Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды10 мая 2018 22:00

Канны-2018: Пародийные реальности

«Донбасс» Сергея Лозницы и египетский дебют «Судный день» в программе
Открывший программу «Особый взгляд» фильм Сергея Лозницы «Донбасс»

Открывший программу «Особый взгляд» фильм Сергея Лозницы «Донбасс»

Фото: кадр из фильма

Открывший программу «Особый взгляд» фильм Сергея Лозницы «Донбасс» - фреска, рисующая происходящие в указанном регионе события в манере, сгущающей жесткий реализм до полного абсурдизма. Односторонне-тенденциозным образом рисует он истинное положение вещей или вполне себе реалистическим - пусть скажут те, кто знают о нем, этом реальном положении, не из сюжетов отечественного ТВ. Прирождённый документалист Лозница в своем фильме как раз исследует эту промежуточную зону между реальностью и ее репрезентацией "в ящике". Холодное, аналитическое, с некоторыми перекосами в сторону злого лубка и издевательского соцарта (канувшее в лету направление современного искусства, прописанное во времени позднего СССР, оказалось как нельзя кстати в момент возрождения «советского» на постсоветских просторах) полотно Лозницы несет вполне новаторский взгляд на новую, прежде не схваченную в кино реальность гибридных войн, в которой fake news (фальшивые новости) и пост-правда обладают не меньшей убойной силой, чем взрывы и выстрелы.

Фильм из основного конкурса «Судный день»

Фильм из основного конкурса «Судный день»

Фото: кадр из фильма

Фильм из основного конкурса «Судный день» (Yomeddine) египетского дебютанта Абу Бакра Шауки тоже являет собой реальность, от которой хочется отвести взгляд - это реальность запредельной нищеты и отчаяния. Добротное, хотя без особого полёта, роуд-муви отмечено, вероятно, самым внешне отталкивающим героем в истории этого жанра. На лицо ужасный, но добрый внутри прокажённый Бешай на стареньком ослике вместе с симпатичным маленьким мальчиком-сиротой впервые выезжает за территорию колонии с целью поиска родственников, но понюхав «реальной жизни», в результате решает вернуться в места для таких, как он. Когда попрошайничая по дороге, он сводит знакомство с другими бедствующими калеками, фильм с трудом удерживается от того, чтобы ни сползти в зону пародии. Такой же пародией, в сущности, выглядит, успех фильма на осыпанном бриллиантами фестивале. Хотелось бы, конечно, чтобы прокаженный актер-непрофессионал удостоился гламурной ветви за лучшую роль - несмотря на всю экстремальность этого варианта, думается, он вполне реалистичен.