2016-03-22T13:02:12+03:00

Русский музей открыл в Казани филиал без Мединского

Презентация культурно-выставочного центра началась с минуты молчания в честь погибших в авиакатастрофе в Ростове-на-Дону
Фото: Рамиль ГАЛИ
Изменить размер текста:

Если февральскую выставку «Ибн Фадлан» называли главным культурным событием года в республике, то происходящее в эти дни в Государственном музее изобразительных искусств на Карла Маркса – качественно новая культурная «ступенька» города, дополнительно связывающая Санкт-Петербург и Казань, обменявшиеся в свое время новыми улицами.

Расследования вокруг Министерства культуры РФ создали вокруг мероприятия неоднозначную ауру – до последнего не было известно, приедет ли Владимир Мединский, которого так ждали на открытии. Сначала на неопределенный срок перенесли его встречу с читателями (Владимир Ростиславович – писатель, публицист, к 2015 году общий тираж его исторических книг превысил миллион экземпляров). Затем прямого ответа не последовало и на пресс-конференции с директором Русского музея Владимиром Гусевым. В итоге министр культуры в Казани так и не появился, и о нем благополучно не вспоминали.

Открытие прошло на редкость быстро и коротко, а столпотворение напоминало ту же «сходку» в Казанском Кремле, посвященную арабскому путешественнику – хотя государственный советник Минтимер Шаймиев, например, здесь не присутствовал. Беглым взглядом по выставке не понять, как проект культурно-выставочного центра обошелся республиканскому бюджету в 1,7 млн. рублей – но расходы и прям минимальные: транспорт (перевозила шедевры специальная компания), страховые расходы, оформление, реклама – вот и все. О том, почему первый российский филиал открывается именно в Казани, сколько их вообще по миру и как влияют антироссийские санкции, «Комсомольская правда» подробно разбирала.

ТОНЧАЙШИЕ ВЕЩИ

- Дивная совершенно работа, - Розалия Нургалеева, директор ГМИИ РТ, рассматривает полотно 1827 года «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

В залах скрипят половицы, оттого кажется, что места еще меньше и высокие потолки не спасают. Не протолкнуться.

Выставка собрала 50 работ мастера: 30 акварельных и 20 живописных. Самое ценное – графика, ее достают на свет редко, ведь рисунки требуют особого ухода: «У окна», «Любовная сцена в парке» и, конечно, ценны эскизы неосуществленной росписи – «Христос воскресший» и «Феб на колеснице». А «Последний день Помпеи», которую называют настоящей поэмой? Историческое событие Карл Брюллов скрупулезно оживлял через различные эскизы, читая письма очевидца и вдохновляясь атмосферой вновь ожившего в 1822 году Везувия.

По словам Гусева, видно, что автор получал наслаждение, создавая «тончайшие вещи». Такой шикарный подарок подарил себе на день рождения Русский музей, отмечающий сегодня 118 лет. Из 180 виртуальных филиалов музея – 40 за рубежом. Многие готовы выставлять реальные полотна. К слову, площадка стала хранилищем самой большой в мире коллекции русской живописи и методическим центром для 260 художественных музеев России. Сотрудничество с Казанью началось еще в 2008 году с выставки «Архип Куинджи» в столице Татарстана и в будущем культурно-выставочный центр обретет отдельное здание. На первом этапе в состав КВЦ войдет экспозиционно-выставочное пространство в залах второго этажа ГМИИ РТ, Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», а также Ресурсный центр творческого развития детей с различными возможностями.

НАВСЕГДА В ИСТОРИИ

После минуты молчания Василь Шайхразиев, заместитель премьер-министра РТ, поблагодарил директора Русского музея за организацию выставки и выразил уверенность, что жители республики работы великого мастера оценят, поскольку культурное наследие писателей, художников и философов в республике с каждым годом все более востребовано.

- Открытие не было бы возможно без глобальной поддержки нашего правительства и потрясающего активного участия Русского музея, – сообщила Розалия Нургалеева- Мы благодарны, что Русский музей все- таки выбрал нас первыми для своего проекта.

- Не только мы выбрали казанский музей, но он сам себя определил своей динамикой. Еще целый ряд городов близок к тому, чтобы превратить виртуальные филиалы в реальный, но казанский навсегда останется в истории. Здесь должна кипеть жизнь: дети, студенты и взрослые, у нас есть программы музейной педагогии, арт-терапии… - объяснил Владимир Гусев.

Гость поблагодарил руководство города и республики за поддержку и вручил директору ГМИИ РТ символический знак.

- Здесь на выставке малые вещи, но в искусстве и культуре величие не определяется величиной и размерами. Многие картины показаны впервые. Каждый графический листочек Брюллова – шедевр нерукотворный. Рассматривайте их, потратьте больше времени, чтобы почувствовать то, что испытывал художник, когда держал в руке карандаш, уголь и акварель.

Выставка «Карл Брюллов» продлится до 19 июня.

Еще больше материалов по теме: «Культура и искусство Татарстана»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также