Премия Рунета-2020
Казань
+14°
Boom metrics
Туризм25 февраля 2015 12:30

Глава Госкомитета Татарстана по туризму: «Финны «с голоду» тишину продают, а в Татарстане есть всё - от Ивана Грозного до наследия ЮНЕСКО»

«Комсомолка» пригласила на традиционную чашечку чая самого... счастливого чиновника республики - так Сергей Иванов сам себя называет, объясняя, что его работа прежде всего связана с положительными эмоциями
В гостиной "КП" побывал глава Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов.

В гостиной "КП" побывал глава Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов.

Фото: Алексей ИСКАНДИРОВ

Республиканский Госкомитет по туризму обособленно работает всего лишь год. Но команда уже добилась удивительных результатов. Казань, традиционно, попадает в рейтинги самых популярных «курортов» России. О Булгаре и Свияжске говорят в мире. За год Татарстан посетили 2,5 миллиона гостей! Без прикрас, результаты рекордные, но всё же есть куда расти, подчеркивает наш гость.

ТАКИХ ГОРОДОВ, КАК КАЗАНЬ, НЕТ НИ В РОССИИ, НИ В МИРЕ

- Мы все чаще попадаем в рейтинги самых популярных для отдыха городов России. Но мы-то знаем: турист сегодня капризный. Много чего видел, еще больше слышал. Чем мы такого клиента заманиваем - почему едут именно к нам?

- Заманиваем улыбкой и самобытностью. А если говорить о статистике, наши опросы показывают: чаще всего приезжают погулять по городу, по республике - это так называемый культурно-познавательный туризм. Или же приезжают развлечься, принять участие в каком-либо событии. Но вот что интересно: туристы, прочитав буклет или выслушав оператора, рисуют в воображении Татарстан как регион с богатой историей и неплохой инфраструктурой. И только приехав к нам, проникаются душой республики - в первую очередь обращают внимание на то, как мы живем в мире и согласии. Именно толерантность татарстанцев больше всего удивляет гостей, в том числе из других городов нашей страны. Возможно, дело в том, что в России в принципе нет острых межконфессиональных проблем. Порой люди даже не задумываются, как это жить рядом с тем, кто рожден под иной звездой. А когда на одной площади в Казани турист видит церковь и мечеть, а пройдя пару сотен метров, натыкается на католический костел, в его голове будто складывается мозаика. Вот она - толерантность, о которой так часто говорят по телевизору. Наш пример симбиоза действительно выглядит необычно.

- Получается, именно Казань - главный магнит для туриста?

- Просто о Казани гости больше всего наслышаны. Но мы стараемся рассказать и о других направлениях в Татарстане. И это, кстати, непросто. Например, когда люди едут в тот же Булгар, они не понимают, что там увидят. Булгара нет в учебниках истории - как таковая матрица не заложена в наших умах. Но увидев древний город своими глазами, все без исключения отмечают, что не ожидали увидеть такой объект в центре России. Со Свияжском чуть проще - здесь помогает сцепка «Иван Грозный и взятие Казани». Но опять же - приезжая на остров, обращают внимание на другие вещи. Это природа, храмы, общая атмосфера, наконец.

У нас есть все для того, чтобы сделать Татарстан туристической меккой страны и даже мира.

У нас есть все для того, чтобы сделать Татарстан туристической меккой страны и даже мира.

Фото: Алексей ИСКАНДИРОВ

- А почему мы чаще рассказываем туристу о так называемой «большой пятерке» - Казань, Булгар, Елабуга, Свияжск и Чистополь? Ведь у нас есть и другие красивые места.

- Тут надо понимать, что о Татарстане мы разговариваем с людьми, которые живут чуть ли не за три тысячи километров от нас. Им очень сложно объяснить, чем хорош, например, Лаишевский район. Его просто «не разглядеть» издалека. Зато работают другие «магниты» - это Казань, Волга и татарская культура. Дополнительно мы используем такие магниты, как Булгар и Свияжск. Булгар - это ЮНЕСКО: объект, признанный в мире. А Свияжск просто понятен многим россиянам - история острова неразрывно связана с историей страны. Если работаем на иностранного туриста, говорим только о Казани, объектах ЮНЕСКО, толерантности как основной черте народа и удобном расположении по отношению к Москве и Санкт-Петербургу. Поймите, человек, живущий в Южной Корее, видит Евразию как огромное пятно на карте. Он знает Москву и Санкт-Петербург и боится даже думать о том, чтобы «сойти с маршрута». А мы этому гостю из Кореи должны объяснить - рядом с двумя столицами есть и третья, не менее интересная!

А вот нашему, внутреннему, туристу мы с удовольствием расскажем о районах. У самих татарстанцев, например, огромной популярностью пользуются уникальные фермы в муниципальных районах - страусиная и верблюжья.

Елабуга - самый настоящий город-музей!

Елабуга - самый настоящий город-музей!

Фото: архив КП

- На итоговой коллегии Госкомитета говорили о такой особенной аудитории туристов, как гости из Китая. Даже предлагали включить Казань в так называемый «красный маршрут». Неужели китайский турист так отличается от прочих?

- Здесь много тончайших нюансов. Сейчас в Китае продвигают именно групповой туризм для российских направлений. Россия для жителей Поднебесной - совершенно новый мир. Потому и стараются китайцы держаться вместе. Кроме того, туризм здесь на такой стадии развития, когда главная цель - посетить за одну поездку как можно больше городов. Поставить «галочку»: «Казань - брал, Астрахань - брал» и так далее. Именно поэтому и решили разработать «красный маршрут» - цепочку из городов России, удобно расположенных логистически. Чтобы китайский турист мог сделать как можно больше селфи на фоне наших достопримечательностей.

- А почему выбор пал именно на нас как на «точку» в китайском маршруте?

- Тут целый комплекс причин. Мы удобно расположены. В Казани жили Ленин и Толстой - герои очень важные для китайцев. Город «опоясывает» река Волга - как ни странно, известнейший в Китае туристический объект. Наконец, интересна сама история Казани, культурные особенности. А еще у нас очень оригинальные сувениры, своя национальная кухня и... классные интерактивные программы - знаете, китайцы любят, когда с ними танцуют и поют!

Свияжск прекрасен и зимой и летом.

Свияжск прекрасен и зимой и летом.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

БУДУЩЕЕ ЗА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ

- Огромное значение в развитии туризма имеет транспортная доступность региона. А у нас с этим явные проблемы - лоукостер до Казани так и не добрался, билеты на поезд дорожают. Остаются только автобусы. Не помешают нам эти внешние обстоятельства?

- Если работать правильно, не только не помешают, но и помогут. Лично я уверен, ставку надо делать на развитие автомобильного туризма - за ним будущее. Количество автомобилей в стране за последние годы резко выросло. Но пока люди даже не рассматривают такой вариант отдыха «на колесах». И это логично - во многих регионах с дорогами беда и люди просто боятся застрять в колее... Но с точки зрения затрат автомобильный туризм - один из самых недорогих вариантов отдыха. И будущее за ним. Автобусы, кстати, тоже хороши, но снижается радиус маршрута.

- Но и здесь нет инфраструктуры. Будем строить мотели на дорогах?

- А почему нет? В любом случае, первый шаг мы уже сделали - разработали путеводитель по Татарстану, где собрали один маршрут для автомобильного туриста, который едет к нам с семьей. Мы подробно расписали, как передвигаться по нашим дорогам, подобрали средства размещения - парковки те же самые. И прописали те объекты, которые предлагаем людям посетить. Работали на туриста среднего класса, бюджетника. В путеводителе есть вся необходимая информация - от контактов музеев до расчета стоимости поездки. Сегодня путеводитель доступен для скачивания на сайте Госкомитета по туризму и площадках туристических компаний. Выложим его и на новый туристский сайт о Казани, который пока находится в разработке. Думаю, скоро появится мобильное приложение. Пока же наш путеводитель представляет собой pdf-файл, который можно скачать на коммуникатор и пользоваться «книгой» даже без подключения к сети Интернет.

- А если говорить о зарубежных странах, какой опыт хотелось бы перенять? Наверняка есть с чем сравнивать - вы много где побывали...

- Мне интересен опыт Финляндии - настоящий феномен на рынке туризма. Страна близка нам по климатическим условиям и культурно-историческому наследию. Но если раньше финны умели продавать только Деда Мороза, то теперь в ход пошли все сезоны. Да и Дедушку Мороза они дают именно нашего, российского - работают на массового туриста. Сами финны католики, но для нас устраивают праздник с 31 декабря на 1 января. А чего стоят финские акции для туристов «Мы продаем тишину» или «Мы продаем северное сияние»!.. Здесь многому можно поучиться. Креативные идеи и большие события - это то, чего не хватает сегодня Татарстану. Но мы это исправим. Думаю, летом следующего года проведем большой оперно-балетный фестиваль на открытой площадке, а там еще что-нибудь удивительное придумаем. Главное, работать всем вместе. И я говорю не только о татарстанцах, но и о профессионалах из других регионов России. Наша задача сегодня - всем вместе быть конкурентоспособными.

- Кстати, а как вы сами любите отдыхать?

- Рыбалка и загородный отдых - вот что я люблю. Причем чаще всего время провожу именно в Татарстане - здесь такие места... удивительные! А какой клев! Я больше люблю Волгу - это субъективно, привык здесь рыбачить. Да и далеко Кама. А на Волге места «пристрелянные». Хотя на Каме, говорят, рыбы больше... Тут каждый сам для себя выбирает. Но места у нас шикарные, чего уж там.

Древний город Булгар - жемчужина современного Татарстана.

Древний город Булгар - жемчужина современного Татарстана.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

ТУРИСТ ПО КАЗАНИ ГУЛЯЕТ - БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА НАПОЛНЯЕТ

- На развитие туризма в Татарстане до 2020 года планировали выделить 1,8 млрд рублей. Сумма вроде как немалая, с одной стороны. Но в масштабах отрасли бюджет мог быть и больше...

- 1,8 миллиарда рублей - это бюджет всей семилетней программы развития туризма в республике - тот максимум, на который мы можем рассчитывать как из бюджета Татарстана, так и из внебюджетных фондов. Не могу сказать, что сумма гигантская, - скорее оптимальная. Ведь уже стала приносить доход. Судите сами - туристы в Татарстане лишь за 2014 год потратили 10 миллиардов рублей! И это, кстати, только расходы на гостиницы, санаторно-курортное лечение и экскурсии. Мы не считали транспорт, сувениры и развлечения. Прибавьте эти траты, и сумма увеличится как минимум вдвое. В бюджет Татарстана попадает 3,5% из «кошелька туриста». То есть с 10 миллиардов мы передали в казну 350 миллионов рублей. Согласитесь, неплохо?

- Более чем! И, думаю, 350 миллионов рублей в год - доход достаточно взвешенный. В Татарстане можно заработать и больше...

- Если знаешь, что именно продавать. Кроме того, туризм рентабелен еще и потому, что создается огромное количество рабочих мест. Это большая занятость, это социальная стабильность, это сбалансированное развитие экономики. Тут тебе и прямой доход, и повышение инвестиционной привлекательности региона. Каждый иностранный гость становится нашим «передатчиком» - он рассказывает о Татарстане за пределами России и создает уникальный имидж региона. И наша задача - сделать этот имидж привлекательным. Как? Оставив о себе хорошие впечатления, например. А мы это можем.

- А поедет к нам иностранный турист? Ведь сейчас не самая простая ситуация в мире. Да и наш, российский, турист, в силу непростой экономической ситуации, сто раз подумает - брать билет до Татарстана или нет.

- Трудности будут, но нет проблем нерешаемых. Бизнес в отрасли заинтересован. Сократили расходы лишь те, кто занимался выездным туризмом. А вот компании, нацеленные на внутренний туризм, наверняка увеличат вложения в развитие отрасли. По прогнозам экспертов, внутренний туризм в России вырастет на 30 - 40 процентов в этом году. Нам это на руку. И кстати, иностранные туристы к нам поедут в большом количестве - Татарстан для них стал дешевле, равно как и другие регионы России.

- Кого больше в Татарстане - российских туристов или иностранных?

- На 85 процентов россиян приходится 15 процентов иностранцев. В целом нас устраивает такое соотношение. Хотя бы потому, что российский турист тратит на отпуск больше денег. Европейцы же путешествуют по жестким ценам. Туроператоры, формирующие для них программы, выкупают отели средней ценовой категории и стараются продавать «пакетные предложения», где Татарстан и Казань - всего лишь «точки» маршрута, вместе с Москвой и Санкт-Петербургом. Условно, иностранец приезжает к нам на день, а россиянин - на неделю. Вот и считайте! Но и отказываться от гостей иностранных нельзя. Они формируют образ Казани и Татарстана в мире. А в сегодняшних условиях это очень важно.

- В 2014-м мы ставили задачу привлечь 2,5 миллиона туристов за год - высоту удалось взять. А как будем работать в 2015-м?

- Президент поставил задачу амбициозную - прирасти на 50 процентов. Что могу сказать? Мы будем стремиться к выполнению этой задачи.

А местным туристам, уже знакомым с брендами Татарстана, наверняка понравятся уникальные туристские продукты. Например, верблюжья ферма...

А местным туристам, уже знакомым с брендами Татарстана, наверняка понравятся уникальные туристские продукты. Например, верблюжья ферма...

Фото: материалы пресс-служб

Откуда чаще всего приезжают в Татарстан?

Каждый год в Татарстан приезжают сотни тысяч туристов и каждый находит у нас что-то родное именно для себя.

Каждый год в Татарстан приезжают сотни тысяч туристов и каждый находит у нас что-то родное именно для себя.

Где провести отпуск? Самые красивые места России по версии Сергея Иванова

Чем угощает Татарстан: вкусный рейтинг

КАЛЬКУЛЯТОР «КП»

Сколько стоит Татарстан для туриста?