Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество23 октября 2017 5:10

Зачем российские вузы пробиваются в международные рейтинги

Обозреватель отдела науки и образования о том, стоит ли абитуриентам вчитываться в топ университетов мира
Сейчас наука и технологии идут вперед невероятно быстро. Никогда в истории человечества еще такого периода по стремительности накапливаемых знаний не было

Сейчас наука и технологии идут вперед невероятно быстро. Никогда в истории человечества еще такого периода по стремительности накапливаемых знаний не было

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Что-то мы увлеклись рейтингами. Шанхайский рейтинг… Times Higher Education… Quacquarelli Symonds… Рейтинг молодых вузов. Рейтинг инновационных университетов. Рейтинг научной производительности университетов. Рейтинг инженерных вузов, медицинских, естественнонаучных… Недавно была новость про то, какие места российские университеты заняли в очередных списках.

Запутаться? Легко! И, главное, какая польза от этих «топ сто…, двести…, триста…»? Абтуриент будет по ним выбирать куда поступать – в МГУ, в Кембридж или в Эколь политекник? Да вряд ли! Старшеклассники и без всяких рейтингов прекрасно знают, какие у нас вузы лучшие. Тогда что?

А то, что участие наших университетов в международных рейтингах, госпрограмма «Проект 5-100», которая должна бы вывести пять ведущих российских вузов в сотню лидеров в тех самых рейтингах, – это совсем про другое.

Как раз всю прошлую неделю и большие начальники на самых разных мероприятиях, и эксперты на конференции в Москве об этом много говорили. Попробую объяснить суть.

Советские вузы были заточены на «прошлое» - они готовили специалистов для той экономики, которая была в стране. Да и это, впрочем, делали не самым лучшим образом – те, кто приходил на производство в то время, прекрасно помнят расхожую фразу: «А теперь забудьте все, чему вас учили в институте…» Нет, у нас были в вузах научные школы, и исследования были. Но все же главное происходило не в учебных институтах, а в институтах Академии наук.

В принципе, и сегодня так жить можно (да многие вузы так и живут, «строгая» экономистов, юристов и прочих –истов, которые, забрав корочку, по специальности работать не будут ни дня, потому что никакими знаниями профессии не обладают). Это если не думать, какую страну мы оставим тем, кто сегодня только родился.

Сейчас наука и технологии идут вперед невероятно быстро. Никогда в истории человечества еще такого периода по стремительности накопления знаний не было. Но Россия – одна из крупнейших стран мира, обладающая феноменальными запасами природных ресурсов и головастым, талантливым населением – развивает на свой территории в лучшем случае только одну десятую из существующих современных технологий. Мы даже не смогли у себя собрать YotaPhone – «инновационный смартфон», придуманный российскими и финскими инженерами. Банально не получилось организовать фабрику по сборке. Да и детали для него сами произвести не смогли. Свинчивали его в Китае.

Мы не можем делать современные процессоры – они у нас дороже, медленнее, чем серийные чипы на конвейере в том же Китае. А процессор - это мозги любого современного устройства.

Нужно не только догонять, но и обгонять. И времени на это катастрофически мало. Но возник вопрос – а кого поставить на беговую дорожку? Предприятия, которые вынуждены закупать импортное оборудование? Научные институты, в которых средний возраст исследователей приближается к 60 годам? Вариантов было немного – вузы. Здесь кучкуется молодежь. Здесь можно быстрее разогнать кровь. И здесь можно в максимально короткие сроки наладить научные исследования, причем прикладные – те, которые будут востребованы экономикой.

Так пять лет назад возникла программа «5-100». Были отобраны 21 вуз, которые с низкого старта отправились в погоню за мировыми университетами-лидерами. Задача - попасть в топ международных рейтингов вузов.

Понятно, что рейтинги – не лучшая линейка, которой можно измерить рост и развитие вуза. И точно не идеальная. И методики составления «топ» не всегда четкие, и требования различны. Но другого понятного инструмента нет.

А тут хотя бы в общем цели ясны – нужно заняться исследованиями в прорывных областях науки, подогнать образовательные программы под мировые стандарты, растить увлеченных студентов, привлекать для работы иностранных ученых и преподавателей, уже заявивших о себе в научном мире.

Многие и сейчас пессимистично замечают: нам такой рывок не по силам. Но факты говорят о другом. Многие наши ведущие вузы действительно смогли преобразиться всего за несколько лет. Московский институт стали и сплавов - теперь один из крупнейших инновационных центров страны. В отрыв ушли питерские политехнический университет Петра Великого и ИТМО. На какой конференции я не бываю – обязательно молодые ученые из этих вузов либо доклад делают, в дискуссии участвуют, видеомост организуют.

Явно рвутся вперед томские вузы – госуниверситет и политех. Новосибирский университет - база для десятков исследований с участием ведущих исследователей из разных стран. Неугомонная движуха идет в ядерном университете МИФИ и в Дальневосточном университете. Я уж не говорю про МГУ, СПбГУ, Высшую школу экономики, МФТИ, которые просто поселились в международных рейтингах.

Конечно, картинка не может быть идеальной. Я знаю, что некоторые вузы, попав в программу, просто переиначили старые учебные курсы, выдав их за новые, инновационные. Есть те, где симулируют вал научных работ, публикуя статьи в «мусорных» журналах, цена которым в научных сообществах - копейка в базарный день. Но движение есть. Вот уже несколько лет я с гордостью наблюдаю за тем, как зарождается новая жизнь в первом меде (МГМУ имени Сеченова). Не буду говорить про специальность. Но история такова – ведущим врачам, кандидатам и докторам наук прежде даже в голову не приходило участвовать в международных конференциях. Зачем? Пациенты и так с шести утра пороги кабинетов обивают. А тут – язык учить, исследования проводить… Зачем? (А я надеюсь, вы понимаете, что участие в международных конференциях означает, что наши врачи осваивают современные методы лечения болезни, знакомятся с новейшей медицинской техникой). И тут руководство вуза встряхнуло корифеев. Как? Власть получили молодые ученые и хирурги с хорошим английским, с желанием заявить о себе в международном профессиональном сообществе. С помощью российских инженеров-физиков в Сеченовке была создана техника для операций. И она намного лучше продвинутых аппаратов, придуманных в Израиле и Германии. Разработаны методики проведения операций, не известных коллегам на Западе. Ребята теперь ездят на конференции в Англию, США и Канаду не просто слушателями. Их приглашают прочесть доклады, показать видео операций. А ведь у нас столетиями была традиция – в нашем отечестве приличных лекарей нет, если нужно поставить на ноги большого человека, зовут эскулапа из-за границы.

И вот впервые за сотню лет к медикам из России стали относиться как к равным по опыту и уровню проводимых исследований. В клинике, где работает молодая команда, я встречал американцев, приехавших на лечение. Сегодня здесь оперируют в четыре раза больше больных, чем несколько лет назад. Риск осложнений минимальный, люди на второй-третий день уходят домой, а раньше по три недели не могли встать с больничной койки.

Понятный пример? А он не один. Их много. Но для такой страны, как Россия, еще недостаточно.

Эксперты на недавней Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования утверждали: проект «5-100» - одна из самых успешных госпрограмм последнего времени. И у меня не нашлось аргументов, чтобы с ними поспорить. Примерно по такому же пути пошел вслед за Россией Китай. Причем, вложив в три раза большие деньги, чем Россия, пока здесь получили в три раза меньше результатов. Не так давно похожую программу приняла еще одна бурно развивающаяся страна – Индия. На попадание в международные рейтинги правительство готово выделить 100 млрд рупий – это больше 1,5 млрд долларов.

Очень важно, что программу у нас развивают дальше. На прошлой неделе президент Владимир Путин на встрече со студентами на международном фестивале обратил внимание - программа мегагрантов будет продолжена, источники финансирования найдены. Мегагранты – это, по сути, один из элементов «5-100» - приглашают на работу к нам ведущих мировых ученых, аспирантов, в том числе выходцев из России. Многие уже созданные на мегагранты лаборатории работают с вузами. Глава правительства Дмитрий Медведев пообещал, что институты и университеты со статусом центров инновационного, технологического и социального развития получат дополнительную поддержку. Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец подтвердила – все вузы, участники программы "5-100", продолжат участвовать в ней.

В общем, через несколько лет, если так дело пойдет, иностранным абитуриентам действительно предстоит рассматривать российские вузы как альтернативу европейским или азиатским. Но пока нам нельзя терять темп. Нужно научиться защищать результаты своих исследований и зарабатывать на них. Нужно больше программ на английском языке. Нужно развивать новые исследовательские направления. Нужно больше проектов на стыке наук – именно здесь сегодня делаются основные открытия. И – очень важно – продвигаться не только в общеуниверситетских, но и в предметных рейтингах.