Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество20 августа 2015 12:37

Штурмовик времен Великой Отечественной подняли со дна Невы

Ил-2 был подбит при попытке прорвать блокаду Ленинграда
Операция длилась целый день

Операция длилась целый день

Фото: Тимур ХАНОВ

На берегу Невы под Кировском дети до сих пор вместо игрушек возятся с боевыми патронами. Каждый день река выносит их на сушу десятками. За годы Великой Отечественной на Невском пятачке полегли полмиллиона солдат. Вода помнит всех, только вот свое отдает не сразу.

Боевой самолет Ил-2 она держала более семидесяти лет. Но в среду штурмовик снова увидел небо. С самого утра водолазы начали погружаться в речную пучину. Течение и плохая видимость на глубине в одиннадцать метров тормозили работы до последнего. Кран раз за разом опускался в темные воды и поднимал на сушу то, чему удалось сохраниться.

- За день подняли винт, двигатель, элементы кабины, шасси и крыльев, - рассказала пресс-секретарь Российского военно-исторического общества Анна Тотьмянина.

Имя пилота определили по номеру на двигателе штурмовика

Имя пилота определили по номеру на двигателе штурмовика

Фото: Тимур ХАНОВ

Сложно поверить, что мелкие обломки когда-то были частью огромного штурмовика. Легендарные Ил-2 участвовали в боях с самого начала Великой Отечественной. Между собой немцы называли их «чумой» и «мясорубкой».

«ЭТО БЫЛА МУЧИТЕЛЬНАЯ СМЕРТЬ»

Но даже самые неуязвимые самолеты иногда складывают свои крылья. Этот Ил-2 был сбит в октябре 1941 года. Пытался прорвать блокаду Ленинграда, но попал под огонь противника. По номеру двигателя специалисты смогли установить имя пилота. Им оказался старший лейтенант Семен Конобевцев.

- Это была мучительная смерть. Штурмовик сильно горел, бронекапсула полностью выжжена огнем, - рассказал руководитель операции по подъему самолета Андрей Шпигель. – Пилот пытался экстренно его посадить, выпустил шасси, но потом ударился то ли об воду, то ли об лед. Летчик даже не успел воспользоваться парашютом – он так и остался лежать на сиденье. Видимо, в момент падения был уже мертв или находился без сознания.

Поисковики, которые опускались на речное дно, говорят, что рядом с самолетом лежат куски снарядов. Штурмовик не смог их сбросить, и разорвались они уже под водой. А потом вошли в собственный корпус.

Часы старшего лейтенанта сохранились под водой. ФОТО: Илья УЛЬЯНЕНКО

Часы старшего лейтенанта сохранились под водой. ФОТО: Илья УЛЬЯНЕНКО

В открытых источниках Минобороны на лейтенанта нет ничего: даже банального наградного списка. Так случается, если человек считается пропавшим без вести. Но удалось выяснить, что он родился в 1907 году в Куйбышевской области. Как вердикт сухое: «Погиб при выполнении боевого задания». В разрушенном самолете сохранились личные вещи: расческа-гребешок, трубка, согнутый на девяносто градусов пистолет и записная книжка. В блокноте ничего личного – сугубо рабочая информация. На войне, как на войне.

- Мы видели эту записную книжку. Сейчас уже сложно что-то там расшифровать. Но мы поняли, что раньше лейтенант летал на ночном бомбардировщике. Потом его посадили на «Ил-2», и пришлось переучиваться. Записывал технические моменты, например, при какой скорости шасси убрать, - рассказал поисковик Илья Ульяненко.

«ЧЕРНЫЕ» ИСКАТЕЛИ

Когда профессиональные водолазы спустились на речное дно, стало ясно, что они уже не первые гости в историческом самолете. По данным Российского военно-исторического общества (РВИО), Ил-2 нашли еще полгода назад. Нырнули неизвестные дайверы, а на дне такое сокровище. Что-то они забрали с собой, хотели подзаработать деньжат. На «черном» рынке за сувенир с затопленного штурмовика дадут немало.

- Часть личных вещей и бортового оружия уже утрачена, нет пушек и пулемета. Другая часть была снята и подготовлена к выносу. Лежала рядом со штурмовиком, - рассказал руководитель Департамента поисковой и конструкторской работы РВИО Сергей Мачинский.

Искатели дошли до того, что прикрепили к старому деревянному пирсу белый трос и по нему наведывались в Ил-2 как к себе домой. Что еще успели вынести – неизвестно. Сейчас дайверов уже и след простыл.

Два месяца назад на штурмовик вышли члены поискового отряда «Святой Георгий». Ребята достали из самолета часть останков летчика, но самостоятельно поднять Ил-2 не смогли. Тогда к операции подключилось военно-историческое общество.

Расческа-гребешок тоже принадлежала пилоту. ФОТО: Илья УЛЬЯНЕНКО

Расческа-гребешок тоже принадлежала пилоту. ФОТО: Илья УЛЬЯНЕНКО

ЗАХОРОНЯТ СО ВСЕМИ ПОЧЕСТЯМИ

Сейчас на берегу Невы работают антропологи и военные. Сложно представить эту картину, если не видел ее вживую, но суша до сих пор усеяна костями, минами и пулями. Порох горит даже спустя 70 лет. Снаряды осторожно складывали и увозили от Кировска ведрами. Останки павших воинов укладывали в черный мешок, чтобы отправить на исследование. В какой-то момент вода выбросила на берег ботинок. Специалисты установили, что он принадлежал советскому бойцу.

Сам самолет будет доживать свой век в музее битвы за Ленинград во Всеволожске. Специалисты не теряют надежды, что смогут его отреставрировать. А вот старшего лейтенанта Семена Конобевцева захоронят со всеми почестями. Уже сейчас началась работа по поискам родственников погибшего офицера.

Уходить из Кировска поисковики и члены военно-исторического общества пока не собираются. По данным из архива, в этом районе Невы покоятся еще два самолета и бронекатер.

- Есть информация, что на борту последнего много тел, а на палубе стоит пулемет «Максим». Точное место положения пока неизвестно, будем искать, - рассказал Андрей Шпигель.

Да и водолазы говорят, что на Неве порой даже дна не видно. Так много там останков, касок и техники. А значит, предстоит еще трудиться и трудиться.

- Мы работаем на Невском пятачке и Синявинских высотах уже пятнадцать лет. Что движет? Знаете, у меня дед пропал без вести. Он также на самолете не вернулся из полета. Хочется верить, что я сейчас здесь кого-то найду, а потом кто-то найдет моего деда, - признался Илья Ульяненко.