Премия Рунета-2020
Казань
+19°
Boom metrics

Митрополит Феофан: В Вербное воскресенье жду вас в Благовещенском соборе

24 апреля в Неделю 6-ю Великого поста Владыка совершит Божественную литургию в соборе Казанского кремля

Фото: Татарстанская митрополия

Вечером Лазаревой субботы митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе города Казани. В ходе праздничной службы Владыка призвал православных верующих посетить Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля в Вербное воскресенье.

«Мы должны лично засвидетельствовать, показать себя на Божественной литургии. Это важно. Важно именно сейчас, когда раздается все больше голосов сомневающихся в нашем единстве. Именно поэтому каждого из вас жду на утренней службе в Благовещенском соборе, в 9:00, - сказал Владыка, а затем добавил с улыбкой. - Ваши лица запомнил. Будем вместе молиться завтра».

Служба в день Входа Господня в Иерусалим завершилась объяснением сути торжеств.

«Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил вместе с сестрами в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом, а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых», - говорил Владыка.

Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь. После воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.

Фото: Татарстанская митрополия

В этот день Церковь Христова торжественно прославляет это Божие чудо, благодаря Господа за его великую и бесконечную милость к роду человеческому. Воскресение четверодневного Лазаря свидетельствует верующим о непостижимой Божественной силе Иисуса Христа и предвещает всем нам о всеобщем воскресении мертвых.

«Но без Голгофы не бывает воскресений, - напомнил Владыка Феофан прихожанам. - И каждый из нас проходит через свою Голгофу».

Фото: Татарстанская митрополия

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

О традиции сбора вербы и освящение мягких бутонов в храмах рассказывает пресс-служба Татарстанской митрополии.

«Распускается верба — значит, наступает время обновления. Духовного обновления, значимее любого события в мировой истории — Пасхи! А за неделю до нее, во время Всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа. И приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках те самые ветви вербы».

Освящение верб бывает во время праздничного богослужения — Всенощного бдения. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно — попала ли на веточку капелька святой воды или литр — верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

Обычно у православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. Так как вербу освящают ежегодно, возникает вопрос, что делать по истечении года со старыми, высохшими веточками? Как и любой другой освященный предмет, их лучше предать огню, а не выбрасывать вместе с бытовым мусором. Не потому, что от наших действий может пострадать священное изображение или веточка вербы. Скорее страдаем при этом мы сами, наше чувство внутреннего благоговения.

Фото: Татарстанская митрополия

КСТАТИ

В интервью «Комсомолке» митрополит Феофан рассказал, в годы его службы в Иерусалиме накануне праздника Входа Господня в Иерусалим верующие запасались ветками финиковых пальм. Такими веточками заменяли привычные нам вербы. Но суть праздника от этого не меняется.

Красивой традиции дают объяснение в Татарстанской митрополии. Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти. Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа. Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: «Осанна!» (что значит «спаси, мы молим!») и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церковно-славянски — с «ваийями»). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками.