Премия Рунета-2020
Уфа
+19°
Boom metrics
Авто30 мая 2018 9:19

Уфа vs Казань: где общественный транспорт лучше?

«Комсомолка» решила расставить все точки в противостоянии двух городов
Транспортные проблемы в Уфе касаются практически всех жителей города

Транспортные проблемы в Уфе касаются практически всех жителей города

Фото: Олег НАФИКОВ

Какой из показателей удобства жизни в городе - миллионнике самый важный? Конечно, транспорт и дорожная инфраструктура. От загруженности дорог и количества автомобильных развязок, а также доступности и скорости передвижения общественного транспорта зависит и загазованность города, и наличие (или отсутствие) автомобильных пробок.

Мы решили провести эксперимент, суть которого довольно проста: корреспонденты «Комсомолки» в Уфе и Казани проехались на автобусах по нескольким маршрутам в вечерний час пик и выяснили, насколько удобно пользоваться общественным транспортом в этих городах.

Мы сравнили, с какой периодичностью на остановки прибывают автобусы, сколько времени занимает путь из пункта А в пункт Б, насколько заполнен салон пассажирами, и какова обстановка внутри: холодно ли, жарко или вообще - душно.

Для максимальной объективности эксперимента мы выбрали два маршрута: из делового центра в спальный район, затем обратно; из промзоны - в географический центр города. Главное условие – передвигаемся в час пик!

УФА. ЕДЕМ ИЗ ЦЕНТРА В СПАЛЬНЫЙ МИКРОРАЙОН

Остановка «Гостиный двор» на улице Ленина считается деловым центром города. Каждый вечер отсюда в сторону спального микрорайона Сипайлово отправляются тысячи студентов уфимских вузов и работников бизнес-центров. Приходим на остановку примерно в 18:30, как раз к вечернему часу пик.

Буквально через пару минут к остановке подъезжает ПАЗик, следующий по нужному нам маршруту. В салон мгновенно набивается с десяток человек. Изловчившись, достаем телефон и засекаем время.

Автобусы марки ПАЗ - народное средство передвижения по Уфе

Автобусы марки ПАЗ - народное средство передвижения по Уфе

Фото: Валерий ШАХОВ

Автобус медленно трогается и неторопливо тащится в направлении Центрального рынка. Впереди - плотная колонна из других маршруток. Пассажиры выходят и заходят, и постепенно в салоне становится душно. Особый шарм «путешествию» придают гонки соперничающих между собой водителей маршруток, которые «подрезают» друг друга. Автобус то виляет из стороны в сторону, то неожиданно дергается вперед, то резко останавливается. Хорошо, что упасть в плотной толпе пассажиров попросту невозможно.

Вскоре маршрутка выезжает на оживленную автомагистраль. Однако уже через пару минут скоростную гонку сменяет очередной загруженный перекресток: снова ползем со скоростью улитки.

Наконец, ПАЗик прибывает на нужную нам остановку - «Улица маршала Жукова». Едва протиснувшись на выход, глядим на часы. В пути с момента посадки до конечной точки мы провели один час.

УФА. ЕДЕМ ИЗ СПАЛЬНОГО РАЙОНА В ЦЕНТР

В центре города кипит жизнь. Тут сосредоточены крупные торговые центры, парки и кинотеатры. А весной и летом скверы и центральные улицы превращаются в излюбленное место для прогулок, куда приезжают и жители отдаленных микрорайонов. Сколько же занимает по времени путь из, например, Сипалово до центра? Проверим!

Выходим на остановку «Улица Маршала Жукова» примерно в 18:30. Здесь следует сделать уточнение: к этому пункту автобусы подъезжают уже переполненными, поскольку едут через весь микрорайон. Через пару минут подъезжает нужная маршрутка. В салоне - яблоку негде упасть. Стараясь не отдавить никому ноги, устраиваемся поудобнее и засекаем время.

В направлении центра, помимо пассажирского транспорта, движется плотный поток автомобилей, которые выбрали прямую дорогу из промзоны в центр, проходящую через Сипайлово. Так что наш путь прекратился в сплошную многокилометровую пробку. Лишь только на автомобильной развязке около ипподрома «Акбузат» сплошной поток машин разделяется, и едем уже быстрее.

Что касается тесноты, духоты и стойкого бензинового «амбре» - ничего не меняется с предыдущего маршрута. Водители автобусов все также играют в догонялки, переругиваясь в распахнутые окна, резко тормозят и лихо газуют, перестраиваются из выделенных для них полос в другие ряды.

Наконец, изрядно потрепанные и вспотевшие, вываливаемся на остановке «Гостиный двор» и проверяем время. Как и в первом случае, вся поездка заняла у нас час.

Башкирская столица время от времени встает в огромную пробку

Башкирская столица время от времени встает в огромную пробку

Фото: Кирилл ПЕНКИН

УФА. ЕДЕМ ИЗ ПРОМЗОНЫ В ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Ежедневно тысячи уфимцев отправляются на работу в Черниковку, где расположены крупнейшие предприятия и заводы. Мы решили выехать в вечерний час пик с одной из самых загруженных остановок ДК «УМПО» в географический центр столицы, коим условно считается остановка «Универмаг Уфа».

Наш путь пролегает по крупным автомагистралям: улице Первомайская и проспекту Октября, которые в вечернее время перегружены не меньше центра – люди с работы едут домой.

В условленные 18.30 приходим на остановку. На «Машинке», как называют эту остановку местные жители, самая настоящая толпа. И снова ждать не приходится: через пару минут подъезжает нужный автобус. Опять ПАЗик, ведь НЕФАЗы ходят по расписанию и реже, а пытаться залезть в переполненную «Газельку» - опасно для жизни. Повисаем на поручнях и засекаем время.

Тесно, душно, многолюдно – все, как обычно. Хорошо, что водители позволяют открыть боковые форточки и верхний люк; глоток свежего воздуха тут просто необходим. И снова дорога превращается в квест на выживание: водитель то люто газует и рвет с места, то подрезает своих конкурентов.

Не обходится без пробок на пересечениях главных улиц: например, на мосту через железнодорожные пути автобус набирает приличную скорость. Но впереди его ждет огромная пробка: через пару километров проспект Октября пересекается с улицей Трамвайная. Однако затор маршрутка проезжает всего за 10 минут – спасибо выделенной полосе для общественного транспорта.

А вот и наша остановка «Универмаг Уфа» - до нее мы добрались всего за 50 минут.

ПЕРЕДВИГАЕМСЯ ПО КАЗАНИ

Для казанцев общественный транспорт представляется довольно живым и при этом капризным существом. Стоя на остановках (особенно, по утрам и в отдаленных районах) пассажиры буквально заклинают, чтобы пришел именно их автобус.

При этом нельзя сказать, что «краснобусов» (так их называют горожане за неизменный красный цвет – прим. Ред.) мало на улицах, да и маршруты движения самые разнообразные. Вот только закон подлости еще никто не отменял – и приходит не тот, что нужен. Зато в выходные, пожалуйста, хоть через каждые пять минут.

Взять, например, популярный маршрут № 77: он, минуя центр, едет исключительно из микрорайона Азино (жилой массив, удаленный от центра города – прим. Ред.) в промзону, за озеро Кабан. А в той стороне «поселились» не только пивзавод и другие производства, но и многие официальные конторы, например, регистрационная палата и центральный МФЦ.

Но недавно горожанам решили сэкономить нервы и время, сделав автобусы, троллейбусы и трамваи «предсказуемыми». На значимых остановках установили электронное табло с отсчетом времени прибытия того или иного маршрута. Кроме того, привязали транспорт к приложению популярного поисковика.

Но все это не решает ряд проблем, например, с пробками и заторами. На специально выделенные для общественного транспорта левые полосы нагло выезжают автомобилисты – и снова дорога превращается в сплошную пробку. Вместо обычных 35 – 40 минут из отдаленных спальных районов в центр или промзону путь занимает почти полтора часа.

В Казани огромный автопарк автобусов, но это не решает проблему

В Казани огромный автопарк автобусов, но это не решает проблему

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ПРОБКИ НА ВЪЕЗД И ВЫЕЗД

Обычно те, кто очень спешит, выходят из салона раньше и доходят до нужной остановки либо пешком, либо меняют транспорт. В такие моменты даже не стоит вызывать местное такси, особенно, если на улице дождь или снегопад – просто не дозвонитесь. Крайне не везет в таких случаях матерям с детьми – такси со специальными креслами разлетаются, как горячие пирожки.

Продолжая разговор о пробках, в Казани хуже всего застрять посередине моста Миллениум или Третьей транспортной дамбе. На последней умудряется намертво вставать даже сквозной для города трамвай №5. О его маршруте стоит сказать отдельно: начинается путь от дальнего спального района «Солнечный город» - заезжает на другой берег Казанки - делает крюк и снова пересекает реку по Кировской дамбе, завершая свой путь на главном железнодорожном вокзале.

Так вот, возвращаясь к Третьей транспортной дамбе: в утренний час пик на ней стоит поток машин со стороны поселка Дербышки, едущих в город. Вечером, соответственно, ситуация повторяется. А самое интересное, что эта дамба прямиком ведет к стадиону «Казань-Арена», вокруг которой во время матчей будут перекрывать движение (привет ЧМ-2018).

Также проблемы с пробками в часы пик наблюдаются и на Горьковском шоссе – через него в Казань попадают жители Зеленодольска и Марий Эл. Застрять в автобусе можно даже на широком проспекте Победы.

Правда, здесь спасает ситуацию тот самый трамвай №5. Лучше в час пик пересесть на него: бывает, что так можно добраться быстрее, чем на машине.

ОДНО У НАС СПАСЕНИЕ - ТРОЛЛЕЙБУС

Больше всего в Казани повезло тем, у кого пункты назначения находятся вблизи станций метро. Быстро, чисто и практически (возможно, из-за обилия полицейских) нет пьяных пассажиров.

К слову, о пассажирах. Чаще всего их можно все же заметить именно в автобусах, хотя, в тех же «краснобусах» минимальные условия комфорта, особенно, во время летней жары и часа пик. В отличие от трамваев, тут нет кондиционеров, зато изредка встречаются камеры видеонаблюдения. В основном, они предназначены для доказательства невиновности водителя – не все пассажиры следуют табличкам «Держитесь за поручни». При этом для любителей посмотреть кино в пути в ряде казанских автобусов есть бесплатный wi-fi (№ 10а, 47, 54, 22 и 35).

Самым же комфортным в плане отсутствия толкучек наземным транспортом в Казани можно назвать троллейбусы: именно там меньше всего народу. Может, потому что на них не прописаны остановки (хотя маршруты можно посмотреть на стендах, установленных в остановочных павильонах) - потому и катаются лишь знающие. Приятная деталь: в некоторых троллейбусах есть розетки, через которые можно подзарядить свой смартфон (обычно они находятся у окна, напротив средней двери).

А возможно, троллейбусы не популярны из-за своей «тихоходности», или потому что во время пробок они становятся первыми «жертвами» - из-за проводов не могут объехать стоящие впереди машины.

В целом же, абсолютно комфортным весь общественный транспорт в Казани можно назвать лишь в то время, когда на лето домой уезжают студенты, а большинство горожан отправляются в отпуск.

КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?

Чтобы окончательно расставить все точки, следует изучить не только современное состояние общественного транспорта, но и получить представление о том, что ждет жителей двух столиц в дальнейшем. Будут ли в системе транспорта глобальные изменения? Как власти Уфы и Казани планируют разрешать накопившиеся проблемы и, наконец, каковы перспективы развития транспортной инфраструктуры в столицах Татарстана и Башкирии?

Обо всем этом и не только мы расскажем во второй части нашего исследования.