Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Звезды7 января 2018 17:55

Режиссер Дмитрий Светозаров об «Улицах разбитых фонарей»: Жизнь врывалась на экран без нашего желания

Создатель сериала рассказал «Комсомолке» о работе в «катакомбах» Ленфильма, проверках Казановы и о том, как меховая шапка играла роль кошки [видео]
Дмитрий Светозаров пришел в проект в сентябре 1997 года.

Дмитрий Светозаров пришел в проект в сентябре 1997 года.

Фото: Александр ГЛУЗ

4 января исполнилось 20 лет с момента выхода на экраны одного из самых известных отечественных детективных сериалов – «Улицы разбитых фонарей». «Комсомолка» продолжает публиковать интервью с актерами и создателями проекта. О своих «Ментах» «КП» рассказал режиссер Дмитрий Светозаров.

«РАЗБОГАТЕТЬ – НЕ РАЗБОГАТЕЕШЬ»

- Чтобы говорить об «Улицах разбитых фонарей», важно понимать, что это было за время – 90-е годы. Фильмы не снимались, наступил тотальный коллапс отечественного кинематографа. Наша знаменитая киностудия «Ленфильм» напоминала себя в годы блокады – выбитые окна, одинокие фигуры в темных коридорах, страшная разруха. Эта расщелина в преемственности кинематографа сыграла роковую роль. За эти пять-шесть лет многие ушли из профессии. Просто не нашли себя в новых условиях. И каждый спасался, как мог.

Меня Бог миловал. Я нашел спасение в рекламе, возглавлял творческую студию. 1 сентября 1997 года я повел своего сына Лешу в школу и встретился там с Сашкой Капицей. Александра Петровича я так называю, потому что с детства знал его по Комарово. Мы часто играли в футбол, иногда пили пиво. Значит, он ко мне подошел – брутальный, здоровый дядька - положил свою лапищу мне на плечо и спросил: «Хочешь подзаработать? Мы тут над сериальчиком работаем». А я до этого слышал, что в катакомбах «Ленфильма» кто-то что-то снимает за какие-то копейки. «Сколько платишь?», - спросил у него. «Разбогатеть – не разбогатеешь», - ответил он и назвал какую-то приемлемую сумму.

ПРОШЕЛ ПРОВЕРКУ

- Не было сомнений? Ведь тогда в проекте уже работали несколько режиссеров.

- Действительно, я был далеко не первым. До меня снимал Саша Рожкин, Хамраев, Женя Татарский, Витя Бутурлин… Но когда я вошел в «Менты», все остальные каким-то образом рассеялись. Я в течение года или даже полутора был единственным режиссером. И мне удалось кое-что привнести. Я старался вылепить подробный характер. Проработать его сильные и слабые стороны. У нас бюджет был смешной – восемь тысяч долларов на кино. Артисты, съемки, транспорт – и все на восемь тысяч! Несмотря на это, нам удалось уйти от черновой фонограммы. Это было невероятно дорого, но я добился, чтобы мы озвучили эти серии. В 1999 году нас отметили, и мы получили «Тэфи».

- Актеры, съемочная бригада… Вы быстро нашли с ними общий язык?

- До меня было снято серий шесть-семь. Я работал с тем, что мне досталось, и был счастлив этим сотрудничеством. Правда, хождение в эту загипсованную структуру было довольно сложным. Актеры – специфическая порода людей. Помню, Саша Лыков поначалу пытался поймать меня, проверял. Первый съемочный день. Казанова сидит в отделении. Надо было сделать так, чтобы собеседник не узнал его голос во время звонка по телефону. Я сначала выслушал его колкости, а потом предложил взять стакан и говорить в него. Это же старый школьный трюк. Он это оценил и с той поры очень зауважал.

«БУКВАЛЬНО НОСИЛИ НА РУКАХ»

- С чем можно сравнить успех «Ментов»?

- Успех «Ментов» был гомерическим. Его можно сравнить с эффектом Битлз. Мне пришлось поездить по нескольким городам с ребятами. На улицах останавливался транспорт, а их буквально носили на руках. Короли криминального мира дарили им драгоценные перстни, цепи. Это было что-то шизофреническое. Феномен «Ментов» не проанализирован до сих пор.

- А с чем это связываете вы?

- Производственная и технологическая нищета, сложные жизненные обстоятельства стерли границы между кинематографом и повседневностью. Жизнь врывалась на экран без нашего желания. А мы приезжали и снимали ее, как документалисты. Важным было рождение новых героев. До этого были лишь мертвые клише советского кинематографа. А тут появились живые люди – наши соседи.

ВМЕСТО КОШКИ - ШАПКА

- Насколько было тяжело работать в условиях нищеты?

- Я вам расскажу про один эпизод, и вы сразу все поймете. Первым моим фильмом стал «Напиток для настоящих мужчин». В центре сюжета пенсионер. По сценарию он выходит из квартиры на зов мяукающей кошки. В итоге он ее подобрал, а его на лестнице убили. На съемки у нас было пять и шесть дней, работали круглосуточно. Два часа ночи, мы где-то в районе Фонарного переулка, снимаем. Тут же курят абсолютно голые мужики, которые выскочили из бани. Я говорю ассистенту: «Давайте сюда кошку», а он отвечает: «Кошки нет». А вокруг нее вертится весь сюжет серии! Я беру секундную паузу, оглядываюсь. Рядом стоит декоратор Эдик, декоратор, в старой кроличьей шапке. Я ее срываю и говорю актеру: «Вот так сложи ее и гладь». И так снималась почти каждая серия.

- Правильно я понимаю, что о декорациях и речи не шло?

- Конечно. Мы снимали эпизод серии «Лекарство от скуки, где на похоронах старого врача встречается Леша Нилов и главная героиня – Антонина Шуранова. Было это в реальном морге Боткинской больницы. Как сейчас помню те столы из алюминия, слегка покрытые жирком. В середине рабочего дня нам туда же привезли макароны. Мы поели, все сняли и уходим. Тут за нами бежит сотрудница с тряпкой и ведром: «Вытрите ноги! Ноги! Это же морг, тут «потрошат» тех, кто СПИДом болел». И молчание. Приехал я в Комарово, разделся прямо в машине. Кричал жене, чтобы она мне вещи какие-нибудь вынесла. Так боялся в дом заходить.

- Почему вы ушли из «Улиц разбитых фонарей»? Ведь тогда сериал был на пике.

- Мы ведь работали на ТНТ. Приехал к нам Сергей Скворцов, который тогда возглавлял канал. Он был невероятно возбужден и одухотворен огромной популярностью «Ментов», поэтому предложил мне по следам этого успеха сочинить сериал на похожую тему. Именно так, по заданию московского руководства, родился «Агент национальной безопасности».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Андрей Кивинов об «Улицах разбитых фонарей»: За экранизацию мне заплатили меньше тысячи долларов

- Я пять лет проработал в отделе милиции Кировского района. А когда пошел на повышение в РУВД, то решил оставить ребятам на память такую повесть о нашей жизни, что ли... Детективный сюжет был придуманный, но многие моменты, случаи, байки взяты из реальности. Я даже писал персонажей с настоящими фамилиями! Так родилась первая повесть «Кошмар на улице Стачек» (подробности).

Александр Половцев: «Огнестрел», «глухарь», «в отказку» мы говорили, только делая вид, что понимаем

4 января выпуску первой серии «Улицы разбитых фонарей» исполнится 20 лет. А сегодня, 3 января, бессменный Олег Соловец, который за годы сериала дослужился от майора до полковника, празднует юбилей: Александру Половцеву исполняется 60. Артист снимается в «Фонарях» и сегодня. Как это все начиналось, Александр Юрьевич рассказал «Комсомолке» (подробности).

Режиссер сериала «Улицы разбитых фонарей» Виктор Бутурлин: У меня на площадке был сухой закон

Я же знаю, как это бывает: станет один выпивать, к нему присоединится другой, третий, начнется такое «бытовое пьянство», а на следующий день никого не собрать. Поэтому я строго-настрого запретил. Потом, я слышал, актеры подраспустились. Не понимаю из-за чего. Может, почувствовали, что взяли господа за одно место…А вообще в нашей работе не было цинизма. Мы, правда, думали, что делаем большое и классное дело (подробности)

Анастасия Мельникова: На «Улицах» разбитых фонарей» родилась моя дочь

В «Улицу разбитых фонарей» пришла на один эпизод, сыграть второстепенную роль, а осталась на 18 лет. Да, потом это называлось «Опера: хроники убойного отдела», «Литейный». Несмотря на продюсерские выяснения взаимоотношений для меня всю жизнь в этой команде была одна и та же героиня, как бы ее кто не называл. Из образа своей героини я не выходила 18 лет. Они стали частью моей жизни (подробности)