Интересное

Когда никто не лучше: премьера шведского спектакля в Казани

Какая разница в диаметре колеса инвалидного кресла и мембраны грохочущего барабана? К черту различия - решили артисты спектакля «Hi-Hat Xpress», объединившего профессиональных танцоров и перкуссионистов, людей с совершенно неограниченными способностями
Колеса танцу - не помеха

Колеса танцу - не помеха

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

Шведы катались по сцене на своих креслах разной сложности, на них же делали трюки, вливались в пластические этюды, перфомансы, мини-спектакли, упоенно оживляя холодный метал, а то и вставая и делая робкие шаги под одобрение зрителей. Язык не повернется лепетать что-то про жалость и "нормальность", когда артисты обходятся с колясками, как с сиюминутным реквизитом и гармонично смотрятся в шоу. Это скорее культурный, чем социальный проект.

Сначала был просто звук. Звон тарелки, упорно разбивающий тишину. В какой момент подготовка сцены переросла в концерт - непонятно, но в конце зал, поначалу наполненный детским "Мама, а что они делают?", аплодировал стоя.

После выступления ряды в Театре кукол, куда приехали гости, обволакивает ощущение некоего закрытого показа, экспериментального спектакля, с необходимостью в утонченных рецензиях на глянцевой бумаге. И одновременно теплота.

Символ спектакля - хай-хэт

Символ спектакля - хай-хэт

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

Отсчет от Казани

Культурная организация «Share music Sweden» ставит спектакли и учит танцам, музыке, театру, искусству. Кроме смешений новичков и профессионалов, друг у друга учатся обычные участники и люди с ограниченными возможностями. Спектакль «Рассвет в Галаманте», показанный на стокгольмском вокзале, вошел в культурную программу Олимпиады в Лондоне. Спектакль «Hi-Hat Xpress» - плод совместной работы организации с композитором Найджелом Осборном. Это своеобразное путешествие по эпохам и странам, отражающее историю инструмента «хай-хэт (барабанной тарелки): игра теней, рок-н-ролл вживую, кино-вставки и плотная атмосфера экспериментального шоу.

Тур прошелся по Швеции, Северной Ирландии и Польше, а в России спектакль дают впервые - его пока сможет увидеть только казанская публика. Поддержку оказало Министерство культуры Республики Татарстан. Гастроли проходят при сотрудничестве с Посольством Швеции в РФ и поддержке Шведского государственного совета по культуре и Шведского агентства исполнительских искусств.

Свой визит гости из Швеции начали с посещения Республиканской специальной библиотеки для слепых и слабовидящих.

Не проходит и 5 минут без трюков

Не проходит и 5 минут без трюков

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

Можно все

Я разговариваю с Анной. Минут 10, как завершилось представление. Нас окружают танцоры, вперемешку отвечают на вопросы, смеясь и общаясь с подступающими зрителями. В Казани они на 2 дня - шоу 19-го и 20-го ноября, затем воркшоп и домой. В России команда впервые и уже влюблена в людей.

- Это история о символе «хай-хэт», некоторых этапах его развития, как музыкального инструмента. Что касается музыки – это не только рок-н-ролл - это обо всей музыке, в которой вы можете использовать этот инструмент.

4 профессиональных танцора из коллектива «Spinn», 4 танцора из «Share music Sweden» и 4 профессиональных музыканта-перкуссиониста – всего нас 12.

- Идея проекта в интеграции, чтобы показать, что выйдет из сотрудничества этих 3 очень разных групп, смешения театра, танца и музыки и людей, как и с ограничениями, так и без.

В спектакле совсем немного слов

В спектакле совсем немного слов

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

- Сложно конкурировать с артистами, у которых опыта намного больше?

- Это было легко, потому что мы были друг у друга и вдохновляли, подтягивались. Иногда это настоящее испытание, но все равно здорово.

- Сценарий строгий или вы что-то додумываете в процессе выступления?

- Все заранее решено. Первоначально все было свободно, мы соединяли что-то с чем-то, но сейчас это готовое выступление.

- Что вы хотите вызвать?

- Научить чему-то. Показать наши возможности, что можно все.

- Какие впечатления от первого визита в Россию?

- Мы пока только спали, потому что прилетели ночью. Люди очень приветливые и действительно заботливые.

- Поначалу зрители не совсем поняли, что происходит…

- Мне кажется, хорошо, что мы меняем представление о том, каким должен быть танец – в нем может быть столько всего. Мы показываем различные способы и стили.

- Это что-то новенькое для Швеции?

- Не совсем. У нас вообще очень экспериментальная сцена. Все зависит от вашей страны и культуры.

В Казани к ребятам отнеслись как к настоящим звездам

В Казани к ребятам отнеслись как к настоящим звездам

Фото: Кристина ГИЗАТУЛИНА

- Вы смотрелись на одном уровне сегодня.

- Ребята выложились сегодня и все показали себя профессионально. Главный секрет в том, что мы работали вместе в равных условиях. Никто не лучше, это общая работа, правда.

- До того, как спектакль был готов, у нас был период практики, мы искали материалы, у нас были воркшопы, а потом шоу начало развиваться. Когда музыкальная команда отправляется в тур, мы встречаемся на 2 дня и готовимся.

Мы все - особенные

София Александерссон – директор и художественный руководитель «Share music Sweden» рассказывает, что в 2012 году композитор Найджел придумал отталкиваться от этого символа – хай-хэта. Для проекта было важно показать комбинацию различных искусств, ровно как и танцоров с разным уровнем подготовки.

- Мы хотели показать обществу, что можем творить на сцене вместе. Мы работаем в Швеции много лет, смешивая обычных людей и людей с ограничениями. Это важно и уникально – то, как выглядит общество – мы все особенные. Мы должны быть способны взаимодействовать. Наша задача – как выступления, так и образовательная часть. Мы рады смешивать искусства и людей.

- Как подбирались участники?

- Мы не искали специально людей с особенными требованиями. Мы говорили, что набираем ансамбль и нам нужны новые танцоры – так к нам и попали участники с разными телами и опытом.

- Почему вы в России?

- Мы не были здесь с 2009, когда я впервые оказалась в России. Спустя пару лет обзавелись контактами и апреле в посольстве Швеции в Москве меня пригласили в Казань. Тогда нашлось много людей, которые заинтересовались тем, что мы делаем.

- Еще приедете?

- Пока только в Казани. Возможно, я позже окажусь в Москве. Надеюсь, получится больше поработать в России, поскольку мы общаемся с различными организациями по всей стране. В начале октября в Москве обсуждали, как в России могут подключать людей с ограничениями к искусствам, в том числе говорили и про образование в этом ключе.

- Что скажете про публику? Поначалу детям было сложно уловить идею спектакля.

- Аудитория прекрасная. Они были очень сфокусированы, сосредоточены, они были погружены во все это. Мы уже играли для детей. Мне кажется, что они понимают, как и взрослые.

Две страны

Ольге говорили, что слепые идут в педагоги, юристы или массажисты. Она выбрала последнее и уже 20 лет работает с детьми. У 19-летней Полины – спинно-мозговая грыжа и мало терпения. Но теннисистка уже может похвастаться победой в квалификационных соревнованиях чемпионата мира. Ваня, несмотря на ДЦП, гоняет на трехколесном велосипеде по Петербургу, его программа позволяет детям с особыми потребностями легко пользоваться компьютером. Выставка «Доступная среда», действующая сразу по выходу из зала, рассказывает о жизни людей с особыми потребностями в Швеции и России. Она немного сглаживает впечатление от мыслей, что в отличие от нас, в далекой Швеции научились превращаться особенности в достоинства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Татарстанские «Мастеровые» переманили к себе петербургского режиссера. Денис Хуснияров уже работал с челнинским драмтеатром в качестве режиссера спектакля «Кроличья нора» (подробности)