Киношники влюбились сразу
Среди многочисленных яхт, катеров и яликов в Балаклаве ОН такой один. Его трудно не заметить. Судно «Дионис», построенное севастопольским умельцем Альбертом Винярским по аналогу греческого виновоза.
Деревянный красавец спущен на воду и «зазывает» туристов пройтись по морю. Но были в судьбе судна и не столь радостные события...
Вернемся в 2004 год, когда Альберт Винярский загорелся идеей возродить ретросудостроение. Но не все так просто. Информации об этом в то время было очень мало. Мастер собирал ее по крупицам.
Строительство судна началось в далеком 2004 году
- Мне повезло найти финский дубовый шлюп 1963 года постройки, который я и взял за основу. Изначально он был обклеен пластиком и был просто в ужасном состоянии, - вспоминает мастер.
Пришлось потратить немало времени, чтобы восстановить древисину, используя только медь для заклепок, паклю и дуб.
А чтобы собрать больше информации, как фактически с нуля создать деревянное ретро судно, Альберт Винярский ходил по причалам, лодочным станциям, спрашивал рекомендации и советы у бывалых моряков.
Выснил, что дуб принимает только медные гвозди.
- Да и много других нюансов выяснил. Ретро судостроение – это целая наука, - убедился на собственном опыте севастопольский умелец.
В 2005 году судно, построенное по аналогу греческого виновоза было спущено на воду. В Балаклаве такого красавца сроду не видели. Не удивительно, что пройтись по морю на таком деревянном судне хотели толпы отдыхающих.
«Дионис» пользовался большой популярностью. Даже попал в кадр во время съемок фильма «Сафо». Киношники, увидев деревянного красавца, сразу поняли – это то, что нужно для декораций (сцена, когда главные герои попадают на греческий остров Лесбос).
Красивая игрушка
В лучах славы «Дионис» купался семь лет...
- Содержать судно – это не простое дело, требующее не только финансовых затрат, но и много времени. А у меня появились новые проекты, планы, реализация которых требовала полной отдачи. Я решил продать «Дионис». Быстро нашелся покупатель, которому я поставил условие – судно не должно покидать пределы Севастополя, - рассказывает Альберт Винярский.
Ударили по рукам, заключили сделку и...новый владелец поступил так, как посчитал нужным. Перепродал греческий виновоз предпринимателю из Керчи.
Тот в свою очередь навыков в судостроении вообще не имел. «Дионис» ему нужен был как красивая игрушка, которая принесет много денег благодаря туристам.
В этом году туристы снова могут совершить морские прогулке на «Дионисе»
В неумелых руках игрушка быстро сломалась, полетел мотор. Горе-мастера пытались его разобрать, потом собрать и делали все так топорно, что бедолага «Дионис» и вовсе вышел из строя.
Из-за отсутствия необходимых запчастей в 2013 году шлюп уже не мог совершать морские прогулки.
Бизнесмену бесполезная игрушка оказалась ненужной и бывшую звезду Балаклавы бросили на берегу в Керчи. Более четырех лет «Дионис» «видел» только тину и чаек, а не довольных от морской поездки туристов.
- Когда я узнал, как обошлись с моим творением, конечно, я решил найти деньги, чтобы выкупить судно, - говорит Винярский.
Это удалось сделать в 2017 году. «Дионис» снова вернулся в родную Балаклаву. И два года мастер потратил на то, чтобы неспеша восстановить судно.
- Я убрал все лишнее, оставил только корпус. Подобрал древесину на шпангоуты, на флоры, на планширь. Внешний вид не менял, хотел восстановить «Дионис» в его первоначальном виде. Следуя традициям, для пропитки дерева использовал льняное масло. Нагревал его до восьмидесяти градусов и покрывал слой за слоем. Иногда доходило и до десяти слоев. Посчитал, оказалось, что на пропитку ушло 180 литров льняного масла! – поделился секретами мастер.
В Балаклаве туристы выстраивались в очередь, чтобы пройтись на нем по морю
А на днях Альберт Винярский получил лицензию на осуществление морских прогулок. Так что в этом году «Дионис» снова в деле и готов «показать» всем желающим прибрежные красоты Балаклавы, мыса Айя, Ласпи или Фиолента.
КОНКРЕТНО
Судно вмещает в себя 10 человек. Час прогулки стоит 2500-3000 рублей, в зависимости от маршрута. Это цена не с человека, а за всю лодку.