Премия Рунета-2020
Казань
+23°
Boom metrics
НовостиОбщество26 июня 2024 13:57

Казанскому аэропорту – быть!

Источник:kp.ru

«…Год они собирали средства по грошам, год они ждали – и вот плоды их воли, их детище – аэропорт – завтра приобретает права гражданства» именно так писала республиканская газета «Красная Татария» - предшественница нынешней «Республики Татарстан» 26 июня 1924 года.

2024 год – юбилейный для Казанского аэропорта, ему исполнилось 100 лет. Первый пассажирский рейс между Москвой и Казанью состоялся 1 июня 1924 года и знаменовал собой новую эру в жизни татарстанцев.

Уже 11 июня впервые самолетом из Казани в Москву была отправлена почта. Открытие воздушной линии Москва-Казань, в основном благодаря силам и средствам Общества Друзей Воздушного флота Т.С.С.Р., стало «очередным достижением Союза Республик в деле строительства и развития Красного воздушного флота». Рейс Нижний Новгород-Казань считали началом прокладывания новой воздушной магистрали, которая соединит в будущем Европу и Дальний Восток.

В казанской прессе в этот день 100 лет назад вышла статья об открытии Казанского аэропорта, а двумя днями ранее в Казань прибыл самолет системы «Юнкерс» №10, принадлежащий «Добролету». Плацдармом послужила земля между деревнями Горки и Аметьевой (так в документе), а под ангары решили использовать постройки заброшенного кирпичного завода. «Аэростанцию Казань» возглавил инженер-консультант, уполномоченный СНК ТАССР по авиации Николай Михайлович Бычков с 22 мая. Под его руководством велось строительство аэростанции.

Архивные документы, хранящиеся в ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» доносят до нас атмосферу того времени. В личном деле Н.М. Бычкова хранится заявление Начальнику Авто-базы Совнаркома Татреспублики от ассистента при кафедре прикладной механики по отделу воздухоплавания и авиации Казанского политехнического института Военнаго летчика: «Имея практический стаж, болевой опыт, теоритические знания в области авиационного дела, прошу о прикомандировании меня к авто-базе Татсовнаркома для работ по организации авиационного отдела автобазы. Окончил Николаевское Военно-Инженерное училище, Гатчинскую Ввысшую Авиационную школу и был впоследствии инструктором курса воздухоплавания при Николаевской военно-инженерной академии. Находился 2 года на Австрийско-Германском фронте в 7 авиационном отряде потребителей. Два раза контужен. Затем служил летчиком 4 петроградской дивизии Красного рабоче-крестьянского флота и инструктором Казанской высшей авиационной школы. Военный лётчик Н. Бычков».

По трагической случайности спустя месяц после открытия аэродрома Бычков погибает в авиакатастрофе и 23 июля аэростанции присваивают его имя. С 1931 года аэродром принимает все меньше рейсов и наконец прекращает свою деятельность в связи со строительством нового аэропорта восточнее города и переносом туда регулярных авиалиний, получившим позже название среди местных жителей «аэродромом на Арском поле», действующим вплоть до 2001 года.

Лейсан Низаметдинова,

Людмила Кузнецова,

сотрудники ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан»