Премия Рунета-2020
Казань
+14°
Boom metrics
Интересное5 февраля 2016 9:11

Халиф на час: как казанец умудрился наторговать на бирже 42 миллиарда рублей и обанкротиться всего за пару кликов

Страсти в семье начинающего трейдера Дениса Громова за месяц успели поутихнуть, но не «смута в душе». Сейчас он пытается доказать, что в его провале виновата не глупость, а сама система

Под самый Новый год казанец Денис Громов решил немного подзаработать на бирже за счет роста курса доллара. Деньги были нужны. В семье недавно появился третий ребенок, вот и решили они улучшить свою жилплощадь - копили на квартиру. Сумма в заначке лежала внушительная - 5,6 миллионов рублей. Денис, работающий обыкновенным менеджером, пустил все деньги в "дело" и ухитрился провести больше пяти тысяч операций на сумму 42 миллиарда рублей, а после уйти в минус, получив в качестве неприятного бонуса кредит на сумму 9,5 миллионов рублей. Как так вышло, разбиралась "Комсомольская правда".

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Опыт работы на бирже у Громова уже был. Он три месяца оперировал, но небольшими суммами. Иногда получалось "Подняться", порой и "Прогорал", но не сильно. 30 декабря же, Денис решил сыграть по-крупному.

- У меня баланс примерно одинаковый был. Я не мог себе позволить рисковать настолько, чтобы потерять все, - объясняет Громов. - То есть у меня голова на плечах есть, высшее образование, трое детей, чего-то в жизни добился. И в тот момент я реально не осознавал, что произошло.

Да, образование у него, может быть, не экономическое, да и профессия далеко не "финансист", однако отличить друг от друга такие два инструмента на валютном рынке, как USDRUB_TOM и USDRUB_TOD, он мог. Как известно, первый является основным биржевым инструментом для торговли парой рубль/доллар и расчеты по нему происходят на следующий рабочий день, а вот по первому – в тот же день.

Увидев рост курса доллара и то, что в ТОМ они стоят выше, чем в ТОD, на 20 копеек, он задался вопросом – а можно ли покупать в ТОD, а продавать в ТОМ? Тут же позвонил специалистам, которые дали добро.

НЕОЖИДАННО БОГАТ

И понеслось! Он стал покупать доллары с расчетами "сегодня", а продавать с расчетами "завтра", постепенно увеличивая суммы. Имеющихся у него 5,6 миллиона рублей, так называемого гарантийного обеспечения, хватало на то, чтобы купить долларов приблизительно на 50 миллионов рублей и продать на столько же – делать такое позволяется.

Глаза мужчины горели, азарт взял свое. Спустя полчаса он довел свой баланс, отображенный в терминале в личном кабинете, до 28-и с лишним миллионов рублей.

- Представьте себе мой шок. Вот я сижу, нажимаю на клавиатуру и вижу, что баланс, который отображается, растет в арифметической прогрессии. Нигде не было никаких предупреждений о том, что мое гарантийное обеспечение уже вышло за рамки, - возмущается он. – И почему в таком случае мой баланс не уменьшается. Я не видел никаких подводных камней в тот момент.

ПЕРВЫЙ "ЗВОНОЧЕК"

Тут раздался телефонный звонок. С Денисом связался менеджер из банка-брокера для того, чтобы разузнать, отчего у него проходит такой объем операций, который в принципе проходить в его случае не должен. Проверив все данные, менеджер сообщил, что Денис использует какой-то невероятный объем денег.

- Я объяснил, что работаю относительно баланса, который вижу в своем личном кабинете. Он посоветовал в настройках программы поставить определенную галочку, и появится столбец, который наравне с балансом будет отображать текущие значения, - рассказывает казанец.

Денис обомлел – в этом столбце показались огромное количество миллиардов. Менеджер объяснил, что это те деньги, который горе-трейдер берет взаймы у банка на проведение всех операций. С этой "минусовой" суммы с нового года Денису придется возвращать кредит в размере порядка 78-и миллионов рублей, причем с процентами 19,8 процентов годовых.

ЖЕНА БЫЛА В ШОКЕ

На вопрос «Что делать?» менеджер ответил, что можно пойти в обратную сторону: покупать в ТОМ, где дороже, а продавать в ТОD, где дешевле. В результате этих операций объем заявленных средств действительно сократился, но в результате на момент закрытия биржи, баланс заемных средств был равен нулю, но текущих - минус 9,5 миллионов рублей. Брокер-менеджер сказал, что это и есть та сумма, которую Денис будет должен банку, хотя, возможно, к 11 января, когда закроются операции по ТОМ, она сократится.

Сейчас Громов вспоминает этот Новый год как самый худший за все свои 36 лет жизни. Все эти дни он искал решение, общался с юристами и другими специалистами в этом деле, а попутно успокаивал жену. Конечно, в первые минуты, услышав новость о потере такой суммы денег, она начала паниковать: все-таки будущее туманно, а на руках дети, одному из которых только исполнилось пять месяцев. Она, конечно, знала о том, что супруг играет на бирже, но разрешила использовать на это только миллион из полученной ею по наследству суммы, но никак не все. Сейчас в семье все более-менее наладилось, ни о каком разводе речи не идет.

Фото: соцсети

КАК МИЛЛИОНЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В МИЛЛИАРДЫ?

Не время отчаиваться, надежда есть. Банк пока еще не предпринял ничего к взысканию задолженности, но Громов, дабы заранее себя обезопасить, по совету юристов обратился в Центробанк России, ассоциации, курирующие работу брокеров, и даже написал официальную претензию своему банку-брокеру, попросив кое-что объяснить.

- Я даже не знаю, что могло произойти, чтобы эти 170 миллионов, указанные в личном кабинете как максимальный объем заемных средств, превратились в 42 миллиарда рублей. Я считаю, что это косяк брокерской системы, то есть их программное обеспечение не позволило отследить и вовремя остановить меня, никаких уведомлений мне в этот момент не пришло, - рассуждает мужчина. - В самом худшем случае, по моему мнению, я должен был, грубо говоря, дойти до нуля, и просто бы встало. Система не должна была позволить мне и дальше совершать операции.

Как правило, у брокеров есть такая опция, но в случае с Громовым она по какой-то причине не сработала. В банке это объясняют тем, что мужчина покупал в одной позиции, а продавал – другой, отчего формально его баланс был равен нулю. Система воспринимала его сделки как операции с низким риском.

ВИНОВАТА СИСТЕМА?

Специалисты из других компаний дают еще одно вероятное объяснение произошедшему. У брокеров в системе стоят заглушки, которые не позволяют уходить меньше гарантийного обеспечения по каждой позиции. У любого другого брокера он мог бы совершить покупку в ТОD, после продажу в ТОМ и… все. Система не позволила бы ему снова купить валюту в ТОD, потому что гарантийное обеспечение не покрыто. Потери здесь были бы в разы меньше.

- Сейчас я собираю мнения профессионалов, которые смогут ответить на вопрос, что же на самом деле произошло. Я лично сам надеюсь на какое-то досудебное разрешение этой ситуации, - объясняет он.

Неудачливый трейдер обратился с претензией в банк-брокер. Источник фото: личная страница героя публикации в "ВКонтакте".

Неудачливый трейдер обратился с претензией в банк-брокер. Источник фото: личная страница героя публикации в "ВКонтакте".

Фото: соцсети

Центробанк уже начал проверку, через три недели Денис рассчитывает получить ответ. Юристы и специалисты из других брокерских компаний объясняют, что произошла такая ситуация, которая в принципе не должна была произойти. Если бы не вмешательство менеджера и не экстренно предпринятые тогда действия, потери могли бы быть куда большими. Конечно, Денис хотел бы решить проблему полюбовно, не доводя до суда.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Официальный ответ пресс-службы банка-брокера:

«Сбоя не было. Эти операции допустимы в рамках управления риском биржи, но они не имеют экономического смысла. Брокер позвонил ему и предупредил, что он торгует себе в убыток. Покупая один биржевой инструмент с расчетами «сегодня» и продавая с расчетами «завтра», он уравновешивал свои обязательства по валюте. Такова специфика арбитражных сделок, которые он проводил. К сожалению, он не учитывал, что возник расход за фондирование банком его позиции на 12 праздничных дней. Он совершал сделки 30 декабря, а расчеты по ним должны были состоятся 11 января.

К сожалению, клиент, судя по всему, действовал в состоянии азарта, он совершил за несколько часов более пяти тысяч биржевых сделок. Мы с сочувствием относимся к его случаю. Мы сделали все возможное, чтобы сократить его потенциальный убыток более чем в пять раз. К сожалению, закрыть все позиции он не успел - ведь их было очень много.

Ситуация необычная, наш клиент сильно увлекся, это человеческий фактор, поэтому, возможно, будем рассматривать этот случай в особом порядке».