Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Общество10 августа 2016 22:00

Зам главы дептранса Москвы: «Для синих маршруток сделаем новые остановки там, где это возможно»

Дмитрий Пронин ответил на вопросы журналистов и читателей «Комсомолки»
Заместитель главы дептранса Москвы Дмитрий Пронин.

Заместитель главы дептранса Москвы Дмитрий Пронин.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Зачем привычные маршрутные такси заменили на автобусы разного типа вместимости, как в них оплачивать проезд, почему поменялось расписание — на эти и многие другие вопросы читателей «Комсомольской правды» ответил зам руководителя департамента транспорта Москвы Дмитрий ПРОНИН.

Машин меньше — мест больше

- Дмитрий Валентинович, сейчас идет масштабная реформа общественного транспорта в Москве. Старые автобусы, троллейбусы меняют на новые. И вот сейчас взялись за маршрутные такси.

- Вообще история по реформе коммерческих перевозчиков и их интеграции в единую транспортную систему города на понятных и прозрачных условиях зрела уже давно, и вот сегодня эта реформа воплощается в жизнь. Город заказывает транспортную работу и говорит перевозчику, с какой скоростью, в каких режимах, с какими интервалами, каким подвижным составом, с какими критериями качества нужно работать на том или ином маршруте.

- То есть вы с частными компаниями заключили договор?

- Заказчиком транспортной работы является ГКУ «Организатор перевозок». Город заключил государственные контракты на пять лет.

- И на это пошли все компании или кто-то будет работать, как раньше?

- На городских маршрутах останутся только те компании, которые готовы работать по требованиям, установленным Департаментом и заключившие Государственные контракты.

- Им пришлось закупить новые машины?

- Частные перевозчики инвестировали в новую модель порядка 10 млрд. рублей. Это привлеченное финансирование, собственные, кредитные или заемные деньги. Но это инвестиции под контракт с правительством Москвы, который гарантирует перевозчику стабильную работу на протяжении пяти лет.

- Получается, если у меня частное предприятия и я не хочу принять условия города, мне просто придется уйти с рынка?

- Город выставил на конкурс городские маршруты и дал возможность всем желающим участвовать в аукционе на новых условиях. Перевозчик, выигравший конкурс, должен оказывать городу услугу по тем стандартам, которые прописаны в госконтракте. В результате конкурентных процедур 211 маршрутов перешли на обслуживание к 8 перевозчикам. Это «Трансавтолиз», «Таксомоторный парк №20», «Гепард», «Альфа Грант», «ТК Рико», «Гортакси», Автокарз и «Трансвей».

- Еще какие-то компании к ним присоединятся?

- Основная маршрутная сеть сейчас уже полностью сформирована. При необходимости открытия новых маршрутов будут проведены дополнительные конкурсы.

- А не сократилось ли число маршрутов и самих маршруток?

- До реформы в Москве на многих популярных направлениях работало по нескольку коммерческих перевозчиков. Иногда «частники» своими рейсами дублировали маршруты «Мосгортранс». В результате – превышение скорости, битвы за пассажиров на остановках, когда несколько «маршруток» пытается первыми подъехать и посадить пассажиров к себе, и в целом – перегруженные дороги. Мы долго изучали маршрутную сеть, чтобы найти решение, комфортное и для перевозчиков, и для пассажиров, и для автомобилистов. В итоге решили использовать принцип «один перевозчик на маршрут». То есть устранили маршруты, которые дублируют друг друга или рейсы «Мосгортранса». При этом изучили пассажиропоток на каждом направлении, рассчитали, сколько необходимо транспорта и уже тогда составили государственные контракты. Там детально прописано, сколько автобусов, какой вместимости должно работать на каждом маршруте. У нас получилось 211 маршрутов и около 200 автобусов, плюс «Мосгортранс».

- А если где-то все-таки неправильно посчитали?

- Для этого мы сейчас следим за работой маршрутов. Если выяснится, что транспорт не справляется, и нужны еще автобусы, заключим с перевозчиками дополнительные соглашения. Кстати, провозная способность новых автобусов на 30% больше, чем у тех, что работали в городе до реформы.

- Больше мест в одном автобусе?

- Конечно. Все автобусы новые, экологического класса, не ниже Евро-4, но по факту все они Евро-5. Все оснащены кондиционерами, информационным табло, камерами видеонаблюдения, спутниковой системой ГЛОНАСС, возможностью перевезти маломобильные категории граждан, устройствами для оплаты проезда билетами ТАТ, 90 минут, «Единый», транспортная карта «Тройка». Мы видели, как работают перевозчики по «старым» правилам. Водитель мог и курить, и считать деньги, и слушать музыку, и пытаться рулить одновременно.

- А сейчас он не может курить и слушать музыку?

- Может, но недолго.

- Пассажиры пожалуются?

- Пассажиры пожалуются – раз. Кроме того, каждый маршрут проверяет специальная комиссия. Так что мы своим линейным контролем увидим нарушение – это два. Также автоматизированный контроль зафиксирует отклонение от маршрута, несоблюдение расписания и превышение скоростного режима через датчики ГЛОНАСС. То есть, в госконтракте предусмотрена система строгого учета и контроля. Если перевозчик систематически нарушает условия, санкции вплоть до разрыва контракта.

Льготы должны работать

- Когда только появились массово синие маршрутки, у народа было очень много вопросов и очень много жалоб. Жаловались, что приходят на конечную остановку, они стоят в ряд, не берут пассажиров по каким-то причинам, говорят, что у них какая-то пересменка или еще что-то. То же самое было с валидаторами. Они просто не работали, и приходилось платить 50 рублей за проезд. То есть максимум. И получается, все предполагаемые плюсы обратились в минусы. Конечно, это частники, но ведь вы заключили с ними договора, вы их контролируете?

- Да, безусловно, у нас за этим выстроена система контроля. Как только мы получаем малейший сигнал от пассажиров, от своего линейного контроля, что существует какая-то проблема, мы тут же оперативно на нее реагируем. Также, при запуске новой модели мы создали оперативный штаб.

- И как долго он будет существовать?

- Пока до конца августа. Если потребуется — дольше. Но мы надеемся, что до конца августа эти все моменты будут устранены.

- Наверное, это возмущение народное – от недостатка информации. Люди сразу все свои проблемы несут в соцсети. Куда им жаловаться?

- Если вдруг у пассажира возникают сложности с оплатой, какие-то замечания по маршруту, какие-то предложения, то мы просим их обращаться в контактный центр «Московский транспорт» (см. «Обратная связь»).

- Большой плюс – это то, что теперь в маршрутках работают льготы. Но опять же где-то обладателей социальной карты москвича заставляют платить.

- Это исключено, водитель не может обладателя социальной карты заставить оплатить проезд, но если это где-то встречается, мы готовы оперативно реагировать и разбираться с этой ситуацией.

Зачем изменили номера

- Некоторые пассажиры столкнулись с тем, что поменяли номера маршрутов. И опять путаница и неразбериха.

- В некоторых случаях трасса следования изменилась относительно старого номера и нам пришлось менять нумерацию маршрутов. Чтобы было удобно, на всех остановочных пунктах маршрута, который изменяется, мы повесили объявления, которые включали в себя информацию об изменении, о новом расписании, об изменении даже прилегающих маршрутов.

- Но, наверное, все-таки не на всех остановках, раз такие вопросы возникают.

- На транспортном портале transport.mos.ru также размещена вся информация об изменениях, которые произошли, происходят и еще будут происходить.

- Вот мы коснулись изменения маршрутов. То есть, все-таки маршрутки поехали немножечко не так, как до этого. И тоже это не очень приятно, потому что где-то маршрут удлинился, где-то он пошел окольными путями.

- В некоторых случаях действительно была скорректирована трасса. Мы учитывали предложения, которые нарабатывались на протяжении долгого времени, чтобы сделать больший охват территории по какому-то маршруту. Проведена масштабная работа: мы оптимизировали маршрутную сеть – устранили дублирования маршрутов частников с маршрутами ГУП «Мосгортранс». При этом все важные существующие транспортные связи сохранены. Но большинство маршрутов сохранили свою прежнюю трассу и не изменились. Также из конкурирующих маршрутов для новой сети выбраны те, которые в наибольшей степени отвечают потребностям пассажиров. Параметры маршрутов новой сети (интервалы, выпуск, вместимость автобусов) рассчитаны по пассажиропотокам.

- Больше всего волнует вопрос по поводу остановок. Все привыкли: говоришь – мне у этого столбика, пожалуйста. И тебя высаживают. И вдруг – маршрутка останавливается только на остановке. Неудобно.

- Останавливаясь у любого столба, у любого перекрестка, водитель маршрутного такси нарушал правила дорожного движения, чем подвергал пассажира опасности. Вспомните, когда маршрутка из крайнего левого ряда стремительно перестраивалась в правый, создавая аварийную ситуацию. Сейчас нам проще обустроить остановки там, где их не было и там, где это возможно сделать. Существуют нормативы пешей доступности до остановочного пункта, если есть предложения, мы готовы рассмотреть возможность обустроить там остановочный пункт.

- Что нужно сделать, чтобы появилась новая остановка?

- Обратиться в Департамент транспорта, предоставить нам координаты этого места. Написать буквально несколько слов об остановке, маршрутке. Если сейчас там остановки нет, но это место привычное для пассажиров, мы рассмотрим возможность обустроить там остановочный пункт.

Когда их увидит Яндекс

- «Яндекс. Транспорт» не видит новые маршрутки. Что делать с этим?

- Вопрос в технической проработке и времени. Сейчас мы находимся в тестовом режиме, мы отрабатываем тестовую версию, находимся в плотном техническом диалоге, поэтому, как только «Яндекс.Транспорт» будет готов корректно отображать все данные, которые мы ему передаем, он сразу их будет показывать. Планируем, что в ближайшее время вся эта система наладится.

- И все-таки на дорогах еще есть и другие маршрутки. Сколько им осталось?

- Некоторые маршруты работают по старой системе, с учетом того, что мы должны были коллег проинформировать об уходе за полгода, срок их ухода 15 августа. После 15 августа у нас все внутригородские маршруты коммерческих перевозчиков будут работать только на новых условиях.

- Получается, что с этой реформой само понятие маршрутного такси уходит.

- Что нас прельщало в маршрутном такси? То, что может доехать где-то быстро, и мы закрывали глаза на нарушения. Нарушает правила, сокращает маршрут. И попадает в аварию. А сегодня мы в контрактах предусматриваем даже скоростной режим для этих автобусов, который запрещает им нарушать скорость дорожного движения.

- Кстати, тоже вызывает недовольство, что они теперь стали медленно ехать.

- Они стали ехать по правилам дорожного движения, которые никто не отменял. Почему раньше можно было нарушать? Потому что они не платили никогда штраф. Им проще было поменять машину, убрать ее. Нанимали частного перевозчика с микроавтобусом, сажали туда своего водителя, он ездил, нарушал, когда накапливалось много штрафов, они расторгали с ним договор. И компания – держатель маршрута - не платила штраф.

Вся эта система, сложившаяся годами, давно шла к тому, чтобы ее реформировать.

Понятие «маршрутное такси» вообще некорректное. Такого слова нет в законодательстве. По новой системе работы пассажиров обслуживают городские автобусы, которые своевременно проходят техосмотр, ездят по согласованным маршрутам, пассажиров обслуживают водители, которые не набивают салон и не подвергают людей опасности.

Я уверен, что благодаря тому комфорту, который появился – я имею в виду регулярность рейсов, их качество, доступность социальных льгот, возможность перевозки маломобильных пассажиров, климат-контроль – все это поможет пассажирам забыть ужасные раздолбанные маршрутки и понять, что такое качественный сервис.

- Главное, чтобы все это работало.

- Это уже работает. Если будут сбои, мы будем оперативно реагировать. Мы обязаны сделать так, чтобы все это работало.

Обратная связь

Как пожаловаться на недобросовестного перевозчика и открыть удобную вам остановку

По телефону. Контакт-центр «Московский транспорт»: +7 (495) 539-5454, 3210 (МТС, Билайн, Мегафон).

Письмом. 127994, Москва, ул. Садовая-Самотечная, д.1 (по этому же адресу можно прийти лично и опустить письменное обращение в ящик на первом этаже департамента).

Через электронную приемную.

А теперь и через газету «Комсомольская правда» и сайт kp.ru.

Все вопросы, связанные с новыми маршрутами, расписанием, неработающими картами, жалобами на водителей или любыми другими предложениями и пожеланиями, присылайте на адрес moskva@kp.ru. На сайте и в газете мы будем давать ответ: как исправлена ситуация.