Премия Рунета-2020
Уфа
+13°
Boom metrics
Общество6 сентября 2017 5:00

Записки молодого учителя из Уфы: Неадекватно ведут себя не только дети, но и родители

Какие еще проблемы преследуют педагогов без опыта
Уфимские учителя жалуются на обилие бумажной работы и неадекватных учеников

Уфимские учителя жалуются на обилие бумажной работы и неадекватных учеников

Фото: Кирилл ПЕНКИН

«ШКОЛА – ЭТО НЕ ТО, ЧТО НАМ ОБЕЩАЛИ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

Нам 5 лет говорили о том, что нужно быть творческими, придумывать что-то новое. А на работе меня встретила строгая учебная программа. Отклоняться от нее нельзя.

Зарплату мне обещали небольшую. Выходило по 60 рублей за академический час. «Молодых» чаще всего отправляли к младшим классам, никто возиться с ними не хотел. Вот только молодых в системе общего образования у нас практически нет. Кто будет за 15 тысяч сперва в школе вкалывать, а потом дома бумажки заполнять?

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК - ДВОЙНАЯ НАГРУЗКА

В некоторых школах уже давно отменили обычные дневники. А вот в нашей - все по старинке. По сути, сейчас мы выполняем двойную работу. Выкладываем домашние задания, но это окей, а продублировать оценки каждому ученику с комментариями - это тяжело. Всем этим приходится заниматься дома. Следовательно, веду еще «свой» журнал, так как школьный забирать нельзя. На перемене всю эту тягомотину сделать не успеваю, так как у порога кабинета стоит чья-то мама с претензиями не к ребенку, а к учителю.

Если не выставлять в электронный дневник, получишь выговор. Был случай, когда приходили родители и обвиняли в том, что это ты не заполнила электронную форму. Ребенку никто претензий не высказывает и не спрашивает, почему он не записал задание в дневник.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕДОВЩИНА

Учителя в школах принимают очень напряжно. Сначала делают вид, что хотят помочь, а потом бегут к директору с жалобами. Свой опыт молодым специалистам не передают - не пускают к себе на уроки.

Еще одна «фишка» опытных педагогов - прикрываться за спинами молодежи. То есть они заставляют выступать на каких-нибудь собраниях или высказаться в сложных ситуациях, тем самым подставляя нас. Не думала, что учителя могут устраивать дедовщину. Пока лично мне хочется равняться на «своих» педагогов, учителей детства.

С УЧИТЕЛЕЙ ТОЖЕ СОБИРАЮТ ДЕНЬГИ

Что касается «поборов» с родителей, все это добровольно. Конечно, неприятно, когда на родительских собраниях приходится напоминать о сборе денег. Вклады в школу идут ежегодно. Наша школа, например, старая, поэтому по-другому никак. Она не оборудована так, как требует того государство. Вести уроки мы должны с использованием компьютерных технологий, но проекторов нет. Родители, конечно, помогают, как могут. Насильно в любом случае не заставляем. Иначе жалоб не оберемся. Закон в этом вопросе всегда на стороне родителей учеников. Они это знают и грамотно пользуются.

Чаще всего деньги нужны на оборудование классов в соответствии со стандартами. Тут удивляет то, что сотрудники Роспотребнадзора или Обрнадзора приходят и тыкают нам, что парты должны быть под рост каждому школьнику, освещение доски под разными углами и т.д. Если что-то не так, тут же штрафуют. Но как быть, если в классе все еще советская мебель? Попробуй объясни родителям, сразу же пойдут писать кляузы за вымогательство!

Возмущает и то, что собственные средства вкладывают и учителя. Каким образом это происходит? Все начинается с канцтоваров и методической литературы, раньше на эти нужды руководство школы выделяло хоть какие-то деньги. Еще одна статья - платные сайты для молодых специалистов. Чтобы получить доступ к этим порталам самообразования и повышения навыков, мы скидываемся сами. Хотя по факту ими мало кто пользуется. Третий момент - медосмотры. Отныне учителя ежегодно платят за справки из своего кармана. Минимум 850 рублей.

ДЕТИ-МАЖОРЫ ХУЖЕ УЧЕНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Самое ужасное для меня сегодня то, что порой неадекватно ведут себя не только дети, но и родители. Они полностью уверены, что учителя во всем и всегда виноваты.

Дети богатых мамочек и папочек ведут себя по-хамски. Обсуждают телефоны, вещи, одежду педагогов. Видите ли, «Айфон» у меня старой модели, юбка якобы заношена, а маникюр не меняю уже неделю. Нам никогда не угнаться за миллионами их родителей, почему же такой спрос? Родители, кстати, тоже в чатах постоянно перемывают нам косточки. Сама видела сообщения. Да, мы публичные люди. Но ведь раньше такого не было!

Поведение детей из неблагополучных семей не так страшно, как у этих мажоров. Первые более гуманны, добрее и чище душой. Но тут встает другой вопрос: перед глазами у них дурной пример.

БУМАГ МНОГО - СПРОСА МЕНЬШЕ

Заполнять все документы, собирать подписи и оформлять на бумаге каждый чих, конечно, муторно. Это уже давным-давно всем известно, что учителя занимаются сплошной бюрократией. Однако, прежде всего, это нужно для самих педагогов, чтобы обезопасить самих себя.

Например, весна, половодье, опасность. Провела классный час на эту тему, подписи собрала и все. В случае чего, до тебя не докопаются. Или же, в случае ДТП. Приходят представители ГИБДД, а ты во всеоружии. Открываешь журнал, показываешь, что с детьми беседовала и классные часы проводила. Вопросов меньше.

В общем, для каждого начальника нужна бумажка, а их, начальников, у нас много.

ОФИЦИАЛЬНО

«СОБИРАТЬ ДЕНЬГИ В ПРИКАЗНОМ ПОРЯДКЕ ПРОТИВОЗАКОННО»

Артур АХМАЛЕТДИНОВ, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры РБ:

- Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность образования. Собирать деньги в приказном порядке, когда озвучивают конкретную сумму на родительских собраниях, или даже прописывают в положениях – противозаконно. Но нередко дети оказываются заложниками ситуации: родители боятся жаловаться на поборы, ожидая, что их ребенка обидят – поставят плохую оценку, отругают. Но молчать нельзя: нужно писать заявление в прокуратуру, пусть даже анонимно. По сигналу мы организуем проверку в учреждении.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«СЕЙЧАС РЕБЕНОК МОЖЕТ «ЗАГУГЛИТЬ» ИНФОРМАЦИЮ ПРЯМО НА УРОКЕ»

Гузель МАГИЗОВА, психолог:

- Детям свойственно определять статус человека через внешний вид или предметы. Учитель в такой ситуации должен вести себя по-взрослому, предлагать больше, чем просто факты из учебников. Сейчас ребенок может «загуглить» информацию прямо на уроке, соответственно и требования у них растут. Поэтому между ребятами и учителями должен быть эмоциональный контакт.

С ровесниками ситуация сложнее. У учителя изначально есть авторитет. А дети пытаются выделиться с помощью финансов своих родителей. Нужно давать им соревноваться и выделяться в тех областях, где они добиваются всего сами. Например, в спорте.

КОНКРЕТНО

Филюс МИНАЗОВ, заместитель министра образования Башкирии:

ПРО ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- В прошлом учебном году из более чем 2000 школ 20% располагали цифровыми лабораториями по учебным предметам, 4,8% - студиями робототехники, 3,1% - 3D лабораториями, 14,7% - электронными библиотеками, 4,6% - школьным телевидением, 66,9% предметных кабинетов оснащены компьютером или ноутбуком, 40,4% - проектором, 18,8% - интерактивной доской.

Ежегодно на электронное образование для школ Башкирии выделяется около 30 миллионов рублей - это гранты главы региона.

Стоит ли учителям заполнять и электронные, и бумажные дневники и журналы? Решение принимают непосредственно в школе: учитывается мнение родителей и учащихся.

ПРО ПЕРЕДАЧУ ОПЫТА

- Жалоб от молодых педагогов по поводу того, что учителя неохотно делятся опытом, не поступало. В республике проводится большая работа по закреплению кадров в системе образования, повышению квалификации и переподготовке педагогов, усилению их государственной поддержки. К тому же, ежегодно проходит масса конкурсов для молодых специалистов, некоторые из них удостаиваются грантов в размере 40 тысяч рублей.