Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество24 января 2018 14:45

Ушла из жизни Урсула Ле Гуин, бабушка Гарри Поттера, главная волшебница Земноморья

Автору романов «Планета Роканнона», «Планета изгнания», «Левая рука тьмы» было 88 лет
Писательница Урсула Ле Гуин считается одним из лучших авторов книг в жанре фэнтези.

Писательница Урсула Ле Гуин считается одним из лучших авторов книг в жанре фэнтези.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

По отношению к Урсуле Ле Гуин правильнее будет сказать не ушла, а уплыла. На волшебном ветре, точно так, как передвигались герои созданной ей вселенной Земноморья.

Для советского человека ее имя значило больше, чем Толкиен. Мир фэнтези открыла нам она. Легендарную сагу о волшебниках Земноморья печатал журнал «Наука и жизнь», а уже позже появилась знаменитая книга в желтой суперобложке и картой на форзаце от издательства Северо-запад. (Из предисловия к этой книге многие советские читатели впервые узнали о существовании хоббитов).

Урсула Ле Гуин — филолог по образованию, родилась в семье писательницы и антрополога. Читала лекции по всему миру. Очень любила нашего Пастернака и даже написала о нем статью. Всю жизнь сочиняла стихи, а первое фантастическое произведение опубликовала ужасно поздно — в 37 лет. Но - успела. Успела совершить революцию в научно-фантастической литературе. Ведь до нее считалось, что это жанр, созданный мужчинами для мужского чтения. (Уточним, для чтения белых мужчин). Это важно, чтобы понять юмор писательницы. Мало того, что она - женщина - пролезла в фантастику. Так еще и своего героя — волшебника из Земноморья, сделала темнокожим.

К сожалению, Земноморью — главному ее произведению не повезло с экранизациями и нынешнее молодое поколение вряд ли с ним знакомо. Но тот, кто читал — понимает, кто настоящая мама (или бабушка) Гарри Поттера. Еще в 1968 году, (когда Роулинг было от силы года три), появился волшебник-сирота, воспитываемый тетушкой. Он попадает в скрытую от глаз простых людей школу волшебников с ее каминным залом, иманнентной рощей, чудесными преподавателями. Мастером Травником, мастером Метаморфоз… Продолжать можно бесконечно...

Сама Роулинг говорила, что не читала саги о Земноморье…

А когда о Гарри Поттере спрашивали у Урсулы, то она - очень интеллигентная, маленькая, с шапкой белых волос (отдаленно напоминающая Юнну Мориц), не поддавалась провокации. Отвечала сдержанно, мол, нет, меня не ограбили, но я удивлена критикам, отмечающим удивительную оригинальность книги о Гарри Поттере. Что-что, а оригинальность точно не ее конек.

Урсула Ле Гуин скончалась 22 января 2018 года в возрасте 88 лет.

Урсула Ле Гуин скончалась 22 января 2018 года в возрасте 88 лет.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Многим в этом оставленном ей мире есть за что сказать спасибо Урсуле ле Гуин. За защиту слабых, за борьбу за права женщин, за создание целой непаханной страны фэнтези, с которой сегодня собирают урожай все, кому не лень. Ведь именно Урсула ле Гуин создала и тщательно проработала стартовые фэнтезийные декорации,которыми пользуются все последующие создатели сказочных миров. Начиная от Роулинг, заканчивая создателями Аватара, локация для которого появилась полвека назад в романе со сложным называнием «Слово для леса и мира одно».

Ее было за что благодарить, но она не ждала благодарности. Может быть, понимая, что в сущности ничего не придумала. Обладая прекрасным образованием, опиралась на исторические труды, знание психологии, истории средневековья, работы великих гуманистов. Ее Земноморье — это поздняя римская империя. В судьбе девочек-жриц с поломанными судьбами из второй части фэнтезийного цикла - «Гробницы Атуана» отразилась современная тема социального неравенства. «Слово о лесе» отдает идеями Вернадского…

Собственно, ее представления о добре и зле черпались из теории разумного потребления. Неслучайно добрые волшебники в созданной ей стране живут небогато в средневековом мире и своими сверхвозможностями почти не пользуются. В отличие от представителей злой силы, живущей в роскоши и довольстве, использующей свои способности ради сверхпотребления, нарушающая тем самым гармонический процесс существования.

Конечно, в ее понимании наш мир был миром злых волшебников. Особенно мучило ее то, что объектом надругательства злых волшебников стала книга. Из предмета искусства она превратилась в продукт потребления, а сами авторы продаются книгоиздателями «как флаконы с дезодорантом».

До конца жизни она отстаивала разные права и сплетала в единый мир множество наук. Но главной ее наукой была лингвистика. И главным делом стало отстаивание интересов Слова. Мастерство волшебника в ее Земноморье определялось тем, насколько волшебник владеет языком и первозданным именем. Каждое явление в волшебном мире имело одно-единственное имя, знание о котором было дано не всем.

Она-то, безусловно знала. Владение магией ощущалось даже сквозь перевод. И, конечно, главной и сильнейшей волшебницей Земноморья была сама.

О своей боли за страдающее слово она сказала четыре года назад, когда состоялось одно из последних публичных выступлений Урсулы ле Гуин. Это произошло на церемонии вручения награды за выдающийся вклад в американскую литературу. И, безусловно, ее речь можно считать завещанием,оставленным наследникам ее миров:

- Приближаются тяжелые времена, когда нам захочется услышать голоса писателей, которые могут видеть альтернативы тому как мы живем сейчас. Писателей,которые могут смотреть дальше, чем наше охваченное страхом общество и его навязчивые технологии.Писатели, которые смогут показать другие способы жить и дать нам другие основания для надежды. Поэты, провидцы... Мы живем при капитализме и его сила кажется неизбежной. Такими же неизбежными когда-то казались и божественные права королей. Но любой человеческой силе можно противостоять: ее можно изменить усилием других людей. И перемены начинаются с искусства. С нашего с вами искусства. С искусства слова.