Фото: Ольга Крыльцова
Правило 1. Спать до обеда и ничем не заниматься
Когда встает вопрос, как провести каникулы, психологи поют дифирамбы полезной лени. Потому что после учебы ребенку нужно по-настоящему отдохнуть. Это значит, что в первую очередь ему нужно хорошенько отоспаться: пребывать в царстве Морфея столько, сколько ему нужно, советуют специалисты ТОГИРРО. Понятно, что родителей это иногда настораживает, немного раздражает. Хотя в новогодние каникулы, когда у родителей тоже появляется возможность поспать подольше, это считается нормальным явлением.
Можно сходить всем вместе в театр, музей, кино. Можно устроить небольшую поездку, допустим, на юг области. Однако такие сюрпризы лучше заранее обсудить с ребенком. Родители, как правило, предлагают то, что по душе им самим. Но вот понравится ли идея их детям - вопрос.
Нужно исходить из потребностей ребенка. Если у него есть никчемная, на ваш взгляд, простецкая мечта - например, наиграться с другом из соседнего двора, то помогите ее осуществить. Понятно, что дети будут заниматься совершенно неполезными, с точки зрения образования, делами. Но для них это и есть отдых. И когда еще они смогут вдоволь наиграться? Разве это не счастье?!
Вот только «счастье» часто сводится к игре на компьютере. Дети называют это отдыхом. они сделали уроки и со спокойной совестью отправились к монитору. Это переключение деятельности, которое тоже необходимо. Однако такой досуг нельзя назвать безвредным. Для многих родителей настоящая проблема, что ребенок пропадает за компьютером. Говорить, что это вредно, ужасно - бесполезно. Выход один: нужно создать позитивную альтернативу.
Например, устройте семейные прогулки. За неспешным шагом можно поговорить на темы, на которые в вечной спешке не хватает времени. Для ребенка это очень лестно: же чувствует, что родитель здесь и сейчас для него одного. Это чудесное ощущение, которое нужно человеку во всех возрастах, в том числе в семейной жизни.
Правило 2. Долой учебники!
Часто в каникулы родители пытаются заставить наверстать упущенные во время учебы знания. Мол, подучи, и да здравствуют хорошие оценки!
Давайте представим два варианта стратегии исправления «двоек». Первая - дать ребенку отдохнуть, но серьезно с ним поговорить: "Да, у тебя были проблемы в четверти; возможно, она была трудной; после длительных каникул потребовалось время, чтобы войти в ритм, и не все удавалось. Давай хорошенько отдохнем в каникулы и с новыми силами постараемся все исправить. Я верю, что все получится".
Либо второй вариант: ах ты, такой-сякой, у тебя все плохо, значит, на каникулах будем заниматься, нагонять упущенное. Никуда не денешься, неделя зубрежек - и хорошие оценки обеспечены.
Что же мы получим к окончанию каникул? В первом случае - отдохнувшего, радостного и веселого ребенка. На какое-то время он забыл о своих неприятностях, о тех чувствах, с которыми он каждый день шел в школу (дети ведь понимают: что такое хорошо, а что такое плохо; что такое учитель похвалила или дома нагоняй, и переживают по этому поводу). Но он знает, что мама в него верит, мама поможет, и с таким позитивным настроем отправляется получать новые знания.
Во втором случае мы получим ребенка, в которого все каникулы пытались втолкать недостающие знания, чему он, конечно же, сопротивлялся, и в итоге через неделю он будет просто замучен. В конечном счете, когда он увидит на календаре, что завтра опять идти в эту ненавистную школу, то не получит никакой радости ни от предстоящей встречи с одноклассниками, ни от возможности исправиться в учебе. Плюс обида на родителей. Его мотивирующий потенциал будет на нуле, его организм сопротивляется новым знаниям, учебе. Он сидит на уроке, но ничего не слышит. Это серьезный стресс. В таком состоянии организм не может долго быть здоровым, естественная реакция - болезнь. Недаром же говорят, что все болезни от нервов. Поэтому мы должны побеспокоиться о здоровье ребенка - и психическом, и физическом, потому что они связаны.
Многие родители очень ответственно относятся к образованию своего ребенка, поэтому дети посещают дополнительные интеллектуальные кружки, курсы углубленных иностранных языков. На каникулы о них лучше все-таки забыть, дать ребенку хорошенько расслабиться. Исключение сделать разве что для старшеклассников, которым предстоят ответственные экзамены, и спортивные секции. Спорта много не бывает.
Однако если всю четверть школьник прекрасно занимался, а на каникулах вдруг захотел остаться дома, то это значит, что и от спорта он устал. Дайте ему эту слабинку. Но с оговоркой, что потом он продолжит занятия, иначе хороших результатов не достичь.
Правило 3. Да здравствует активный отдых!
Зимние каникулы - самое время для вылазок на лыжные базы, катки и горки. Однако декада отдыха пролетит незаметно. Как восстановить силы в остальное время?
Если в пятницу все уроки сделаны и выходные полностью свободны от интеллектуальной ответственности - это, конечно, очень приятное ощущение. Но должен быть какой-то задел. Сейчас в выходные работает множество секций и кружков, куда можно ходить вместе с родителями: единоборства, танцы и так далее. Двигательная активность не помешает и мамам с папами, которые за неделю засиделись за рабочими столами.
Плюс творческая направленность. Если не кружок, то можно дома устроить продолжительный проект. Допустим, смастерить корабль, большую поделку и т. д.
Но вот главная беда в этом - сами родители, которые предпочитают проводить выходные на диване. Если вы желаете интересного времяпрепровождения для ребенка, то нужно самим пошевелиться. Покатайтесь вместе на велосипедах, роликах, лыжах, сходите в бассейн. Ввести детей в спортивный стиль жизни должны родители.
Иначе ребенок в выходные будет переползать от телевизора к компьютеру, разнообразя отдых играми на телефоне.
Так что главная задача - правильно воспитать родителей и научить их отдыхать.
ВАЖНО
Как определить, что ребенок устал?
Все покажет поведение ребенка, точнее, изменения в поведении, поэтому нужно внимательно за ним наблюдать. Допустим, был ребенок подвижный, игривый, после школы ему хотелось побегать, попрыгать, со всеми наговориться. А тут - пришел, упал на диван, включил телевизор и не хочет никуда идти. Состояние более апатичное и менее подвижное. Это уже вызывает тревогу: возможно, ребенок переутомился. Или, наоборот, спокойный ребенок стал чрезмерно возбужденным.
Возможно, аппетит школьника стал более умеренным. Разговорчивый ребенок превратился в молчуна. А молчун вдруг начал рассказывать обо всем подряд. Вроде бы несет всякую ерунду, но это сигнал, что что-то происходит у него на душе, он хочет о чем-то сообщить. Не исключено, что он не может это сформулировать или сам не понял, что с ним происходит.
Поэтому родителям нужно быть внимательными к подобным звоночкам. И в подростковом возрасте, когда могут появиться вредные привычки, вплоть до наркомании, и в период детства ребенка.