Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика13 декабря 2016 10:01

Владимир Путин: У нас нет никаких территориальных проблем. Это Япония считает, что у неё есть проблемы с Россией

Президент рассказал японским журналистам, чего ждать от его визита в Страну восходящего солнца [видео]
Собака с тех пор, как последний раз появлялась на публике, здорово выросла, превратившись в настоящего волкодава

Собака с тех пор, как последний раз появлялась на публике, здорово выросла, превратившись в настоящего волкодава

Фото: REUTERS

Начало интервью японским журналистам перед визитом Владимира Путина в Японию получилось необычным. Президент России вышел в представительский кабинет не один, а в сопровождении собаки Юмэ, подаренной ему губернатором северной японской префектуры Акита Норихисом Сатакэ в 2012 году. И к радости фотографов, даже немного поиграл с ней. Собака с тех пор, как последний раз появлялась на публике, здорово выросла, превратившись в настоящего волкодава.

- Мне сказали, что вы хотели посмотреть Юмэ, пожалуйста, я вам её представил – она в отличной форме, - обратился к журналистам Путин.

- Спасибо большое. Действительно, собачка очень бодрая, - только и нашли что сказать японцы. - Мы немного удивились и испугались, что начало встречи будет такое.

- Правильно испугались, - отреагировал президент. - Потому что она строгая собака. Очень много народу здесь, камеры работают, софиты светят, фотоаппараты стучат, и она выполняет охранные функции.

- Я думаю, что всегда она вас так защищает, - предположил один из гостей.

- Да, так оно и есть, - подтвердил Путин.

СПРАВКА "КП"

Акита-ину - одна из 14 древнейших пород домашних собак. Была выведена на японском острове Хонсю. Долго использовалась для охоты на крупных зверей. Рост в холке до 71 см. Собака этой породы стала прообразом главного героя фильма «Хатико» о верном псе, который встречал своего хозяина на вокзале.

В ПРОВИНЦИИ ЛЕГЧЕ РАЗГОВАРИВАТЬ

Визит в Японию будет состоять из двух частей: родной префектуры Абэ и Токио.

- Я помню своё самое первое знакомство с Японией. Я работал ещё в Петербурге и был заместителем мэра. Вдруг, неожиданно генеральный консул Японии в Петербурге пришёл ко мне в кабинет и сказал, что министерство иностранных дел Японии хочет пригласить меня в Японию. Я очень удивился, потому что к Японии не имел никакого отношения, кроме того что занимался борьбой дзюдо. И тогда была возможность посетить и Токио, и пару других городов. И вы знаете, столица – везде столица: официоз, определённый протокол. В провинции всегда легче разговаривается, легче складывается разговор. Так что я надеюсь, что в родных местах господина премьер-министра обстановка будет такая, которая настроит нас на откровенный, очень предметный и, надеюсь, результативный разговор.

Президент России вышел в представительский кабинет не один, а в сопровождении собаки Юмэ, подаренной ему несколько лет назад премьером Японии

Президент России вышел в представительский кабинет не один, а в сопровождении собаки Юмэ, подаренной ему несколько лет назад премьером Японии

Фото: REUTERS

МИРНЫЙ ДОГОВОР ПОДПИСАТЬ СЛОЖНО, НО НУЖНО

- У нас, к сожалению, до сих пор нет базовой основы, на которой мы могли бы строить отношения, соответствующие нашим желаниям. Отсутствие мирного договора между Россией и Японией – это анахронизм, доставшийся из прошлого, и этот анахронизм должен быть устранён. Это не даёт нам возможности многопланово и многосторонне развивать наши отношения. Мы хотим полной нормализации отношений.

Но как это сделать – это вопрос сложный. В декларации 1956 года были прописаны правила, которые подлежали исполнению с обеих сторон и которые должны были быть положены в основу заключения мирного договора. Там написано, что мы сначала заключаем мирный договор, потом вступает в действие декларация, и два острова передаются Японии. Не сказано, на каких условиях передаются, под чьим суверенитетом это остаётся. Но тем не менее такой документ был подписан. Но он был не только подписан, он был ратифицирован как Верховным Советом СССР, то есть парламентом Советского Союза тогда, так и парламентом Японии.

Но после этого японская сторона заявила о том, что она эту декларацию выполнять не будет. В 2000 году тогдашний премьер Японии обратился ко мне с просьбой вернуться к этому процессу на основе декларации 1956 года. Я согласился. С тех пор мы ведем диалог на этот счёт, но не могу сказать, что наши японские партнёры и друзья остаются как раз в рамках этой декларации 1956 года. Премьер-министр ставит вопрос о четырёх островах. Значит, мы уже вышли за рамки соглашения 56-го года, это совсем другая ситуация и другая постановка вопроса.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ГИБКОСТИ ЯПОНЦЕВ

- Мы считаем, что у нас вообще нет никаких территориальных проблем. Это Япония считает, что у неё есть территориальные проблемы с Россией. Мы готовы на этот счёт разговаривать. Я очень люблю Японию, японскую культуру, спорт, в том числе дзюдо, но ничего обидного не скажу, если отмечу, что Россию я люблю ещё больше. И вести переговоры и господин премьер-министр, и я будем исходя из наших национальных интересов – из интересов России, из интересов Японии. Мы должны найти компромисс. Мы должны понимать, что результаты той ужасной трагедии XX века, которой является Вторая мировая война, закреплены в соответствующих международных документах. И это очень тонкая вещь, как отрегулировать все спорные вопросы, не разрушая всего фундамента международной правовой базы. Очень бы хотелось, чтобы в ходе моей поездки мы вдруг достигли ясного понимания, как мы можем эту проблему решить. Если это произойдёт, мы будем очень рады. Есть ли шансы? Наверное. Шансы всегда есть, иначе нечего разговаривать. Насколько они велики? Это будет зависеть в том числе от гибкости наших партнёров.

АБЭ ДОЛЖЕН ДОКАЗАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

- Мы, допустим, с господином Абэ много говорили о создании атмосферы доверия, дружбы между двумя странами и народами. Но Япония присоединилась к санкциям против России. Как мы будем развивать дальше экономические отношения на новой, гораздо более высокой базе при наличии санкционного режима? Я сейчас не хочу давать оценок тому, что могла или должна была сделать Япония, это вообще не моё дело, это дело японского руководства. Но мы должны понять, насколько все наши договорённости исполнимы в рамках тех союзнических обязательств, которые взяла на себя Япония. Насколько велика степень самостоятельности принятия этих решений, на что мы можем рассчитывать, к чему можем прийти, в конце концов?

РОССИЯ И США ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ

- Широко известно, что избранный президент Соединённых Штатов публично выступает за нормализацию российско-американских отношений. Мы не можем этого не поддерживать. Мы понимаем, что это будет непростая задача, имея в виду ту степень деградации, в которой находятся сегодня российско-американские отношения. Но мы готовы пройти свою часть пути. Мы вместе готовы бороться за укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Мы готовы вместе работать и гораздо более плотно, чем было до сих пор, над решением проблемы борьбы с терроризмом, международным терроризмом. Если бы мы объединили свои усилия некоторое время назад, то многих проблем, с которыми мир столкнулся удалось бы избежать. Во всяком случае, они не приобрели бы такого острого характера, как многочисленные террористические акты и жертвы этих террористических актов во многих регионах мира. У нас не было бы и такой острой проблемы с беженцами.

ГОТОВ К ВСТРЕЧЕ С ТРАМПОМ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ

- Действующий пока президент Обама не раз говорил об исключительности американской нации. Я скептически отношусь к этому тезису. Безусловно, Соединённые Штаты и американский народ – это великая страна и великий народ, сомнений нет, никто на этот счёт не спорит. Но говорить об исключительности, мне кажется, это совершенно избыточно и это создаёт определённые проблемы во взаимоотношениях, и не только с Россией, как мне представляется. А что касается избранного президента, его стремление сделать США снова великой страной – мы ещё должны понять, как он раскроет этот свой тезис. Но надеемся, что здесь не будет никаких проблем для развития нашего сотрудничества.

Что касается встреч, то мне кажется, нужно дать избранному президенту возможность хотя бы сначала сформировать администрацию, вступить в должность, а потом уже говорить о встречах. Мы готовы в любой момент, но мне думается, что сейчас сложный этап формирования новой администрации, нам нужно набраться терпения и подождать, пока это будет сделано.