Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество24 июля 2017 15:55

Грузоперевозчики требуют сделать систему весового контроля на дорогах более доступной и прозрачной

Существующий механизм не решает проблему снижения нагрузок на автотрассы России

По статистике Росавтодора, почти половина грузовиков на федеральных трассах нарушают весовые параметры. Из-за этого дорожное полотно изнашивается раньше срока и нуждается в замене. Главные виновники этого - большегрузные фуры, нарушающие нормативы по весовым нагрузкам. Чтобы предотвратить износ автодорог и снизить число аварий, в России была создана система полностью автоматизированных пунктов весогабаритного контроля.

В тестовом режиме система работает с октября 2016 года, проходя «обкатку» в 17 российских регионах. На сегодняшний день открыты 25 пунктов, которые проверяют вес и габариты грузовиков. Автоматические весы измеряют нагрузку на ось грузового автомобиля, и, если норма превышена, владельцу автотранспорта выписывается штраф. Причем немаленький: за перегруз каждой машины грузоперевозчики платят от 150 000 до 500 000 рублей. При этом система каждый месяц фиксирует 100 — 200 тысяч нарушений.

Предполагается, что в полном режиме система заработает к 2020 году. Однако уже сейчас у грузоперевозчиков накопилось немало претензий к ее работе. Чтобы усовершенствовать ее, Минтранс России подготовил соответствующий законопроект о работе автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Разработке законопроекта предшествовала большая дискуссия: по предложению Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой отрасли, с 14 июля в течение месяца крупнейшие игроки на рынке грузоперевозок делились своими предложениями и замечаниями по работе системы контроля. Именно бизнесмены и предприниматели лучше всего владеют ситуацией и знают все тонкости процедуры, а значит, могут подсказать, как обеспечить прозрачность и доступность контроля на всех уровнях. Именно этого сегодня, по мнению крупных грузоперевозчиков, особенно не хватает АСВГК в ее существующей концепции. Поэтому механизм контроля необходимо доработать.

Свои предложения перевозчики изложили на рабочей группе по весогабариту при Минтрансе РФ.

- Говоря о весогабаритном контроле, нужно определиться, какая задача стоит перед процедурой, - считает Михаил Петров, директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии». - Текущая концепция решает вопрос выписывания штрафов. Однако если мы хотим снизить нагрузку на дорожное полотно и увеличить срок его службы, то механизм требует серьезной доработки. Мы с участниками рабочей группы предлагаем утвердить его на государственном уровне и сделать открытыми все пункты. Например, сделать общедоступными и жестко зафиксировать основные параметры, которые используются в алгоритме взвешивания. Кроме того необходимо ввести ответственность за возможную «подстройку» весов, чтобы исключить корыстные действия на местах. Также среди предложений – ввести в комиссии по поверке весов представителей грузоперевозчиков и сделать результаты поверок общедоступными. Так мы получим доверие рынка к процедуре.

Единые правила весогабаритного контроля на всех пунктах необходимы, поскольку регионы иногда вносят корректировки в эту процедуру. Еще одно из предложений предпринимателей - дать перевозчику право на контрольное взвешивание, чтобы водитель мог оспорить нарушение. И, конечно, необходимо привлекать к ответственности недобросовестных владельцев весов, предоставивших недостоверную информацию о нарушении ради извлечения собственной выгоды.

- Но на самом деле спорных моментов в весогабаритном контроле намного больше, - говорит Михаил Петров, директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии». - К примеру, водитель сегодня не участвует в загрузке транспортного средства. На большинстве крупных складов его даже не пускают в зону погрузки. То есть за корректность и процесса, и результата погрузки – а значит и конечной развесовки - отвечает только грузоотправитель. Следовательно, ответственность за перевес так же должна лежать в основном на грузоотправителях, мы не берем во внимание ситуацию, когда обе стороны договорились о перегрузе. Представьте, сколько времени занимает эта процедура. Кроме того, у водителя сегодня нет возможности оперативно устранить перевес, следовательно, даже если он хочет это сделать – он опять упирается во время и деньги.

Сейчас законопроект о работе автоматизированной системы весогабаритного контроля проходит согласование с заинтересованными ведомствами. Грузоперевозчики надеются, что в окончательной редакции их пожелания и требования будут учтены. Ведь в справедливой и отлаженной работе системы контроля заинтересованы все стороны - и государство, и частный бизнес.

СПРАВКА «КП»

К 2020 году, когда АСВГК заработает в полную силу, на отечественных трассах будут установлены 387 пунктов весогабаритного контроля. Между тем, по оценкам руководителя Росавтодора Романа Старовойтова, для эффективного контроля в России необходимо установить не менее 500 таких пунктов. За пять месяцев, прошедшие с момента запуска АСВГК, количество нарушений по весу и габаритам сократилось в 4 раза. Доля нарушителей от общего потока грузовиков уменьшилась до 2,5%.