Премия Рунета-2020
Казань
+7°
Boom metrics
Политика11 мая 2015 12:21

Татарстан «вдарит» по оборонке

Несколько крупных военных заказов разместят на предприятиях Татарстана. Начнем с зенитных ракетно-пушечных комплексов, а закончим, если верить инсайдерской информации, сборкой вертолета-амфибии Ми-14, который в 90-е годы навел шороху по всему миру!
Возможно, совсем скоро Татарстан заберет большую долю оборонзаказа.

Возможно, совсем скоро Татарстан заберет большую долю оборонзаказа.

Все говорит о том, что у Татарстана есть все шансы занять новую для своей современной истории нишу. Совсем недавно стало известно о распоряжении министра обороны России Сергея Шойгу возобновить сборку стратегических ракетоносцев Ту-160 в Казани. И это не единственная сенсационная новость за последний месяц. Появилась информация и о крупнейшем за всю историю контракте казанского порохового завода с американскими и канадскими партнерами. Оказывается, переговоры о сотрудничестве шли очень долго - сказалось напряжение между Россией и странами мира. Татарстанский пороховой завод под санкции не попал, тем не менее, зарубежные коллеги довольно долго к нам присматривались. Переговоры, по некоторым данным, вели не менее трех лет. А накануне коммерческий директор завода Наиль Гиниятов заявил, что договор с американской компанией уже прошел стадию согласования, и подписан он будет после того, как получат все необходимые разрешения. Дело в том, что самостоятельно принять решение о поставках пороховой завод не может. В законах Российской Федерации есть запрет на отгрузку продукции двойного назначения в те или иные страны. Разрешения следует получить в минпромоторге и Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству начать поставки. Процесс запущен - осталось дождаться отмашки сверху. Кстати, эксперты считают предварительное «да» от США и Канады прорывным. Дело в том, что это первая в новейшей истории России поставка взрывчатой смеси в чистом виде за рубеж.

Сергей Шойгу распорядился возобновить сборку Ту-160 в Казани.

Сергей Шойгу распорядился возобновить сборку Ту-160 в Казани.

Буквально накануне победных майских выходных стало известно еще об одном прорывном проекте Татарстана. По словам вице-премьера Российской Федерации Дмитрия Рогозина ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» на шасси КАМАЗа распроданы до 2019 года! «Панцири» так пришлись ко двору, что клиенты из разных стран мира прямо сейчас готовы оплатить чек. Машина, по словам Рогозина, создается очень эффективная и затраты потенциальных клиентов окупятся на все 100 процентов. Прослужит «Панцирь С-1», как минимум, 15 лет.

Панцирь-С1 - одна из самых востребованных машин за рубежом.

Панцирь-С1 - одна из самых востребованных машин за рубежом.

Фото: Архив "КП"

В кулуарах обсуждается и еще одна новость. На Казанском вертолетном заводе могут перезапустить производство вертолета-амфибии Ми-14 - грозной машины, способной круглосуточно и в любых метеоусловиях вести поиск подводных лодок и поражать их. Есть у Ми-14 уникальная особенность - днище-лодка с боковыми поплавками и убирающимися шасси. На «хребте» вертолет-амфибия мог нести самое серьезное вооружение - противолодочную торпеду, глубинные бомбы или ядерную глубинную бомбу мощностью 1 кт. С вооружения машину сняли в 90-е годы. К этому моменты Казанский Вертолетный Завод выпустил 273 вертолета в трех модификациях - Ми-14ПЛ, Ми-14БТ (тральщик) и Ми-14ПС (поисково-спасательный)! По некоторым данным, Россия отказалась от производства грозных амфибий под давлением западного лобби - слишком хороша была машина, конкуренты не могли нас переплюнуть, вот и задействовали все рычаги. А теперь, говорят, что Ми-14 снова будут собирать в Казани. Впрочем, пресс-секретарь КВЗ Галина Кривцова информацию о возобновлении производства амфибии предпочла не комментировать - лишь подчеркнула, что говорить о реальном контракте пока рано.

Как бы там ни было, у Татарстана, действительно, появился шанс стать стратегическим регионом для оборонного заказа. И, кстати, у нас есть опыт выполнения самых сложных военных госзаказов. В годы Великой Отечественной войны именно в столице Татарстана базировались крупнейшие предприятия. Типовые военные самолеты у нас собирали выдающиеся ученые - от Королева до Петлякова. Именно к нам в годы войны эвакуировали Ленинградский авиационный завод - ныне Казанский Вертолетный. Наконец, наши предприятия участвовали в сборке знаменитых «Катюш», а «отец атомной бомбы» Игорь Васильевич Курчатов в секретной казанской лаборатории решал вопросы использования атомной энергии, как в мирных, так и в военных целях.