Общество

Испытано на себе: как найти работу в Тюмени. Часть 1. Пишите письма!

Журналист «Комсомолки» узнала, к чему нужно быть готовыми при поиске реальной вакансии и каких ошибок можно избежать. При этом она побывала в роли ищущих работу и сотрудников
Большая часть соискателей в Тюменской области находит работу.

Большая часть соискателей в Тюменской области находит работу.

Фото: Татьяна Коркина

- Ну что, в понедельник – на работу? – спросил новый начальник по окончании собеседования.

Разговор был в пятницу вечером, примерно через пару часов, как я отправила резюме в организацию. Можно сказать – случайно, обратив внимание, что находится она недалеко от дома. И вот – результат.

Но он был действительно эффектным, если бы перед этим не предшествовали два месяца поиска работы. Самостоятельно, на общих условиях, без обращений к влиятельным знакомым и прочим вариантам традиционного блата.

«Мертвые души»

Если верить Интернету, в Тюмени тьма тьмущая вакансий. Однако быстро выяснилось, что добрая часть здесь «мертвых душ».

Во-первых, часть порталов дублируют информацию с сайтов-«первоисточников», где работодатель размещал информацию. Бывает, что дублируют не единожды (одну вакансию я увидела пять (!) раз подряд). Бывает, что продолжает дублировать, когда в первоисточнике данные оказались в архиве, то есть организация нашла нужного специалиста или решила переиграть кадровый вопрос. Бывает, что выносит и архивные данные как свежачок.

При этом на официальном сайте организации могут висеть прошлогодний перечень требуемых специалистов, поэтому актуальность конкретного места тоже не определить, только по звонку.

Как написать резюме, чтобы оно зацепило

Помните анекдот: я никогда не была близка к совершенству, пока не села писать резюме. Принцип – прямо в точку.

Разумеется, необходимо указать желаемую работу, график, зарплату. Указать образование, курсы и семинары, которые вы посещали. Места предыдущих работ и описание обязанностей: и прямых, и сопутствующих (это реально может пригодиться). Награды и достижения, водительские права, знание языков и прочую необходимую информацию. Также укажите наличие семьи, детей и жилья. Я обратила внимание, что многие обращают внимание и на этот пункт.

Отдельно перечислите, что вы умеете делать, и здесь нельзя скупиться. Бывает, что кандидата начинают оценивать с фотографии кандидата и его навыков.

Если вы любите интриговать, оставлять все самое интересное на потом, то есть на личную встречу, - это не тот случай. Помните, что кадровик и потенциальный руководитель не знает вас как специалиста и как человека. Поэтому качество резюме предопределяет его судьбу: корзина или стол руководителя.

Обязательно приложите портфолио, кейсы успешных личных практик (при наличии и необходимости), рекомендательные письма с предыдущих мест работы, это будет двойным плюсом: хороший кандидат и человек, умеющий вести себя достойно. Иначе б никаких писем не было.

И еще – об оригинальности и желании выделиться среди других кандидатов. Стихи, интересные цитаты, шутки, рисунки должны быть уместны. Если работа творческая, связана с организацией мероприятий и т.д., то, к примеру, можно добавить цитат из фильмов, чтобы охарактеризовать себя как энергичного, ответственного и во всех смыслах отличного специалиста. Но такой ход вряд ли оценят в крупных компаниях, государственных, финансовых, силовых структурах.

Впрочем, и при творческой направленности лирика не всегда уместна. Допустим, если smm пишет о философском понимании своей работы, даже об энергии Инь и Янь (такое резюме попало мне позднее - Авт.), но не указывает, как хорошо он ориентируется в конкретных социальных сетях, какие есть наработки. Сможет ли элементарно провести конкурс или трансляцию.

АНЕНКДОТ В ТЕМУАНЕНКДОТ В ТЕМУ

- Дерзкий, как пуля резкий…- Дерзкий, как пуля резкий…

- А можно мне другую формулировку в рекомендательное письмо?- А можно мне другую формулировку в рекомендательное письмо?

Письмо ушло, но до начальника не дошло

Кроме правильно оформленного резюме (в Интернете можно найти множество шаблонов) рекомендую зарегистрироваться на сайтах-«первоисточниках» и продублировать все данные по заданной форме.

Предвижу, что некоторые читатели сразу возразят: организация указана, можно найти ее в интернете и отправить единожды составленное резюме по почте, не тратя лишнее время. На такие грабли я наступила, поэтому объясню, в чем может быть подвох.

У организации чаще всего указан общий корпоративный адрес. Следовательно, нет гарантии, что ваше письмо в общей массе (а ее, как правило, немало) увидит специалист по кадрам или ему перешлют коллеги. Не исключено, что оно попадет в спам, или его случайно удалят. У меня был такой опыт: письмо благополучно стартовало с моей почты, но до нужного пункта назначения, то есть директора, так и не дошло, оказавшись в корзине, где его нашли по фамилии отправителя. Кто его удалил – никто из сотрудников не сознался.

Отклики приходят на почту специалисту, который занимается кадровыми вопросами, вероятнее всего в специальную папку, чтобы ничего не потерялось. Соискателям опять же плюс - можно отслеживать: прочитан он или нет.

К слову, если вы все же решили все же делать рассылку по электронке, то в теме обязательно укажите слово «резюме» и профессии, сферы деятельности, к которому оно относятся. Если потребность в вашем профиле появится позже, письмо смогут найти по поиску. А вот если в теме прочерк, письмо могут проигнорировать.

Сотрудников веселых, или два в одном!

Внимательно смотрю вакансии, которые предлагают. Невооруженным глазом и без статистических подсчетов ясно: менеджеры по продажам и технари в тренде. Кстати, неплохую зарплату предлагают рабочим, не говоря об их руководителях. (Это на заметку будущим абитуриентам).

Работодатели к оформлению вакансии относятся по-разному. Кто-то выдвигает список из 15-20 пунктов по обязанностям, примерно столько же требований. Кто-то ценит краткость и ясность. Кто-то берет юмором. К примеру, нужны секретарша с третьим размером и веселый сотрудник в офис.

В требованиях «НЕ ТУПИТЬ!!!» (орфография соблюдена) уже чувствовалось отчаяние ищущих сотрудников. Кстати, многие указывают адекватность руководства - видимо, тоже актуально.

Чувствуется и оптимизация в организациях. Взять, к примеру, дизайнеров. Вариации тут разные. Графические и web в одном лице. Дизайнер и менеджер: прежде чем приступить к верстке, специалист должен найти себе клиента. Был еще такой перечень обязанностей: подготовить макеты, проследить за типографиями, распределить по организации, контролировать, чтоб листовки не кончались…

Другие направления не отстают, объединяя перечни обязанностей от ценообразования до продвижения в соцсетях и так далее.

Такими объявлениями на стендах привлекают соискателей в Тюмени.

Такими объявлениями на стендах привлекают соискателей в Тюмени.

Фото: Татьяна Коркина

Зарплата договорная, минус НДФЛ

Зарплата, конечно, одна из главных составляющих для соискателей. Однако здесь интриговать начинают работодатели, указывая договорную. Разумеется, конечная цена зависит от квалификации кандидата, но против своего бюджета не попрешь. Изначально заложена некая сумма, которую работодатели не хотят показывать. Ищущим работу главное не продешевить со своими требованиями и не переборщить.

Была-не была – решила я отправить резюме в страховую организацию. В этот же день мне перезвонили.

- Вы нас полностью устраиваете, - сообщил приятный женский голос. – Но вот зарплата... Вы сможете работать за сумму меньше?

- На сколько?

- Ну примерно раза в два…

Еще один прием, которые используют работодатели, - указывают сумму «до вычета НДФЛ», то есть 13%. В общей ленте вакансий заработок выглядит более весомо, сюрприз обнаруживается уже в «подробностях».

И третий нюанс по зарплате – часть в конверте. Хотя надо отдать должное, что работодатели сразу предупреждают об этом, на собеседовании, а не после записи в трудовой.

СОВЕТЫ «КП»

Как решать свой кадровый вопрос

1. Определитесь для себя, чего именно вы хотите от нового места, особенно если намерены поменять род деятельности. Вы должны понимать круг обязанностей, график и прочие нюансы.

2. Пока не найдете новую работу – не увольняйтесь со старой: процесс может затянуться. Учитывайте также, что первая зарплата появится только в следующем после трудоустройства месяце. А жить на что-то надо.

3. Не портите отношения с коллективом и руководителем, если вы решили уволиться. Во-первых, ваши планы могут поменяться. Во-вторых, в дальнейшем может сложиться ситуация, что бывших коллег попросят дать характеристику. Лично я уже несколько раз оказалась на месте этих коллег.

4. Зарегистрируйтесь на специализированных сайтах, на каждом подготовьте подробное резюме. Можете посмотреть, что указывают другие соискатели вашей профессии – будет проще. Заодно посмотрите уровень зарплаты, которые они указывают.

5. Посмотрите организации, где бы вы хотели работать. Практически на всех сайтах есть раздел «работа» или «вакансии». Направьте свое резюме через интересующие порталы.

6. Не отказывайтесь от помощи друзей или знакомых. Как минимум сообщите, что ищете работу. Они смогут помочь – советом, контактами, скажут о появлении вакансий.

ОФИЦИАЛЬНО

За восемь месяцев 2017 года в органы службы занятости населения Тюменской области обратилось 44 тысячи человек в поисках работы. Из них 82,1% трудоустроено. При этом 1,8 тысяч человек получили дополнительное профессиональное образование. 134 безработных гражданина получили финансовую помощь на открытие собственного дела. По данным на 1 сентября официально зарегистрировано 4,3 тысяч безработных, сообщили в областном департаменте труда и занятости.

Читайте в продолжении: самые необычные причины для отказов работодателей, как себя «прокачать», чтобы быстрее найти работу.

Что помогло найти работу или затянуло процесс поиска – пишите в комментариях.