Премия Рунета-2020
Казань
-3°
Boom metrics

Владимир Сунгоркин: «Мы не утомим людей важной информацией, касающейся их безопасности»

Главный редактор «Комсомольской правды» - о роли классических и новых медиа в пропаганде безопасного поведения на дорогах и не только
Как СМИ влияют на поведение водителей и могут ли современные медиа сделать дороги более безопасными?

Как СМИ влияют на поведение водителей и могут ли современные медиа сделать дороги более безопасными?

А. Челышев:

- Как средства массовой информации сегодня могут влиять на поведение людей?

В. Сунгоркин:

- Безусловно, СМИ влияют на поведение человека. И точно так же безусловно больше не работают старые подходы типа “Сейчас мы расскажем слушателям, которые стоят в пробках, что на дорогах вести себя надо хорошо”. Если мы попробуем сделать именно так, слушатель скажет: “Спасибо, до свидания” и переключит волну. Можно влиять? Можно. Нужно ли влиять? Нужно. Но надо быть более изощренным. Сейчас настала эпоха, когда аудиторию нужно заинтересовать темой, заинтриговать спорной подачей и - уважить: привлечь авторитетных людей, которые вызовут у нее доверие. Только в этом случае мы удержим читателя или слушателя, а, удержав, сможем донести до него порцию жизненно важной информации.

Н. Агре:

- Проблема с безопасностью дорожного движения в том, что 85 % водителей, которые попадают в ДТП, фактически знают, что они нарушают, но по-прежнему продолжают это делать.

В. Сунгоркин:

- Еще один посыл, который встретит благодарность от наших слушателей, что все-таки все водители делятся на две части. Я сам водитель с большим стажем. Большинство водителей старается соблюдать правила. Но есть 10% тех, кто почему-то (может, это генетика у них такая, может быть, какие-то врожденные проблемы у них, может, с интеллектом что-то не так) нарушает правила где надо и где не надо. Я уверен, мы все этих чудиков отлично знаем. Это те, которые перестраиваются из ряда в ряд с утра до вечера, не включая поворотников. Летит такой джигит... Мы знаем людей, которые не соблюдают скоростной режим вообще, из принципа. Мы знаем людей, которые любят воспитывать других водителей. То подрежут, то перестроятся и затормозят. Сейчас даже в ПДД пытаются внедрить норматив – агрессивное вождение. У нас много интересных чисто российских особенностей. Нет ни в одной стране такого неуважения к законам в принципе, как у нас. Если нет гарантии того, что тебя арестуют на дороге, ты будешь нарушать. Сейчас сильно дисциплинируют видеокамеры. Летит машина, нарушая все, что можно. Хоть кто-то позвонит в полицию, сдаст этого водителя?

Н. Агре:

- В последнее время начали.

В. Сунгоркин:

- И слава богу. Если мы будем говорить: ребята, вот те, которые сообщают в полицию о таких водителях, вы правильно делаете. Вы никакие не доносчики, не стукачи, не враги! Потому что вы своей информацией спасаете самих себя, своих близких и вообще население. Этот обормот, который летит, он наверняка с высокой долей вероятности убьет или изувечит невинных людей.

Н. Агре:

- В прошлом году на наших дорогах погибли 19088 человек. К 2024 году нам нужно снизить социальный риск до 4 погибших на 100 тысяч населения, а к 2030 году смертность должна стать нулевой. Какой вклад СМИ могло бы внести в воспитание населения?

В. Сунгоркин:

- Медиа должны быть одной из ветвей общественной власти в стране и в рамках своей ответственности сказать: давайте не ставить утопические цели. Потому что любые утопические задачи девальвируют ценность найденных решений. Не хочется решать проблему, которая решения не имеет. Давайте хотя бы не нулевую смертность, а действительно радикальное снижение этой планки. Могут ли медиа всерьез помочь в решении этой задачи? Конечно, могут. И старые добрые медиа, и новые. Пропаганду и агитацию, придуманную в мировой цивилизации в 20-30-е годы, ее законов никто не отменял. Если людям повторять те или иные важные тезисы, они начинают на них реагировать. Сегодня людям недостаточно навязчиво повторяют самые очевидные вещи. Те же постулаты правил дорожного движения должны быть переведены на язык лозунгов, картинок, слов, сопоставимых с набором заповедей.

Правда, эти заповеди должны быть обращены не только к водителям. Автомобильная цивилизация подталкивает нас и к тотальному соблюдению ПДД, и к ответственности тех, кто эти правила диктует: когда едешь по великолепной дороге, на которой действует ограничение скорости 60 км/ч, все превращаются в нарушителей на радость инспектору или камере. Я много езжу по стране, и это проклятье существует везде. Есть дороги, по которым можно и нужно ехать хотя бы со скоростью 70-80 км/ч минимум. Нет, стоит 60 км/ч. И добрый прапорщик стоит – собирает.

Н. Агре:

- СМИ дают прогнозы погоды. Можно указывать, какой тормозной путь будет при такой погоде.

В. Сунгоркин:

- Абсолютно согласен, это простенькое предложение, но оно работает. Большинство дорог сейчас покрыто снежной коркой. Мы можем прямо в эфире сказать слушателям за рулем: друзья, на скорости 60 км/ч тормозной путь будет равен, для мужской аудитории, – длине хоккейной коробки, 60 метрам - это при самых хороших условиях, если вы вовремя увидели препятствие.

Н. Агре:

- Превышение на 10-20 км/ч очень сильно влияет на безопасность пешеходов. Превысь ты там, где ходят дети, на 20 км/ч – просто не успеешь затормозить, если на дорогу выйдет ребенок.

В. Сунгоркин:

- Если мы хотя бы раз в два часа будем напоминать о правилах дорожного движения, ничего страшного не произойдет. Нам люди скажут спасибо. Водитель может сидеть, слушать и ворчать: да я и без них знаю про 60 метров. А рядом жена сидит и говорит: Вася, ты у нас великий водитель, но ты все-таки прислушайся. И у них где-то в подкорке останутся эти 60 метров. Мы не утомим людей важной информацией, касающейся их безопасности.

Н. Агре:

- Обсудим тему похмелья. Когда вы прекрасно проводите время вечером, не надейтесь, что утром в организме не останется следов алкоголя.

В. Сунгоркин:

- Ну да, люди уверены, что все уже позади: я и спал, и даже форточку открывал.

Н. Агре:

- В любом европейском баре всегда есть плакаты, которые напоминают, что легкий алкоголь выводится от 10 до 20 часов, а тяжелый может даже через 20 часов оставаться в организме. Стоят автоматы, куда можно бросить деньги и, как говорят в народе, дыхнуть, чтобы проверить, насколько ты пьян. В рамках кампании «Культура на дорогах» мы призывали водителей дыхнуть за Россию. Ноль промилле для нулевой стратегии на дорогах.

В. Сунгоркин:

- Сколько человеку надо на «просушку»?

Н. Агре:

- После корпоратива или новогодних посиделок я бы и через сутки не рисковала. Берегите себя.

А. Челышев:

- В общем, нужно усилить смычку прессы с экспертным сообществом, чтобы новая информация, результаты исследований быстрее до нас добирались. А мы уже придумаем, как креативно об этом сообщить народу.

Н. Агре:

- СМИ иногда чересчур креативны. Недавно было мероприятие, посвященное будущему автошкол. Кто-то предложил при замене прав переэкзаменовывать водителей. Глава ГИБДД Михаил Черников поддержал: хорошая тема, давайте продумаем. Было бы хорошо, если бы при замене прав водитель по желанию мог бы прийти в автошколу и за небольшие деньги прослушал курс ПДД. Через полдня все СМИ писали о том, что глава ГАИ предложил пересдавать экзамен при замене прав.

В. Сунгоркин:

- Может, у людей есть свой жизненный опыт, и они намек поняли. И быстренько сократили дистанцию осмысления: кончится все опять вымогательством денег, расходами и так далее. Предложение дискуссионное. Да, человек обновляет права, сдавал давным-давно. С другой стороны, он еще вчера был за рулем. И ездил по тем же дорогам.

Н. Агре:

- Но здоровье у нас при замене прав проверяют.

А. Челышев:

- Можно сделать так, чтобы водитель сам захотел пройти этот курс: объявить, что за это страховая снизит стоимость ОСАГО.

В. Сунгоркин:

- Да, нужна мотивация. Если я водитель и у меня кончились права, у меня не должно возникать чувства дискомфорта. Есть понятие – географический диктант. Я сам на него ходил в этом году, как любитель географии. Там система сдачи, как на права. Приходит ответ, у тебя сто из ста. И самооценка повышается. Может, такую же историю и с правами сделать? Если ты диктант по ПДД сдал на 80 из 100, - пора идти на курсы. У нас за рулем миллионы людей. Огромное количество из них – не очень опытные водители. А те, которые опытные, еще страшней. Им море по колено. Надо их заманивать такими игрушками.

Н. Агре:

- Необходимо бороться за нулевую смертность среди детей. СМИ зачастую так подают информацию, что гибель людей не увязывается с нарушением правил движения. Негативный контент перестал цеплять.

В. Сунгоркин:

- Драма сама по себе тащит эмоции. Это тоже технология. Любую резонансную аварию надо подавать с анализом – почему. 80 % объяснений будет – потому что водитель что-то нарушил.

Н. Агре:

- Бывает и по-другому. В ДТП погиб пешеход в темное время суток. У перехода стоит мачта городского освещения. Но фонарь не горит. Кто несет ответственность? С одной стороны – водитель, он управлял средством повышенной опасности. Но фактически видимость должен был обеспечить тот, кто либо сэкономил деньги, либо просто забыл поменять лампу. Вот так истинные виновники трагедий часто оказываются вне круга света. В прямом и переносном смысле.

А. Челышев:

- Есть же правительственная комиссия по безопасности дорожного движения. И вы, Наталья, в нее входите. Как вы оцениваете межведомственное взаимодействие?

Н. Агре:

- Оно есть. Госполитику в области безопасности дорожного движения сегодня определяют госавтоинспекция и МВД. Министерство просвещения направляет рекомендации о проведении уроков по безопасности дорожного движения. Непонятно, правда, как минпрос мониторит выполнение этих рекомендаций. Минздрав допускает водителей к управлению автотранспортом. При этом за рулем иногда оказываются люди в возрасте 90 лет. Со свойственным этому почтенному возрасту отсутствием реакции и частичным отсутствием зрения. Ну и, конечно, людям ментально неуравновешенным кто-то постоянно выдает справки о годности к вождению. В общем, определенная работа ведется, конечно. Смертность снижается. Но мало кто берет на себя ответственность за жесткие, непопулярные, но необходимые решения.

А. Челышев:

- Для меня маркером являются отношения Минздрава и ГИБДД. ГИБДД просит медиков передать базы наркоманов, клинических алкоголиков. Минздрав не дает – врачебная тайна. Ну, не даете - предложите альтернативное решение проблемы.

Н. Агре:

- Телефоны научились распознавать лица. Почему бы не поставить такой инструмент на службу сотрудникам ГИБДД? Поднес, просканировал, сразу все считал. Что и когда пил, за что задерживался.

В. Сунгоркин:

- Согласен, это облегчило бы участь и нормальных водителей, и инспекторов.