у оркестра было больше, а сейчас, по словам худрука, не каждая площадка готова разместить и привезти два десятка музыкантов.

- Сегодня нет организации, которая бы это планировала. Все повешено на нас, большая проблема найти место для выступлений. Все хотят, но ни у кого нет денег.

Народный артист России отметил, что джаз был популярен в 30-40-е годы, но как только перестал быть просто «музыкой для ног» и стал более интеллектуальным - интерес спал. Однако в последние 10 лет в зале собирается все больше молодежи.

- А почему молодежь не смотрит телевизор? Ротация одних и тех же лиц с одними и теми же песнями на протяжении 20 лет – стыдно смотреть и слушать. И все это под фонограмму. Молодежь хочет живого общения, живой музыки, поэтому она стала больше ходить, потому что это происходит здесь и сейчас, а завтра будет по-другому. 50% джазовой музыки – импровизационная. Это сегодня бывает только в рок-музыке и джазе.

- А если вдруг Владимир Путин скажет, что любит не «Любэ», а джаз - что изменится?

- Ничего, молодежь, по большому счету, не интересует, что нравится Путину. У Медведева большая коллекция рок-музыки, но это же не значит, что завтра все побегут на рок-концерт. Но стопроцентно ужасно то, что низкосортный тип музыки ротируется по всем радиостанциям и телеканалам, и чтобы ни сказал Путин – они будут продолжать это делать, потому что зарабатывают очень большие деньги.

Игорь Зисер, директор фестиваля «Джазовый перекресток» - один из инициаторов «Лундстрем-Fest».

-Совпало так, что умер Олег Леонидович и осенью 2005-го мы провели последний фестиваль памяти Лундстрема. Сменилось руководство в городской администрации. Ушел Исхаков, пришел другой человек. Каждый со своей традицией. Были новые фестивали. Хорошая идея была соединить джаз и Аксеновский фестиваль… Но все упирается в финансирование. У меня такое впечатление, что современное руководство интересует только большие денежные потоки. Как только они становятся чуть менее значительными – теряют интерес. При Исхакове город давал на фестиваль 150 тысяч и мы проводили нормально. А сейчас…Культура продолжает оставаться на задворках экономики.

Зисер вспомнил, как год тому назад сходил в Министерство культуры.

- Тогда была Ирада Аюпова. Пришел с целым планом, как это все нужно, как важен бренд Лундстрема. В прошлом году все деньги и силы Министерства культуры ушли на то, чтобы обслужить очередное спортивное мероприятие.

- Какое отношение спорт имеет к культуре, можете мне сказать? – присоединился к дискуссии Фрумкин – Я помню старые времена, бюджет оркестра. Деньги, которые дали на одежду, нельзя потратить на что-то другое. А вот в государственном бюджете это оказывается очень легко. Начинать надо с того, что у нас в бюджете на культуру нет денег. Всем филармониям, насколько я слышал, урезали финансирование на 30%. Это же не 3%!

Фрумкин уверяют, что национальную культурную политику будут определять продюсеры, проталкивающие «попсу» в главные залы страны, а театр, джаз, классика и изобразительное искусство останутся в стороне претендовать на спонсорские деньги.

Борис Михайлович заверяет, оркестр еще неплохо зарабатывает по сравнению с другими джазовыми музыкантами.

- Но сколько это продлится? Мы вместе со всей страной летим на одном самолете. Пока все хорошо. Плохо, что люди не дополучают настоящей культуры, и их не воспитывают.

Программа фестиваля насыщенная. 5 апреля камерный оркестр выступил во главе с художественным руководителем Борисом Хрумкиным и при участии Анны Бутурлиной – одной из ведущих российских певиц. 6 апреля заявлен «Разговор о джазе и не только…». 7 апреля состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Олег Лундстрем и традиции отечественного джаза». В последний день также пройдет концерт студентов кафедры композиции и творческий вечер «Леонид Винцкевич приглашает…». Гости познгакмятся и с одним из самых известных историков джаза в России, Владимиром Фейертагом. Он - автор первой книги о джазе на русском языке, и знаком казанцем как ведущий ряда джазовых фестивалей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Солистки хора SOPRANO в Казани: Ради карьеры сбросили 60 килограммов!

Еще больше материалов по теме: «Культура и искусство Татарстана»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также