Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество3 декабря 2017 22:00

Битва за Москву

5 декабря 1941 года Красная Армия начала контрнаступление против вермахта. Начался переломный этап Второй мировой вой­ны

А всего за полтора месяца до того Москва бежала. Эвакуировалось более 500 заводов и фабрик, более миллиона человек в считаные дни покинули город. Заминированы фабрики, на крышах зданий установлены зенитные орудия, в подвалах домов оборудованы пулеметные гнезда. Военные заводы не переставали работать - делали самолеты, оружие, снаряды. Улицы ощетинились противотанковыми ежами. Да, Москва обезлюдела, но сдаваться не собиралась.

Хорошо помню те дни. Мать была в полной растерянности и, теперь мне кажется, бесцельно шла, держа меня за руку, по совершенно пустой Люсиновке, булыжной улочке Замоскворечья. Она не знала, что делать со мною и бабушкой - люди куда-то спешили, а нам торопиться некуда было и бежать не к кому. На следующий день мать протолкнула нас с бабушкой в поезд и отправила в неведомый Томск с какой-то ничтожной толикой денег - в город, где у нее и знакомых-то не было…

Что выдвинула Москва на свои оборонительные рубежи… Георгий Жуков приводит такие данные: «Противник превосходил все три наши фронта, вместе взятых, по людям в 1,25 раза, по танкам - в 2,2, по орудия и минометам - в 2,1 и по самолетам - в 1,7 раза». Министр пропаганды Германии Геббельс уже забросил в Подмосковье транспортный самолет, набитый журналистами и кинохроникой, - увековечить победное вступление в Москву, и даже эшелон, груженный красным гранитом, подогнали - для сооружения памятника победы - да поспешили, как оказалось.

«Тайфун», так называлась операция по захвату Москвы, у ее стен рухнул и осыпался. Немецкие генералы перед фюрером оправдывались: снега, морозы, русское бездорожье… И сейчас нет-нет да и некоторые историки ссылаются на нашу зиму, сковавшую мощь вермахта, только не там они копают. Жуков пишет в книге воспоминаний: «В ноябрьские дни «генерального наступления» гитлеровских войск температура в районе боевых действий на московском направлении установилась от 7 до 10 градусов мороза, а при такой температуре, как известно, грязи не бывает».

Нет, не морозом, а силой духа и оружия Москва опрокинула врага. Не успел он отдышаться, как наши войска перешли в контрнаступление, которому суждено было стать поворотным моментом в истории Великой Отечественной. Померкло лучезарное сияние непобедимого до поры вермахта. Здесь, под Москвой, открылось невероятное: и эту «непобедимую» армию можно бить и гнать! Впервые за все месяцы войны заговорили о Победе - не только возможной, но и неизбежной.

Когда Георгия Константиновича Жукова спросили, что ему больше всего запомнилось из минувшей войны, он ответил: «Битва за Москву».