Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Наука18 октября 2017 17:30

NASA поставила под сомнение надежность кораблей «Союз»

По словам представителей организации, разгерметизация «Союза» с американским астронавтом на борту указывает на проблемы с качеством российской космической техники.
Иван Ортега
Надежность пилотируемых капсул «Союза» поставлена под сомнение инцидентом с его разгерметизацией, случившемся в апреле этого года

Надежность пилотируемых капсул «Союза» поставлена под сомнение инцидентом с его разгерметизацией, случившемся в апреле этого года

Фото: ТАСС

16 октября 2017 года на заседании консультативного комитета NASA по МКС американский астронавт Томас Стаффорд (Thomas Stafford) заявил о том, что надежность пилотируемых капсул «Союза» поставлена под сомнение инцидентом с его разгерметизацией, случившемся в апреле этого года. Хотя он не уточнил дату, в этом месяце лишь «Союз МС-02» (10 апреля) спускался на Землю. В капсуле тогда кроме двух российских космонавтов был астронавт Роберт Кимбро. Он, по всей видимости, и доложил своему руководству об инциденте, пишет Spacenews.com.

Согласно утверждениям Стаффорда, стяжка парашютной системы «Союза» при выпуске основных парашютов на восьми километрах ударила по сварному шву и привела к потере герметичности. Вплоть до пяти километров давление в капсуле было ниже нормы. Потом открылся клапан, который должен подавать в нее воздух снаружи, и давление начало возвращаться к тем значениям, что рекомендованы для этой части спуска.

Роскосмос не сообщал об этом инциденте, что можно понять — репутация организации после затяжной серии аварий прошлого года и так не слишком высока. Сложнее понять, почему Роскосмос не предполагал, что американская сторона сама не расскажет об этом событии, выставив российских коллег утаивающими огрехи в своей работе.

Стаффорд заявил, что объяснения российской стороны по поводу инцидента свелись к предположениям, что, возможно, парашют был уложен не вполне корректно, что и привело к удару стяжкой по корпусу капсулы.

Представитель NASA отметил, что это не первая проблема Роскомоса в плане обеспечения американцев на МКС. В 2015 и 2016 годах было потеряно два грузовых корабля «Прогресс». Расследование инцидентов было осложнено низким качеством телеметрии случившегося — она оказалась неспособной качественно записывать быстротекущие события. После этого камеры телеметрии заменили на новый тип. В октябре 2017 года последний пуск «Прогресса» был отложен на пару суток из-за некорректной работы датчиков отделения посадочных опор. Впоследствии корабль все же смог доставить груз по назначению.

Роскосмос отреагировал на «разоблачение» американской стороны. По словам его представителей, специальная комиссия уже проанализировала случившееся. По ее мнению, ситуация имеет случайный, маловероятный характер, все необходимые меры для исключения повторения подобного в будущем приняты.

– Эта ситуация была впоследствии отработана совместно с NASA. После этого были проведены и пуски, и успешные посадки спускаемых аппаратов, – утверждает глава Роскосмоса Игорь Комаров. Также уточняется, что было зафиксировано лишь незначительное падение давления, которое никак не отразилось на здоровье экипажа.

Инцидент на деле не представлял какой-либо опасности для космонавтов и астронавта даже в случае, если бы утечка была больше. Во-первых, после катастрофы «Союза-11» в 1971 году — когда три советских космонавта погибли из-за разгерметизации капсулы – сейчас все в ней при спуске находятся в скафандрах. Об утечке в этот раз узнали только по показаниям приборов в кабине. Во-вторых, снижение с высоты восемь километров до пяти километров занимает очень мало времени. Даже будь экипаж без скафандров, он не успел бы испытать серьезных проблем.

Основной смысл демарша Стаффорда, по всей видимости, в пиаре новых космических кораблей, разрабатываемых в США. В частности, речь идет о пилотируемой версии Dragon от компании SpaceX, который начнет возить американских космонавтов на МКС со следующего года. Эти корабли созданы через десятки лет после «Союзов», поэтому заметно превосходят их по ряду параметров. Новый российский корабль «Федерация» в ближайшие годы готов не будет, поскольку его проектирование велось с рядом остановок и запоздало на фоне американских конкурентов.