Премия Рунета-2020
Казань
-6°
Boom metrics
Интересное9 мая 2015 10:03

В Казани ко Дню Победы запустили настоящий трамвай истории

Бесплатные экскурсии на ретро-транспорте начались 9 мая, и будут проводиться вплоть до конца весны

Фото: Дарья ОВЧИННИКОВА

В честь 70-летия Великой Победы газета «Комсомольская правда» приглашает всех казанцев и гостей столицы прокатиться на ретро-трамвайчике «История Победы».

С 9 мая до конца месяца все выходные экскурсионный транспорт будет ждать вас около железнодорожного вокзала. Поездка бесплатная по предварительной записи. В первый же день желание прокатиться с ветерком изъявили желание более 1000 людей.

Пассажиров ретро-трамвайчика ждет увлекательный рассказ о том, как жила Казань в военные годы, что волновало горожан и как мы выстояли в один из самых сложных периодов не только для нашей республики, но и для всей страны, целого мира.

Первые пассажиры уникального маршрута

Первые пассажиры уникального маршрута

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

Подобное уникальное путешествие в историю стало возможным благодаря гендиректору МУП «Метроэлектротранс» Казани Асфану Галявову и газете «Комсомольская правда».

- Сегодня великий день и я всех поздравляю, - заявил на открытии исторического маршрута Асфан Галявов. - Мы рады что «Комсомолка» вышла с такой инициативой. Мы с удовольствием предоставили для данного проекта трамвай. Несмотря на то, что ему более 40 лет этот вагон надежен и прост в обслуживании. Идея оформления и экскурсии принадлежит «Комсомолке».

Оформление уникального вагона разработала "Комсомолськая правда"

Оформление уникального вагона разработала "Комсомолськая правда"

Фото: Дарья ОВЧИННИКОВА

- Казань рада появлению такого трамвая. Запуск этого маршрута это знаковое мероприятие. С ним для жителей города и его гостей открывается уникальная возможность поближе познакомиться с историей, - в свою очередь оценила проект начальник управления культуры мэрии Казани Айгуль Горнышева

Мало кто знает, но Казань стала третьим городом в Российской империи после Киева и Нижнего Новгорода, где пустили трамваи. Это случилось еще в 1898 году, на семь лет раньше, чем в столице Российской империи - Санкт-Петербурге.

Во время Великой Отечественной войны «железная лошадка» была единственным видом общественного транспорта в Казани, который был необходим горожанам как воздух. Все остальные виды транспорта были мобилизованы.

- На Ярмарочной улице, на трамвайной остановке всегда большое стечение народа, - писал тогда рабочий одного из казанских заводов товарищ Александр. - Надо установить здесь репродуктор, чтобы люди, ожидающие трамвая, могли слышать радиопередачи.

Действительно выстраивались огромные очереди. Ведь осенью 1941 года в Казань наряду с крупными оборонными и промышленными предприятиями были эвакуированы 33 академических института, переехали 93 академика и члена-корреспондента АН СССР, более 1650 научных сотрудников.

В городе были сосредоточены лучшие умы Советского Союза. Ученые решали глобальные вопросы оборонного комплекса, помогали преодолевать и внутренние народнохозяйственные задачи края. Группа научных работников во главе с академиком Глебом Максимилиановичем Кржижановским в тесном контакте с Казэнерго изучили электрохозяйство города.

В итоге ученым удалось повысить мощность казанских электростанций на 60 процентов и существенно ослабить жесткий дефицит электроэнергии. А соответственно, казанский трамвайный парк получил возможность работать более эффективно - запустили дополнительные маршруты.

Но если с электричеством проблему удалось решить, то водителей трамваев и ремонтников не хватало категорически. Многие казанские трамвайщики вместе со всем советским народом отправились на фронт, чтобы с оружием в руках отстаивать свободу и независимость нашей Родины. Тысячи героев не вернулись домой, около 250 человек были награждены медалями и орденами за боевые заслуги.

- Этот уникальный проект должен всем напомнить, какой вклад внесла Казань в Великую Победу. И «Комсомолка» как уникальное издание, которое остается популярным и сейчас, поможет всем желающим прокатиться на этом трамвае, осуществить путешествие в историю Победы и узнать о подвиге наших отцов, - во время открытия маршрута подчеркнула директор казанского филиала ИД «Комсомольская правда» Ирина Лукашова.

В глубоком тылу боролся с врагом и Иван Константинович Кабушкин - вагоновожатый Казанского трамвайного парка, работавший здесь в 1932 - 1937 годах. В первые дни войны Кабушкин отправился на фронт, но уже 28 июня попал в плен к фашистам и был переправлен в оккупированный Минск, а оттуда ему удалось бежать.

После побега младший лейтенант вступил в ряды антифашистского движения, действовал под кличкой Жан. Являясь членом Военного совета подпольного партизанского движения, Кабушкин лично уничтожил 20 агентов абвера, СД и полиции, провел немало успешных разведывательных операций, организовал побеги военнопленных из фашистских лагерей.

Гестаповцы охотились за Жаном с осени 1941 года и, установив засаду, 4 февраля 1943 года схватили его на явочной квартире. Изверги пытали Ивана Кабушкина сутки напролет, но он не выдал ни одного из соратников. Стало ясно: Жана не сломить - в эту минуту подпольщик был казнен фашистами в застенках.

Родина высоко оценила подвиг казанского вагоновожатого, удостоив его посмертно звания Героя Советского Союза. Трамвайный вагон серии Х № 24, на котором до войны работал герой, позже был установлен как памятник. Сегодня он находится на улице Эсперанто недалеко от станции метро «Суконная слобода». Вагон реконструирован, а в кабине водителя сидит манекен, в котором угадываются черты знаменитого Жана.

фото предоставлено МУП "Метроэлектротранс" Казани

фото предоставлено МУП "Метроэлектротранс" Казани

гендиректор МУП "Метроэлектротранс" Казани Асфан Галявов и директор казанского филиала ИД "Комсомольская правда" Ирина Лукашова

гендиректор МУП "Метроэлектротранс" Казани Асфан Галявов и директор казанского филиала ИД "Комсомольская правда" Ирина Лукашова

Фото: Дарья ОВЧИННИКОВА

Путешествие по истории началось!

Путешествие по истории началось!

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

Более подробно рассмотреть уникальный трамвай вы можете здесь