2017-11-22T15:23:24+03:00

Премьера фильма "Снеговик" 23 ноября 2017 года: Кровь, снег, тоска и водка

На экраны выходит экранизация одного из самых популярных криминальных романов последних лет. В России премьера фильма "Снеговик" состоится 23 ноября 2017 года [видео]
Поделиться:
Комментарии: comments9
Главную роль в фильме сыграл Майкл Фассбендер.Главную роль в фильме сыграл Майкл Фассбендер.Фото: YouTube
Изменить размер текста:

В Норвегии кто-то убивает не очень молодых замужних женщин, расчленяет их, раскладывает на снегу инсталляции из туловищ и конечностей и в качестве бонуса лепит неподалеку снеговика, иногда с отрезанной женской головой наверху. Спивающийся детектив Харри Холе, спотыкаясь, бегает за маньяком. Пройдет два часа экранного времени, на землю упадет миллиард снежинок, убийца будет идентифицирован, и замужние женщины в Осло и окрестностях наконец смогут засыпать спокойно.

"Снеговик" основан на романе Ю Несбё, одном главных европейских бестселлеров последних лет. Его очень хотел экранизировать Мартин Скорсезе, но в итоге он стал продюсером, а поставил картину швед Томас Альфредсон, автор великого фильма "Впусти меня" и хорошего "Шпион, выйди вон". Провал был оглушительным: по подсчетам сайта Rotten Tomatoes, только 8 критиков из ста отозвались о фильме тепло, остальные его размазали. Типичный отзыв: "Он как сырая спичка, которая не хочет зажигаться". Почему так получилось?

* * *

Детективы Ю Несбё - развлечение для терпеливых. В романе "Красношейка", принесшем ему известность, первые сто страниц были посвящены тому, как больной старичок покупает винтовку; следующие сто страниц Харри Холе выяснял, что это за винтовка, а потом еще триста - что это за старичок. Неспешное повествование было сдобрено мемуарами о фронтовой юности пожилого стрелка (он сражался за нацистов под Ленинградом) и венчалось финалом, почти полностью скопированным из классического "Дня шакала" Фредерика Форсайта. Тем не менее, "Красношейка", третья книга о Харри, стала бестселлером. А после седьмого романа, "Снеговика", Несбё стал международной литературной звездой.

Афиша фильма "Снеговик".

Афиша фильма "Снеговик".

Ритм романов Несбё - отнюдь не бешеный, сыщик там важнее, чем убийца и едва ли не важнее, чем сюжет: Харри Холе - алкоголик, в тридцать с небольшим уже почти приготовившийся к смерти, но постоянно выныривающий из запоев и бредущий на работу по холодным улицам Осло. Там есть атмосфера и тысячи деталей (очень важно, какого качества кофе пьет Харри, как по пятнадцать раз просматривает видеозаписи, с какими мыслями ездит из одного конца Норвегии в другой). У Харри есть личная жизнь - тоже с бесконечными неровностями и ухабами, но за ней интересно следить.

На экране все это превратилось в медленные разговоры Харри с какой-то особой по имени Ракель и ее сыном-подростком Олегом. У Несбё перед "Снеговиком" было четыре книги, чтобы подробно рассказать и о любимой женщине детектива, и о ее ребенке. Человек, смотрящий фильм без знания романов "Красношейка", "Немезида", "Пентаграмма" и "Спаситель", вряд ли вообще что-то поймет: какая еще Ракель? Зачем здесь этот паренек, мучающийся мечтой "увидеть своего русского биологического отца"? Какая на фиг разница, кто у него биологический отец, когда не очень понятно, кто он сам? Это как смотреть сериал с середины, и почти весь фильм единственная функция Ракель и Олега - тормозить действие: Харри то сокрушается, что забыл пойти с тинейджером в поход, то разъезжает с ним по Осло на трамвае - а ведь мог бы в это время ловить убийцу. Хотя это тоже неинтересно - убийца выглядит редким занудой с непонятной зацикленностью на Холе, которому он постоянно передает дурацкие записочки. В романе эта зацикленность объяснялась более чем внятно, и в записочках был свой смысл; из фильма Альфредсон все это выбросил и не заметил - так упавший лицом на стол пьяница не замечает, что смахнул локтем стакан.

К слову, алкоголизм здесь - чистая условность. В самом начале Холе просыпается где-то в домике рядом с детской площадкой с адского, должно быть, похмелья, но никаких следов запоя на лице Майкла Фассбендера нет: он скорее вышел из летаргического сна, куда (как и все прочие персонажи) не прочь поскорее провалиться обратно. Фассбендер прекрасный актер, но здесь ему забыли сказать, что нужно играть, так что он просто включает харизму и уходит на автопилот. Как и все остальные - триеровская любимица Шарлотта Гэнсбур, оскаровский лауреат Дж.К. Симмонс, Ребекка Фергюсон из последней "Миссия: невыполнима".

Ну да, конечно, весь фильм преступник с помощью специального устройства отрезает женщинам части тела, то головы, то пальцы, но честное слово, убийство курицы на ферме производит куда более сильное впечатление. Не говоря уж о медленном убийстве литературного источника. Томас Альфредсон сейчас пытается оправдать свой сокрушительный провал - говорит, что некоторые сцены из-за проблем с графиком не успели снять (!), что его рвала на части дюжина продюсеров, каждый со своим видением фильма.

Так или иначе, "Снеговик" завершается намеком на то, что за ним последует экранизация следующего романа Несбё, "Леопарда"; мы ее не дождемся. Пройдут годы, прежде чем Харри Холе снова появится на экране. И появится он уже точно не в голливудском фильме: там точно никогда больше не будут снимать кино о человеке, чья норвежская фамилия по-английски выглядит как слово "дыра".

Снеговик - Русский трейлер (2017).

 
Читайте также