Генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов считает, что будущее пассажирских перевозок - за электротранспортом.
Среди многочисленных служб и структур Казани, на которые легла огромная работа по подготовке и проведению Универсиады, «Метроэлектротранс» занял одно из самых важных мест. Достроить метро, запустить несколько новых маршрутов электротранспорта и существенно обновить транспортный парк - эти амбициозные задачи пришлось решать в невероятно короткие сроки.
Еще в сентябре прошлого года мэр Казани Ильсур Метшин, говоря о сфере пассажирских перевозок, прогнозировал, что основной прорыв ожидается в сфере электрического транспорта - метро, электричек и скоростного трамвая. Сегодня это уже сбывшаяся реальность.
Что получилось, а что ждет продолжения работы, как оценили наше «удлинившееся» метро гости города и международные эксперты и есть ли перспективы у казанского трамвая - в День города подводим итоги электрической «транспортной революции».
Был спальный район - стал центр города
«Яшьлек», «Северный вокзал», «Авиастроительная» - этих трех новых станций метро жители Московского района и Соцгорода ждали как манны небесной. 6 - 15 минут - и ты в центре города: разве можно было представить себе такое еще пару лет назад?! И вот 9 мая свершилось: новые станции были торжественно и одновременно запущены. Единственная пока ветка казанского метро удлинилась на целых три станции! И доехать от одного края города до другого теперь можно всего за 24 - 26 минут, а не в течение двух часов по пробкам...
«Если ты можешь из центра города доехать до дома за 12 минут, то где ты живешь? В центре! Авиастроительный район из промышленно-спального района превращается в центр города», - заявил Ильсур Метшин на открытии станций. А риэлторские агентства подтвердили его слова на деле: недвижимость в Авиастроительном подорожала еще до открытия. Ну а как иначе, ведь почти центр!
Но главное, конечно, не это. А то, что новые станции, появившиеся в «густо населенных» точках города, во-первых, позволяют очень многим людям комфортно и супербыстро перемещаться по городу, а во-вторых, серьезно разгружают автомобильные дороги.
По словам Генерального директора МУП «Метроэлектротранс» Асфана Галявова, с вводом трех новых станций количество пассажиров в подземке увеличилось практически вдвое. Теперь экологичным подземным транспортом пользуется около 140 тысяч казанцев и гостей города в сутки.
Транспорт для всех
«Метроэлектротрансу» удалось не только в сжатые сроки закончить строительство метро. Еще одним большим достижением казанцев стало то, что наше метро доступно для всех: людей со слабым зрением, тех, кто вынужден перемещаться на инвалидной коляске, и страдающих глухотой. А уж мамочки с колясками и вовсе теперь предпочитают метро любому другому общественному транспорту.
В метро установлены пандусы и специальные поручни, есть лифты и лестничные подъемники, чтобы удобно съезжать вниз, к платформе. На дверях вагонов установлены датчики, контролирующие плавность открытия и закрытия дверей. На каждой платформе, а также в вестибюлях установлены сенсорные информационные терминалы.
И конечно, каждый, кто пользовался метро, обращал внимание на рельефные желтые дорожки, вмонтированные в полы: наряду с тактильными информационными знаками и табличками они помогают ориентироваться в подземке слабовидящим и незрячим людям.
- Казанское метро - первое в России, где успешно реализован федеральный проект «Доступная среда», - говорит гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов. - Сегодня Казанский метрополитен является самым доступным для людей с ограниченными возможностями и безопасным для всех пассажиров в целом.
Казанский метрополитен оценили в Женеве
Удобства, красоту станций и скорость перемещения во время Универсиады оценили гости Казани. А еще до главного спортивного события лета Казанский метрополитен признали одним из лучших в Евразии. Такую оценку наше метро получило на международном конгрессе транспортных предприятий в Женеве. Казанский метрополитен вошел в Топ-5 лучших транспортных предприятий Евразии, наряду с Московским, Петербургским и Нижегородским метрополитенами.
Казанское метро вошло в Топ-5 лучших подземок Евразии по оценке Международного конгресса транспортных предприятий в Женеве.
Очень ждут горожане, когда в Казани начнется строительство второй ветки метро, которая протянется от Московского рынка через улицы Чуйкова, Халитова, Советскую площадь и Азино в сторону «Дубравной». Первый пусковой комплекс определен до стадиона «Казань-Арена». Тогда подземкой будет охвачен весь Ново-Савиновский район. Все верят, что это дело недалекого будущего.
Погоняем на трамвае?
Электротранспорт - это не только метро, это еще и трамвай, и троллейбус. Без них Казани тоже не обойтись, тем более сейчас, когда особое внимание уделяется экологичности транспорта. А что же может быть экологичнее «рогатых»? Осталось только добавить им комфорта и скорости - чем и занялся «Метроэлектротранс» в этом году.
Что сделано? Обновлен троллейбусный и трамвайный парки. Троллейбусы не меняли с 2006 года, а нынче для Казани были приобретены целых 30 машин! Запущен очень удобный для жителей Кировского района новый троллейбусный маршрут - № 1. На нем можно доехать от Горьковского шоссе в сердце Ново-Савиновского - на улицу Амирхана. А еще это быстрый способ добраться до ближайшей станции метро - «Козья слобода», минуя постоянные пробки на улице Восстания.
Другой новый маршрут, сразу же ставший очень популярным, - трамвай № 5: от «Солнечного города» до Саид-Галиева. Он начал работать в марте. А с мая на маршрут вышли скоростные современные трехсекционные трамваи из Белоруссии. У белорусского трамвая вся основная «начинка»: двигатели, тормоза и т. д. - немецкая, и разогнаться он может до 100 км/час. А кроме хорошей скорости этот трамвай обладает еще массой достоинств в плане комфорта: это и большое количество сидячих мест (60 кресел, что больше, чем в двух городских автобусах вместе взятых), и низкий пол с выдвижными пандусами, и широкие двери. Летом в нем прохладно - работает принудительная вентиляция, а зимой не холодно - в салоне автоматически поддерживается комфортная температура.
Сейчас на маршруте курсируют шесть белорусских трамваев. К концу этого года новых «трехсекционников» должно стать уже 20. Так что... будем гонять на трамваях?!
Скоростной трамвай пятого маршрута за иной день перевозит до 40 000 пассажиров!
Кстати, уже в мае пятый маршрут начал перевозить до 30 тысяч пассажиров в сутки. А сейчас эта цифра доходит порой до 40 тысяч! Какое же будущее в подобной ситуации ожидает казанский трамвай? Ответ очевиден.
- Трамваю 130 лет, и, думаю, никогда не придет ему конец, - говорит Асфан Галявов. - На сегодня мы сняли все излишние и мешающие движению трамвайные пути. Осталось то, что необходимо для пассажиров. Маршрут номер пять стал очень популярным, а если мы его сделаем кольцевым - от «Солнечного города» до улицы Авангардная, то он станет еще популярней. В России количество трамваев сокращается, а в мире, наоборот, растет. Потому что люди поняли, что трамвай - экологически чистый и эффективный вид транспорта!
Почти половина пассажиров пересядет на электротранспорт?
Еще три года назад доля «Метроэлектротранса» в пассажироперевозках Казани была 19%. В 2011-м - 22,3%, в прошлом году - 23,4%. Сегодня эта цифра растет еще более стремительными темпами. По программе развития казанского «Метроэлектротранса» на 2013 - 2017 годы планируется, что на электротранспорт пересядут уже 30% пассажиров.
Только цифры
Ориентировочно и в зависимости от времени года, в рабочие дни «Метроэлектротранс» перевозит около 200 - 250 тысяч пассажиров.
100 - 140 тысяч из них ездят на метро, 50 - 60 тысяч - на троллейбусе и 40 - 50 тысяч - на трамвае.
За 11 дней Универсиады услугами метро воспользовались 1 327 000 жителей и гостей Казани.