2016-08-24T02:30:24+03:00

Пары топлива: поймать и «обезвредить»

В Татарстане все автозаправочные станции постепенно переходят в режим экологичности. Главная проблема, которую АЗС представляют для окружающей среды, очевидна: это испарения топлива
Изменить размер текста:

Кажется, что эти «воздушные агенты» неуловимы? Отнюдь нет!

ВЫГОДНО ДЛЯ ВСЕХ

Наверное, каждый из нас видел испаряющийся бензин. Еле заметное марево над его поверхностью - так в жаркий день дрожит и плавится воздух над асфальтом. Но бензиновая «дымка», в отличие от простого воздуха, далеко не безопасна. Пары топлива отравляют атмосферу, далеко не лучшим образом отражаясь на экологии в общем и здоровье людей в частности.

Само собой, большие выбросы таких паров характерны для автозаправок. В сутки на одной казанской АЗС в среднем реализуется около 16 тысяч литров бензина. Можно представить, сколько испарений могло бы оказаться в атмосфере. Именно «могло бы» - каждая заправка ищет способы минимизировать такое вредное воздействие на экологию.

Например, в Татарстане АЗС активно оснащаются системами улова и рекуперации (то есть обратного получения, тут имеется в виду то, что пары бензина будут превращены в жидкость) паров моторного топлива. Рекуперация выгодна не только экологичностью, признаются нефтепереработчики. Та часть топлива, которая уходит «в никуда», то есть в воздух, по такой системе будет превращена обратно в бензин! В идеале такими «фильтрами» будут оснащены все заправки, но не сразу.

На первом этапе, до 2015 года, запланировано оборудовать системами рекуперации более 260 АЗС, расположенных в крупнейших городах республики - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. На втором этапе, до 2020 года, будут оснащены оставшиеся АЗС, расположенные в других населенных пунктах республики.

ИЗ БЕНЗИНА В ПАР И ОБРАТНО

Есть два варианта, по которым автозаправки могут стать более экологичными и «ловить» пары топлива.

Первый - это установить систему улова и рекуперации прямо на АЗС. Тогда все происходит, что называется, «не отходя от кассы». Но такой вариант дорогой (порядка 2 миллионов рублей стоит установка рекуперации), поэтому более популярен следующий.

Во втором случае на АЗС используется замкнутая система слива нефтепродуктов. В такой системе пары бензина собираются в специальный резервуар (хранилище). Чтобы вывезти накопленное на нефтебазу (там их рекуперируют, то есть с помощью холода «заставят» пар перейти в жидкое состояние и получат первоначальный бензин), нужен будет бензовоз.

На практике все происходит довольно просто.

- Закупили новые бензовозы с герметичными сливами и заливами, - объясняет заместитель начальника по технической поддержке Казанского филиала ООО «Татнефть АЗС Центр» Равиль Шайдуллин. - К резервуарам хранилища бензина проводятся две трубы. Через одну начинаем заливать топливо в хранилище. И оно вытесняет из резервуаров пары, которым деваться некуда - по второй трубе они заполняют емкость бензовоза. Поэтому очень важна герметичность: по пути пары не должны испариться. Дальше бензовоз отправляется на нефтебазу, где собранные пары пустят в переработку, то есть рекуперацию.

Плюс такой системы заметен даже тем, кто вовсе далек от ее понимания. В общем, вычислить АЗС, помогающую улучшить экологию, легко... по запаху! На таких заправках воздух стал намного чище. Если раньше там порой в буквальном смысле нечем было дышать, то сейчас из-за того, что испарения топлива «заперты», можно вдохнуть полной грудью. Надо ли говорить, что это влияет на атмосферу в целом?

Несомненным доказательством выгоды такого способа можно считать и то, что на него переходят не только заправки крупных нефтеперерабатывающих компаний. Небольшие частные АЗС тоже находят средства и приобщаются к экологичности.

Например, одна из небольших частных АЗС компании - ООО «Бензин Сервис» приобрела специальный бензовоз для того, чтобы вывозить собранные пары топлива. До этого заправка нередко становилась объектом претензий местных жителей. Неудивительно: она расположена совсем рядом с жилыми домами, плюс недалеко средняя школа. Так что искать выход, соответствовать всем экологическим требованиям, надо было безусловно. Директор Анатолий Косолапов признается, что были опасения по поводу грядущих трат. Но тут все получилось согласно известной пословице «Не так страшен черт, как его малюют».

- На самом деле наши власти идут на диалог и слышат малый бизнес, - говорит Косолапов. - Вот и в этом случае удалось найти компромисс, решение, которое и нашей АЗС по карману, и выполняет все экологические нормативы! Купили сделанную под заказ автоцистерну, специальная система в хранилище собирает пары по системе газовозврата, и остается только отвезти их на переработку. Конечно, наша автоцистерна герметична при заборе и «выгрузке» паров, поэтому утечки в атмосферу не происходит.

Первыми новшество оценили те самые местные жители. Недовольных соседством с АЗС стало гораздо меньше. Да и сам Анатолий Косолапов считает, что экологичность его заправки - дело важное. Тем более что его дочка ходит в ту самую школу, что поблизости.

Согласны с ним и автомобилисты. Один из постоянных клиентов, таксист Алмаз, похвалил чистый воздух на заправке.

- Хотя в Казани, прямо скажем, воздух далеко не идеален, но так делается хоть немного чище, - высказал свое мнение автомобилист. - Сегодня паров бензина в воздух меньше идет, завтра придумают еще что-то для чистоты - прогресс не стоит на месте. Тем более что тут рядом дома, людям тоже не больно приятно было, наверное, запах бензина чувствовать, да это и вредно очень - дышать ими. Сейчас вот его намного меньше, только когда машину заправляю, пахнет чуть-чуть.

Кстати, экологичность не единственный плюс систем улова паров топлива. Не будем забывать, что они, кроме прочего, еще и легковоспламеняемы. Устраняя их попадание на открытый воздух, автозаправки делают огромный шаг в сторону пожарной безопасности. Кстати, благодаря герметичной перевозке не может произойти и воспламенения паров по пути. Ведь для того, чтобы произошла детонация, нужен контакт с кислородом, а это исключено.

СПРАВКА «КП»

На сегодняшний день в Татарстане уже оснащены системами улова и рекуперации паров моторного топлива 192 АЗС. 119 из них расположены в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. Кстати, большинство из этих заправок находятся в непосредственной близости от жилых домов, а значит, экологическая значимость внедрения таких систем на АЗС очевидна.

Недавно специалисты Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ ознакомились с работой замкнутой системы слива нефтепродуктов на одной из тамошних заправок. Система, как на большинстве таких АЗС, включает в себя сбор паров топлива из резервуаров в автоцистерны для вывоза и рекуперации на нефтебазах. В Набережных Челнах, втором крупнейшем городе РТ после Казани, на сегодня такими системами оснащено 29 АЗС из 72, то есть почти треть от всех.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также