Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics

Гастелло не был камикадзе!

Ровно 75 лет назад советский летчик совершил один из величайших подвигов Великой Отечественной войны
Летчик Николай Гастелло.

Летчик Николай Гастелло.

26 июня 1941 года экипаж Николая Гастелло на объятом пламенем бомбардировщике таранил наступающую немецкую колонну танков и бензовозов. Героев наградили посмертно. Командира — Золотой звездой, остальных летчиков — орденом Великой Отечественной войны I степени. Однако в последнее время вокруг этого подвига ходит много мифов и слухов, которые мы постарались развеять в эфире Радио «Комсомольская правда» вместе с писателем и историком Александром Бондаренко.

- Александр Юльевич, сейчас очень многие пытаются не только пересмотреть итоги войны, но и развенчать подвиги советского народа. Есть и такие, кто с пеной у рта доказывают: бомбардировщик упал на немецкую колонну случайно. Более того — есть утверждения, что никакого подвига и не было вовсе — был разбившийся самолет, а все остальное - придумки пропагандистов! Что мы можем противопоставить таким скептикам? Подвиг Гастелло был?

- Подвиг — был! Как и более 500 подобных таранов на земле и более полутысячи — в воздухе. Документально все подтверждено.

- Итак, по официальной версии 26 июня 1941 года на четвертый день войны - два бомбардировщика ДБ-ЗФ (или как позже их стали называть Ил-4) 207-й дальнего бомбардировочного авиаполка 42-я дальней бомбардировочной авиационной дивизии ушли на задание...

- Один из самолетов управлял экипаж капитана Гастелло, в который входили так же лейтенант Бурденюк, лейтенант Скоробогатый и стрелок-радист старший сержант Калинин... Они бомбили немецкие колонны, которые двигались по Белоруссии. Шли они без прикрытия истребителей. По ним начали работать зенитки, немецкая авиация. Самолет Гастелло загорелся и тогда экипаж направил его на немецкую колонну, практически полностью ее уничтожив.

- А второй самолет?

- Второй благополучно вернулся, благодаря чему мы и имеем документальное подтверждение этой истории. Кроме того, еще одно доказательство признания и подвига, и его величия — это посмертное присвоение Гастелло звания Героя Советского Союза спустя месяц. А как вспоминают фронтовики, 1941 год был скуп на награды. Более того — в 43-м звание Героя Советского Союза давали за то, за что в 41-м оценивалось лишь медалью «За отвагу». Значит этот героический поступок действительно выходил за рамки.

- Это был подвиг одного человека или все-таки экипажа? Героем Советского Союза был признал только Гастелло.

- Точно мы ответить уже никогда не сможем. Мы не знаем, кто оставался жив в горящем самолете, была ли у них связь друг с другом. Кроме того счет шел на секунды - ведь скорость самолета порядка 400 километров в час. Ставить вопрос на голосование некогда. Он мог успеть сказать лишь: «Ребята, тараним!» Ребята могли ответить: «Да».

- Или он мог сказать: «Ребята, тараним, кто может - прыгайте».

- Скорее всего так и было. Но никто не прыгнул. Значит они либо погибли к тому моменту, либо решили оставаться с командиром до конца. Можно стоить много догадок — «черных ящиков» тогда не существовало. Но то, что мы точно можем утверждать — окончательное решение оставалось за командиром и таранил фашистскую колонну именно он. Его решение, его ответственность, его подвиг. Он награжден по праву.

- Опять же возвращаясь к мифам. Некоторые «генералы диванных войск» выдвигают версию, что будь командир опытнее, он смог бы и самолет спасти, и подвиг совершить...

- Те, кто так говорит, вообще не знают историю. Капитан Гастелло к 34 годам был не только командиром экипажа Ил-4, но командиром эскадрильи. Кроме того, в первые же дни войны он уже открыл боевой счет: сбил фашистский «Юнкерс»... из самолета, находящегося на земле! Можно о нем уже больше ничего не рассказывать. Уже понятно, что это опытный человек с великолепной реакцией. Это не из истребителя, не из зенитного орудия, не из зенитного пулемета, а из стоящего бомбардировщика умудриться сбить! Откуда эти незаурядные навыки? Школа Халхин-Гола, когда мы очень хорошо японцев на место поставили. И участие в Финской кампании. После нее он стал командиром эскадрильи, а это признание качественной и успешной боевой работы. Думаю, не погибни он в первые дни войны, его бы ждало великое будущее - мог бы стать маршалом авиации.

- То есть летчик был опытнейший?

- Да! Тем более, что Ил-4 машина непростая. И с взлетом очень сложно, и с управлением непросто. На них служили асы. Не удивиельно, что именно эти машины летом 41-го бомбили Берлин, ввергнув немцев в шок. В такой же шок их ввергали периодически наши летчики с первых дней войны, конечно, в тех случаях, когда им удавалось подняться в воздух.

- Давайте поговорим о еще одном мифе. Очень любят сейчас проводить параллели подвига Гастелло с японской техникой камикадзе…

- Это абсолютно неверно. Знаете, в чем коренное отличие между самолетом Гастелло и самолетом камикадзе? У камикадзе сбрасывались шасси при взлете. Сесть он уже не мог. И спастись не мог тоже — парашют отсутствовал. Эдакое харакири в воздухе во славу императора. Японский летчик был обречен на подвиг. Точнее — на смерть. Но Гастелло не был камикадзе! Отдать жизнь за Родину — это его сознательный выбор. Экипаж имел шанс покинуть самолет, спастись. Набирай высоту, прыгай, иди к немцам, говори, что против Сталина. И их неплохо бы встретили. Но они избрали другой путь. И выбрали его сознательно.

- Как и многие другие последователи Гастелло.

- Причем - не только во время Великой Отечественной. Армейская служба предполагает самоотречение, она предполагает те качества, которые гражданскому человеку порой не понять. И главное, она предполагает возможность перешагнуть самый главный инстинкт человека - инстинкт самосохранения. Для спасения Родины, товарищей, родных, сограждан. Герои подобные Николаю Гастелло были и будут всегда. Совсем недавно в Подмосковье погиб летчик Сергей Еременко из группы «Русские витязи». У него был шанс покинуть неисправную машину, спасти свою жизнь. Но он сделал свой выбор — увести истребитель от жилых домов. Ценой своей жизни он спас многие другие. Такие подвиги мы обязаны помнить.