Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика6 июля 2017 14:22

Авианосец "Шторм": проект корабля супер-класса обойдется в З50 миллиардов

Рассказываем о проекте российского авианосца "Шторм": когда он будет построен и что из себя представляет [инфографика]
Если проект не изменится, он войдет в тройку самых крупных авианосцев мира. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Если проект не изменится, он войдет в тройку самых крупных авианосцев мира. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

У ВМФ СССР было 7 тяжелых авианесущих кораблей, после кончины Союза у России остался один «Адмирал Кузнецов». Остальные проданы или ушли на переплавку. Много лет Минобороны России ежегодно заговаривало о желании создать «полноценный» авианосец для нашего Военно-Морского Флота. Но дальше разговоров дело не шло. И вот наконец вопрос поставлен на «практическую ногу» - существует проект Авианосец "Шторм".

Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Об этом на недавнем Международном военно-морском салоне в Питере заявил замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

КТО ПРОЕКТИРУЕТ КОРАБЛЬ?

Проект авианосца "Шторм" разрабатывает Крыловский государственный НИЦ (Санкт-Петербург). Это ведущая научно-исследовательская организация судостроительной отрасли. В советское время Центр проектировал «знаковые» корабли супер-класса (авианосцы, атомные подлодки, ледоколы). В разработке нынешнего проекта участвовали и специалисты Невского проектно-конструкторского бюро.

КАКИМ БУДЕТ «ШТОРМ»?

Крыловцы дали проекту название - «Шторм» (проекту, но не кораблю). Разработчики же считают, что у авианосца должно быть громкое имя - «Маршал Жуков».

Если проект не изменится, он войдет в тройку самых крупных авианосцев мира (после американских «Нимица» и «Джеральда Форда»).

Палуба сравнится с тремя футбольными полями. Водоизмещение - около 100 тыс. т. Длина - 330 м, ширина — 40 м, скорость хода — 30 узлов. У него будет комбинированная энергоустановка — атомная и газотурбинная. В чем фишка? Начальник отдела планирования перспективных проектов надводных кораблей Крыловского центра Валентин Беланенко отвечает:

- Это позволит кораблю оперативно покидать точку своего нахождения со скоростью катера, далее по ходу можно запускать атомную силовую установку. Срок автономного хода - 120 суток. Боезапас - сотни бомб, крылатых ракет и противоторпед. Экипаж — 4000 (!) человек.

На полетной палубе две стартовые системы: две традиционные трамплинные дорожки и две электромагнитные катапульты. Посадку самолетов обеспечит один аэрофинишер. Состав авиагруппы (истребителей, вертолетов и самолетов-разведчиков - не менее 90 единиц). Противовоздушная оборона - четыре зенитных боевых модуля (ожидаются перспективные корабельные версии ЗРК С-500). Для защиты под водой продумана и антиторпедная оборона.

Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

ПОЧЕМ ПЛАВАЮЩИЙ АЭРОДРОМ?

Специалисты говорят: если бы наш авианосец начали строить сегодня, то его разработка и создание

(плюс оружие и самолеты) обошлись бы госказне примерно в 350-360 млрд руб. То есть $6 млрд. Но пока точно неизвестно, когда именно «Шторм» начнут строить (а строительство займет 8-9 лет).

Атомный авианосец США класса «Нимиц» тоже потянул на $5 млрд. Это, как говорят спецы, среднестатистическая мировая цена. А вот за новейший авианосец USS Gerald R. Ford Пентагон отвалил аж $13 млрд. Он считается самым дорогим военным кораблём в мире. А злоязыкие английские СМИ уже прикидывают, что наш «Шторм» будет еще дороже - порядка $17,5 млрд.

Учитывая большую стоимость создания полноразмерного авианосца с указанными ТТХ, Крыловским центром начата инициативная проработка техоблика более простого «легкого» авианосца, с боевыми возможностями ненамного уступающими «Шторму», но с ценою ниже.

ДОСЬЕ «КП

Сегодня 10 стран имеют авианосцы. У США - 11 таких кораблей. Второе место поделили Италия, Испания и Китай - по два авианосца. У России, Франции, Бразилии, Индии, Таиланда, Великобритании - по одному.

ГДЕ БУДУТ СТРОИТЬ?

Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов считает, что наиболее вероятное место - Балтийский завод. Второй вариант - ОАО «Севмаш» в Северодвинске. Не исключается и крымская Керчь.

На полетной палубе две стартовые системы: две традиционные трамплинные дорожки и две электромагнитные катапульты. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

На полетной палубе две стартовые системы: две традиционные трамплинные дорожки и две электромагнитные катапульты. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

АРКТИЧЕСКИЙ ПРИЦЕЛ

Согласно проекту, наш многоцелевой авианосец будет относиться к ледовому классу. Планируется обеспечить приспособленность судна для выполнения боевых задач как в теплых, так и в холодных широтах. А появление «Шторма» в Арктике будет веским аргументом в спорах с оппонентами...

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

«Мы с таких «объектов» глаза не спускали»

Об авианосцах я поговорил с бывшим первым зам.начальника Главного штаба ВМФ России, вице-адмиралом Олегом БУРЦЕВЫМ.

- Почему мы после падения СССР отказались от авианосцев?

- Формально отказа не было, но экономическая ситуация в стране не позволяла строить новые корабли и содержать старые. Вы знаете трагическую судьбу «Минска», «Новороссийска» - наших первых авианосцев.

- Что с ними стало?

- Они сделали по несколько боевых служб, и были выведены из боевого состава из-за отсутствия финансирования.

- А как сложилась судьба «Москвы» и «Ленинграда»?

- Это были наши первые вертолетоносцы. Они отслужили весь срок и ушли на слом.

- Почему мы «провалились» с авианосцами?

- Причина не только экономическая. Провал в таких кораблях начался после решений Хрущева. Когда мы всё перестроили на производство ракет, решив, что они - панацея от всех проблем, в том числе и на море. Оказалось, нет. Авианосец выдвинулся в годы Второй мировой войны и резко показал, кто в море хозяин. И уже линейные корабли охраняли авианосцы в конце войны, а не наоборот. Но мы в конце 50-х, в 60-х годах изменили доктринальные позиции, сделав упор на крылатой ракете. В результате большие корабли были отправлены на слом.

- Почему именно сейчас появились проекты нового авианосца?

- Нельзя, чтобы флот состоял из одних линейных кораблей или только из атомных подлодок. Флот должен быть сбалансированной единицей. Флот - это мини-вооруженные силы. И авианосцы должны быть, и авиация - она сейчас одна из основных ударных сил на море.

- Чем сегодня можно поразить чужой авианосец?

- Авианосец не обязательно топить, - ему можно нанести такие повреждения, когда он не сможет использовать авиацию. Для этого у нас есть крылатая ракета. Сейчас пишут о «Цирконе». Когда я командовал флотилией подлодок, у меня были «Граниты». Очень серьезное оружие. И цель у этих ракет была - именно большие корабли, не меньше эскадренного миноносца. Да и против авианосцев считалось, что можно применять «Гранит» эффективно. А есть ведь еще и торпеды. Офицеры США признавали, что на наши так называемые толстые торпеды 65-76, которые так сильно прозвучали в момент гибели подлодки К-141 «Курск», смотрели с большой опаской. У нее и дальность, и заряд, и скорость позволяли эффективно применить ее и по авианосцу.

- То есть при грамотном применении нашего оружия любой иностранный авианосец можно поразить?

- Конечно. Дело в том, что военно-морская наука предусматривает такую форму ведения боевых действий, как морская операция. То есть она ведется во взаимодействии всех видов и родов, исключая ракетные войска стратегического назначения. Я имею в виду подлодки, надводные корабли и авиацию. Они в состоянии эффективно действовать против авианосцев.

- А с берега их можно достать?

- У оружия должна быть хорошая дальность. Противник не подойдет на такое расстояние, которое будет для него опасным. Он же знает нашу дальность стрельбы.

Сейчас у нас территориальные воды. А было пушечное право – докуда пушка может дострелить — это и мое.

Авианосец "Шторм"

Авианосец "Шторм"

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- Есть проект нового авианосца «Шторм». И называются сроки его появления - между 25-м и 30-м годом. Эти расчеты реальны?

- Думаю, что да. Очень много внимания этому уделял Главком ВМФ адмирал Высоцкий. Всё идет оттуда, эти проработки, технические решения.

- Недавно наши специалисты оценивали новейший американский авианосец и говорили, что у него катапульты иные.

- Электромагнитные катапульты.

- В чем их преимущества ?

- Есть паровые катапульты, - это когда самолет цепляется за крюк, скажем так. Паровая катапульта его разгоняет до скорости, когда у него появляется подъемная сила плюс скорость. Здесь то же самое, просто вместо паровой системы используется электромагнит.

- Российской оборонке по зубам такое же решение вопроса?

- Думаю, что да.

- Где будем строить новый авианосец?

- Все предыдущие наши авианосцы строили в Николаеве. Думаю, что Питер и Северодвинск – вот два центра, где возможно построить корабли соответствующего водоизмещения и размера.

- Как появление авианосца может поднять статус нашего ВМФ?

- Наличие авианосца резко повышает боевую устойчивость группировки, действующей на отдельном направлении, на удаленных направлениях. Авианосец надо защищать. Для этого существуют специальные корабли охранения. Но и он, естественно, своей авиацией защищает всю группировку, которая в состоянии наносить соответствующий удар. Есть в ордере кораблей, такое понятие – ядро. Например, это крейсер, вооруженный ракетами, и плюс авианосец. Это охраняемый центр, который воздействует на противника наиболее эффективно.

- Сейчас повсюду ходят американские авианосцы. Они большой выводок кораблей охранения за собой таскают?

- 8-10 кораблей. Вокруг авианосца идут корабли охранения, допустим, эскадренные миноносцы, фрегаты. Даже в ядре крейсер может быть, подлодка, а еще специальные группы поисковые, которые выдвигаются на угрожаемое направление, допустим, с задачей своевременного обнаружения наших подлодок.

- Вице-адмиралу Бурцеву, когда он командовал флотилией подводных лодок, приходилось гоняться за авианосцами?

- Каждый авианосец – носитель ядерного оружия плюс 90 летательных аппаратов. Это дивизия авиационная. Всегда осуществлялось слежение за кораблями противника. Чтобы была возможность упредить противника. Мы с таких «объектов» глаза не спускали. И на воде, и под водой...

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Стало известно, что кроме авианосца в госпрограмму вооружения на 2018-2025 годы включены и два вертолетоносца. Первый, по словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, войдет в боевой строй ВМФ примерно к 2022 году, второй - лет на пять позже.

Основу авиагруппы на этих кораблях будут составлять. вертолеты Ка-52К. Будут и Ка-27, Ка-29, Ка-31.

Вертолетоносцы будут иметь комбинированную дизель-газотурбинную установку.