Премия Рунета-2020
Казань
+19°
Boom metrics
КАРТИНА ДНЯ13 октября 2014 3:00

Иске Казан – живой родник истории

Виртуальное путешествие в уникальный музей-заповедник с воссозданным древним городищем

Фото: Руслан ДАВЛЕТШИН

История республики Татарстан, как известно, охватывает массу периодов. На территории региона за тысячу лет менялись государства и правители, культура, и многое другое. Неизменным оставалось одно – слияние Волги и Камы, ставшее своего рода мостом между Востоком и Западом.

Мы все знаем про Болгар и Свияжск, в которые в последнее время вложено немало сил и средств, там всё очень насыщенно, красочно и интересно. Но это всего лишь небольшая часть нашей богатой истории. Одним из мест, где вам о ней расскажут, является историко-культурный государственный музей-заповедник «Иске Казан» с воссозданным древним городищем.

История

Основано было селение примерно в 12 веке и изначально его контролировала Волжская Булгария, в 13 веке в него вошли монгольские кочевники хана Батыя, в 15-м – земля стала частью Казанского ханства, а после взятия Казани в 1552 г. – Русского царства. До прихода армии Ивана Грозного в нескольких селениях городища располагался торгово-ремесленный посад с крепостью на господствующих высотах, разрушенной в боях с русским войском. В основном он специализировался на изделиях из дерева.

Рядом находится село Камаево, названное в честь казанского князя Камая, в дар которому за службу Русскому государству и были пожалованы в 16 веке эти земли. До установления Советской власти в 1918 году оно носило название Князь Камаево. Раскопки в этих местах, вокруг нескольких сел, ведутся с 1928 года.

Сам музей-заповедник «Иске Казан» основан в 1992-м.

Музей

Что он из себя представляет? Основная экспозиция находится в крепости. Построена она, конечно, не на месте древнего городища, а именно в деревне Камаево. Внутри действует двухэтажный музей. На первом этаже выставлены археологические находки 12-16 вв., на втором – быт сельского Татарстана в конце 19-го – начале 20-го столетий. Здесь выставлены прядильные станки, немецкое пианино, советский радиоприёмник, зернодробилка, фарфоровая посуда с ручками из лапок гуся, зуб мамонта, древние монеты, зеркала 6 века и ещё много-много всего. Причем на втором этаже показана жизнь как зажиточных, так и бедных татарских крестьян.

Фарфоровая чашка. Продукция одного из заводов Матвея Сидоровича Кузнецова, кон.19 нач.20 века. Ручки из гусиных лапок, покрыты глазурью. Такие чашки можно было встретить в домах зажиточных крестьян.

Фарфоровая чашка. Продукция одного из заводов Матвея Сидоровича Кузнецова, кон.19 нач.20 века. Ручки из гусиных лапок, покрыты глазурью. Такие чашки можно было встретить в домах зажиточных крестьян.

Фото: Руслан ДАВЛЕТШИН

Немецкое пианино. Предположительно 1890-е годы. В данный момент нуждается в ремонте, немалая часть клавиш западает.

Немецкое пианино. Предположительно 1890-е годы. В данный момент нуждается в ремонте, немалая часть клавиш западает.

Прядильные станки. В музее периодически проводятся мастер классы по данному ремеслу.

Прядильные станки. В музее периодически проводятся мастер классы по данному ремеслу.

Национальная обувь: ичиги. Сшиты в одной из деревень в окрестностях музея, до революции.

Национальная обувь: ичиги. Сшиты в одной из деревень в окрестностях музея, до революции.

Крестьяне на рубеже столетий. Рядом коляска с ребенком. По сути как тележка. Фишка в том, что так родители, работая, избавлялись от услуги няни, если не могли её себе позволить.

Крестьяне на рубеже столетий. Рядом коляска с ребенком. По сути как тележка. Фишка в том, что так родители, работая, избавлялись от услуги няни, если не могли её себе позволить.

Хозяйственный инвентарь.

Хозяйственный инвентарь.

Научный сотрудник музея демонстрирует работу зернодробилки.

Научный сотрудник музея демонстрирует работу зернодробилки.

На улице можно прогуляться по крепостным стенам, прикоснуться к мельнице, зайти в кузницу и гончарную мастерскую, посмотреть на настоящий погреб и осадные орудия Средневековья. Когда есть туристы, в каждом из этих мест кипит жизнь, проводятся мастер-классы, что особенно нравится детям.

Святые места

Разумеется, музей не ограничен только селом Камаево. Вокруг много святых мест. Из под земли бьют 4 источника со святой водой. На горе, где в свое время располагалась крепость, стоит памятник Чингисхану. Неподалеку – мечеть, рядом с ней как раз находится один из источников целебной воды. Дорога на высоты не асфальтированная, пешком можно добраться, просто пройдя прямо от крепости, а на машине – в объезд, через село Татарская Айша и по мосту из труб через Казанку. Бездорожье, но терпимое.

Прикоснувшись к источнику, принято загадывать желание, обращаясь к Создателю, причем не важно, мусульманин вы или христианин. Рядом в благодарность предкам паломники оставили надгробные камни, у некоторых ограды увешаны платками. По словам работников музея, это тенгрианство – доисламская религия евразийских кочевников, культ Неба. К таким же памятникам относится и монумент в честь Чингисхана.

Пейзажи

С самой горы открывается великолепный вид на пойменную часть реки Казанка и тут можно заметить, что местность по своей форме напоминает котел, не исключено, что отсюда и название «Казан».

Это огромная площадка, на которой вполне себе может уместиться современный поселок или даже небольшой город. Общая площадь музея-заповедника составляет 137,2 га. В него вошли села Камаево, Русские Урматы, Татарская Айша, пойма Казанки с прилегающими высотами. Без разрешения «Иске Казан» на этой территории делать ничего нельзя. При строительстве различных объектов то и дело находят предметы, представляющие историческую ценность. Активных раскопок сейчас не ведется, но, в дальнейшем их планируют возобновить.

Как доехать?

Добраться до музея можно на электричке, идущей на Арск, остановочный пункт – «Камаево». Либо автотранспортом до разъезда Куркачи, где уйти под мост и дальше по указателям. Село Русские Урматы, там тоже было городище, находится по дороге на Арск, но чуть дальше разъезда. На электричке дорога занимает 48 минут от станции «Дербышки» , на машине тоже не больше часа.

Работает музей ежедневно, кроме понедельника, с 8 до 17 часов.