Премия Рунета-2020
Казань
+24°
Boom metrics
Звезды9 ноября 2015 11:45

Олег Митяев отправил Конюхова в космос, а Миша Боярский избавился от японских шпионов

Каких только баек не услышишь за обеденным столом. А уж если это обед с самым известным бардом страны! «Комсомолка» вновь побывала в «салоне Антроповых», куда вот так запросто приглашают известнейших людей России - [эксклюзив "КП"]
Олег Митяев - частый гость в казанском "Салоне Антроповых". И не только он...

Олег Митяев - частый гость в казанском "Салоне Антроповых". И не только он...

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

Синяя лестница контрастирует с алой рябиной под потолком, а альбомы с фотографиями пополняют новые снимки именитых, но родных гостей. Двухэтажному домику в центре города лет сто. Спустя 15 минут неспешной прогулки поднимаешься к кремлю - главной туристической жемчужине Татарстана. Дом Антроповых с крутой лестницей и поскрипывающими половицами сам достопримечательность - республиканского ли, городского значения, пока не знают сами чиновники. Если мечта гостей и хозяев сбудется, живой памятник истории не исчезнет в небытии, а превратится в необычный музей.

Об истории удивительной семьи Татьяны и Натана Антроповых мы писали в 2009 году, так что наши читатели помнят смешную байку о падении Михаила Шуфутинского со стула. И наверняка вы читали о том, как Ефим Шифрин подарил хозяевам восемь пар ручных часов, а Рудольф Нуриев не без опаски рассказывал в «салоне Антроповых» о своей эмиграции. Зарубежные журналисты и члены иностранных делегаций - все рвутся к знаменитой семье, угощавшей соленьями бардов Окуджаву и Суханова, актеров Боярского и Гафта, поэтов Губермана и Иртеньева, множество музыкантов, режиссеров, иллюзионистов и, как их сейчас называют, медиаперсон, запросто вхожих в этот салон неугасающей интеллигенции. Антроповы никого не караулят и не уговаривают - гости часто попадают к ним через «сарафанное радио», в компании многочисленных знакомых семьи и зовут потом уже к себе в гости.

Татьяна Геннадьевна - доктор экономических наук, профессор КНИТУ (КАИ), Натан Игоревич - философ, социолог-политолог, пишет стихи (есть множество акростихов-посвящений знаменитым гостям). Пара объездила с «лекционными гастролями» всю республику - общались с сельчанами с полей, рабочими, учеными. Им есть что рассказать. Антроповы успевают проживать сотни жизней, умудряясь найти слова для самых закрытых людей.

Сложно сказать, чего в удивительном доме больше - съестных запасов или книжек, связанных в пачки у стены возле кабачков. На стене висят лапти, в коридоре гордо сидит на посту орел, подаренный на юбилей Натану, на кухне обращает на себя внимание расписанный художником угол.

Старые часы - свидетели многих свиданий с известнейшими артистами страны.

Старые часы - свидетели многих свиданий с известнейшими артистами страны.

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ...

Недавний гость «салона» - верный друг Олег Митяев, известный остальным по уже народной песне «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». В 1986 году, когда в камине трещали сосновые поленья, за столом собралась толпа знаменитых бардов: Городницкий, Клячкин, Кукин - лучшие мэтры, только выступившие на Казанском стадионе. Булат Окуджава сидел аккурат напротив меня и предложил сыграть еще робкому и молодому Митяеву его композиции, уже тогда культовые среди исполнителей авторской песни. Через два года Окуджава написал Митяеву, и между музыкантами завязалась дружба, в свое время они вместе ездили на могилу Цветаевой - тогда был полный автобус бардов, и каждый вспоминал при случае знакомство с родоначальником авторской песни. Митяев до сих пор упоминает об этом эпизоде очень скромно. Он вообще простой - часы дороже 50 долларов себе не купит.

В коридоре артист возникает стремительно, погружается в тапки, вручает гостинцы и позволяет увлечь себя в гостиную, где деревянная мебель, старенький проигрыватель, часы с боем соседствуют с современной техникой. Митяев одет совсем просто, несет за стол дипломат и замечает, что стена, усыпанная книжной коллекцией, заканчивается.

«Сейчас объедимся!» - подмигивает он мне, пока хозяева заботливо угощают его рыжиками, тертой редькой, салатами, селедкой под шубой, бутербродами, пирогом с сомом и... историей своего отдыха в Армении.

Объявляют плов с бараниной, Митяев понимает, что закуской не отделается. Он спешит поделиться новостями - показывает в планшете новый клип на официальном сайте - совместное выступление с детской студией «Светлое будущее» и гостей XXXIX Ильменского фестиваля. У него миллион планов, все надо успеть, про всех рассказать. На заднем плане играют его песни в исполнении других артистов. Митяев предлагает угадать, но часто у нас нет никаких идей - знакомые стихи голосом Александра Иванова и Ваенги звучат неузнаваемо.

Если Митяев ценит качество виниловых пластинок, на которых не вмещается больше дюжины песен, то его сын Филипп недавно купил аудиопроигрыватель и слушает гаражные группы. Кстати, мы совсем недавно писали о том, что Филипп теперь выступает под псевдонимом Август и играет «совсем тяжелый» рок. Но это уже совсем другая история. Возможно, в будущем парень также станет гостем «салона Антроповых». Пока же речь о его знаменитом отце.

Мы ведем неспешную беседу. «Виниловый» бард поражается возможностям Интернета, говорит, все слушает там. Разговор идет незатейливый, обсуждаются другие страны, китайская кухня, где все наоборот и невкусная водка, Митяев рассказывает со смехом про жуткое блюдо из мышат «Три писка». Продукты со стола постепенно исчезают.

Перед осенним концертом в Казани - вся компания в сборе.

Перед осенним концертом в Казани - вся компания в сборе.

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

...ВОТ И Я НЕ МОГУ

В этом доме любят говорить про актрису Марию Аронову, семью Рязановых, Михаила Боярского. Гость рассказал, что квартира актера раньше соседствовала с японским посольством, так что когда актер затеял ремонт, увидел кучу проводов для прослушки. Шпионили? В этом же подъезде в период своего мэрства жил Собчак.

С большим уважением Митяев отзывается об известном путешественнике Федоре Конюхове, про которого рассказывает старый анекдот: «Грабители пришли в квартиру Федора Конюхова, а он дома, прикинь!» Однажды наш гость просто спросил известного путешественника, писателя и протоирея православной церкви, который среди прочего два раза в одиночку поднялся на Эверест и проплыл вокруг Австралии: «Вот нафига ты это делаешь?» Тот ответил не без юмора: «Ты сколько песен написал? Остановился бы уже! Не можешь? Вот и я не могу». В сентябре друзья установили вместе колокол в часовне Конюхова. Сейчас любитель приключений занят построением воздушного шара для кругосветного путешествия на высоте 30 тысяч метров. Одна ошибка - и Конюхов улетит в открытый космос, но он необычайно везучий, так что все спокойны.

Атмосфера в "Салоне Антроповых" уникальная.

Атмосфера в "Салоне Антроповых" уникальная.

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

Митяев во многом похож на чудака-яхтсмена, Антроповы часто называют его энтузиастом - музыкант создал благотворительный фонд, проводит фестиваль «Светлое прошлое», привлекает спонсоров, поддерживает таланты родного Челябинска - всем хочет помочь.

Хорошую литературу гость также жалует. Равно как и забавные истории из жизни.

- Потрясающую книгу рекомендую: Ширвиндт - «Склероз, рассеянный по жизни». И сразу же дайджест от Митяева: с химией у меня всегда было тяжело - когда сдавал экзамен, засыпался на дополнительном вопросе «Чем отличается метиловый спирт от этилового?» Помню, что от одного из них слепнут, и говорю: давайте проведем эксперимент, возьмем двух кроликов - одному в глаза будем закапывать метиловый спирт, а другому - этиловый. Один умрет, а другой - ослепнет. С меня взяли обещание не заниматься химией, что я до сих пор успешно делаю. Все не пойму, какой я пью спирт. Но судя по тому, что зрение не падает...

За три часа до казанского концерта «Просыпаясь, улыбайся» Митяев спешно собрался, сделал общую фотографию, раздал свои диски и умчался на сцену, убедившись, что хозяева получили приглашение. Татьяна Антропова проследила, чтобы в этот раз, оставляя отзыв в толстом альбоме, бард поставил дату. Ну как можно перечить профессору? Олег Григорьевич старательно вывел ручкой: «Будем расширяться. Или на улицу, или в хоромы. Любовь, комсомол и весна!»

Прощальных слов говорить не принято. Камин Антроповых - приятное воспоминание известного музыканта, и он не упускает возможности расположиться возле библиотеки и представлять здесь Окуджаву, казанских бардов, говорить о неформатных клипах и Пушкине и петь, снова петь до утра «Изгиб гитары желтой...».

То самое пожелание от Олега Митяева - очередное в альбоме Антроповых.

То самое пожелание от Олега Митяева - очередное в альбоме Антроповых.

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Жванецкий обещал все съесть, а Рудольфа Нуриева здесь просто носили на руках

- Началось все в 80-х годах уже прошлого столетия с казанских бардов. Мы пели с ними песни под гитару, хохмили и травили анекдоты, - рассказывал «КП» - Казань» еще в 2009 году Натан Игоревич. - А за бардами появились и первые артисты.

Поначалу звезды принимали приглашение с опаской. Режиссера Марка Захарова и вовсе предложение незнакомцев возмутило. Но узнав, что Татьяна Геннадьевна вкусно готовит, а цели семьи совершенно бескорыстны, все же согласился на ужин.

Но «книга отзывов» в семье все же начинается с Александра Митты. С его подачи, кстати, она и появилась. Режиссеру уж очень захотелось отблагодарить заботливых хозяев. Он даже предложил написать слова благодарности на обоях. Но Антроповы настояли на альбомах... а то обои истреплются - придется менять.

Игорь Губерман также бывал в этом гостеприимном доме.

Игорь Губерман также бывал в этом гостеприимном доме.

Фото: из личного архива героя(ев) публикации

Впрочем, с тех пор Татьяна и Натан к визиту каждого гостя готовятся заранее. Работа на кухне кипит с полпятого утра. «Консерванты» хозяйка не признает. К любому блюду у Натана найдется вино. Его мужчина делает сам по особому рецепту. Такого точно нигде не сыщешь - из калины, малины, смородины, вишни...

- Михаил Жванецкий так и сказал: «Я очень люблю есть. У вас много еды? Я все съем», - рассказывает Натан. Дорогим гостям Антроповы всегда дарят и чак-чак.

Был в гостях у Антроповых и знаменитый танцовщик Рудольф Нуриев.

- А у нас во дворе, как нарочно, шел ремонт. Двор был перекопан: в центре большая яма, снег вперемешку с грязью. Мы видели, как Нуриев застыл в изумлении от такой картины. Думали, а вдруг он повернется и уйдет? - вспоминает Натан.

Но музыканты подняли маэстро на руки и пронесли его через наш перекопанный двор до самых дверей дома.

- Вначале Нуриев вел себя настороженно. Официально ярлык «изменник Родины» с него еще не сняли. Он боялся, что каждую секунду могут прийти и его арестовать. Рудольф почти забыл русский язык. Такое впечатление, что нарочно забыл. Мы его убеждали, доказывая, что сейчас времена совсем другие. Видимо, атмосфера в доме была настолько доброжелательной, доверительной, что он расслабился и даже выпил водки - сам себе наливал в рюмку и запивал минералкой, - говорит Татьяна Геннадьевна. - Нам потом сказали, такого он себе не позволял нигде, боялся провокаций.

- Постепенно Нуриев разговорился. И впервые именно в нашем доме рассказал о подробностях своей эмиграции, - вмешался в разговор Натан. - Никто из нас тогда не знал о его болезни. На вопрос, почему танцовщик решил встать за дирижерский пульт, он ответил, что так посоветовал ему великий дирижер Герберт фон Караян. Он рискнул потому, что история доказывает: дирижеры живут долго. А еще Нуриев был удивлен нашим камином. И похвалился, что у него тоже есть красивый камин.

Вениамин Смехов ни разу не пропускал посиделки в Казани - как только приезжает в столицу Татарстана, сразу приходит в гости к Антроповым.

Вениамин Смехов ни разу не пропускал посиделки в Казани - как только приезжает в столицу Татарстана, сразу приходит в гости к Антроповым.

Фото: из личного архива героя(ев) публикации

Однажды Антроповы посчитали, и получилось: принимали гостей и сами ходили в гости... 300 раз в году.

- Конечно, бывает, что и отказываются, - не без сожаления говорит Натан. - Но большинство все же соглашаются. Есть у Антроповых и любимый гость, теперь уже перешедший в разряд друзей дома. Это Вениамин Смехов. Естественно, он бывал у них множество раз. Как только приезжает в Казань, звонит: «Ребята, я приехал, увидимся?»