Премия Рунета-2020
Казань
+7°
Boom metrics
Общество27 ноября 2013 8:00

Прогулки по Казани: встретимся на Кольце

Когда-то это место напоминало оживленный базар, потом было уютным сквером, затем стало симпатичной площадью большого отечественного города, сегодня же превратилось в крикливую пародию на Лас-Вегас
Источник:kp.ru

Неистребимый болотный дух

А вот еще каких-то два с половиной столетия назад здесь была окраина Казани и поросшее ряской озеро Грузеево. В середине 18 века водоем и прилегающую к нему территорию все-таки решили включить в состав города, а само озерцо попросту засыпали. Но, как ни странно, суше от этого не стало. Вплоть до начала века 20-го, когда город разросся далеко от этих мест, причем, во все концы, а на месте почившего в бозе озера образовалась оживленная площадь, здесь по-прежнему было грязно и сыро. Продираясь сквозь местные топи и лужи казанцы нередко оставляли там утопшие калоши, а то и сапоги. Летом, когда грязь подсыхала, ветер крутил тучи песка и пыли, щедро осыпая всем этим одежду и головы горожан.

Изменить положение не смогли и попытки замостить площадь предпринятые аж двумя городскими архитекторами - Александром Кирилловичем Шмидтом и Фомой Ивановичем Петонди. На минуточку, именно последнего мы должны благодарить за архитектурную красоту центра Казани, уцелевшие остатки которой мы сегодня имеем счастье наблюдать….

И запах рыбы…

Название у площади сложилось тоже вполне себе водное. Просто тут практически сразу развернулся огромный рынок, в котором, в основном, торговали рыбой: свежей, замороженной, икрой, визигою, а также популярными в те времена раками. Имелись, конечно, и мясные лавки, но основным продуктом местных рядов и лабазов были все-таки дары рек и морей. Рыбу в Казань везли в основном из Астрахани, но приходил товар и с Балтики, Каспия, Урала, Сибири и даже знойного и тогда еще полноводного Аральского моря. В общем, чего там только не было. Поэтому и получила площадь название Рыбнорядской. А ближайший к ней переулок (ныне улица Некрасова) назвали Собачьим. Знаете почему? Все, что местные торговцы не успели продать за день, выбрасывалось на радость стаям окрестных четвероногих бродяг.

Рынок начинал работать ранним утром, и в первые часы там были весьма и весьма «кусачие» цены. Однако уже к вечеру нераспроданное отдавали практически за бесценок. Оставлять не имело смысла – в те годы для хранения рыбы не было никаких условий. При этом все равно из-за повальной антисанитарии торговля в рыбных рядах в самом центре Казани была постоянной головной болью городских властей. Проверки одна за другой обнаруживали непорядки, но прикрыть популярный торг никто не решался. Да, и как одним росчерком пера избавишься от 91 лавки, 20 ремесленных мастерских, 9 трактиров и 7 питейных заведений, а также более трех сотен торгующих?

С этой задачей вполне себе справились уже в советское время, ликвидировав рынок, как и сам класс торговцев-частников. О былом назначении Рыбнорядской площади в «эсесеровские годы» напоминал лишь расположенный на углу Пушкина – Профсоюзной магазинчик «Рыба-Балык». Который уже в годы постсоветские снесли вместе с историческим зданием, поменяв на новодельные хоромы ГУМ-а.

Знакомое всем советским жителям здание ресторана "Восток"

Знакомое всем советским жителям здание ресторана "Восток"

Сносить, нельзя помиловать

Если в 18 веке Рыбнорядскую площадь обрамляли исключительно деревянные строения, то к середине 19 века их постепенно вытеснили каменные. Сегодня от всей этой архитектуры остались лишь четыре дома… То, что не успели снести большевики, окончательно разрушили их «новотатарские» преемники. Одним из самых примечательных зданий, стоявших аккурат на месте нынешнего нелепого «Кольца», были так называемые «Музуровские номера». Принадлежали они купцу Музурову, и помимо, собственно, гостиницы, там располагались кинематограф «Петроград», ресторан, колбасная, столовая…. В 90-е к фасаду здания прикрепили ноу-хау тех лет - электронную «бегущую строку», а после добротное трехэтажное здание снесли. Даже не посмотрев на то, что оно было включено в федеральную программу сохранения исторической части Казани. Вместе с ним та же участь постигла две пристроенные в 50-е годы 20 века к памятнику «сталинки» - здание «Татпотребсоюза», пятиэтажные жилой дом, а также несколько одно- и двухэтажных старинных домиков еще той Рыбнорядской площади. В одном из них, кстати, располагался крайне популярный среди казанских меломанов магазин с довольно милым для места, где торговали в основном западной тяжелой музыкой, названием «Алёнушка». Уничтожение всего этого сложившегося за десятилетия архитектурного комплекса позволило нынешним нуворишам воткнуть в «пуп Казани» громадный торговый центр и многоэтажный отель. Который по итогам многочисленных опросов казанцев, проведенных в социальных сетях, признается одним из самых нелепых новостроев последних лет.

А вот зданию по Пушкина 11 удалось выжить в тесном окружении ГУМ-овских новоделов. Сейчас над фасадом этого здания красуются флаги наших заклятых друзей – Евросоюза и Словении, сыгравшей в истории братской Югославии ту же роль, что и Прибалтика в распаде СССР. А в конце 19 века оно принадлежало булочнику Василию Семенову, у которого пек крендельки всем известный заклинатель бурь Алеша Пешков, впоследствии писатель Максим Горький. В начале двадцатого века дом выкупило и перестроило благотворительное общество «Синий крест», которое провело туда водяное отопление – одно из первых в Казани. А затем передало купцу Скачкову, а тот организовал там «Новые номера», за что выплачивал благотворителям по семь тысяч рублей в год. На эти деньги лечили детей из бедных семей, а также построили на нынешней улице Вишневского детскую больницу, которую в советское время заняла больница инфекционная. К слову сказать, здание той больницы, как и многие старинные дома города, не пережило 90-е, сейчас на его месте многоэтажный жилой комплекс. В советские же годы, когда ни о крестах, ни о благотворительности не могло быть и речи, в бывшем особняке Семенова располагался популярный у горожан ресторан «Восток».

В следующем выпуске «Прогулок» мы продолжим знакомиться с историей «Кольца», узнаем почему, собственно «кольцо», разведаем, что стало с площадью с появлением первой конки и куда все-таки дели памятник Бауману.