2016-08-24T03:10:23+03:00

Маленькая тайна оперы «Алтынчеч»

25 августа исполнится 69 лет со дня смерти Мусы Джалиля, одного из самых известных татарских поэтов
Лия Дмитриева, женщина, которая 70 лет назад называла великого поэта просто «дядя Муса»Лия Дмитриева, женщина, которая 70 лет назад называла великого поэта просто «дядя Муса»
Изменить размер текста:

Воспоминаниями о нем поделилась дочь его близкого друга, Лия Дмитриева.

Те, кто впервые приезжает в Казань, обычно сразу едут полюбоваться на Кремль. И если со стенами все понятно: они древние, белокаменные и прекрасные в своей простоте, то вот памятник на площади у многих вызывает вопросы. Воин, похожий на Геракла, разрывает могучими плечами колючую проволоку, которой связан... Экскурсоводы сразу поясняют: это татарский поэт, Герой Советского Союза, которого убили в фашистском концлагере за то, что он помогал бежать десяткам пленных.

- Он здесь совсем на себя не похож, - качает головой Лия Закировна Дмитриева, женщина, которая 70 лет назад называла великого поэта просто «дядя Муса».

Он был близким другом ее родителей, Сары и Закира Сафиных - оперной певицы и режиссера. Тогда, в предвоенные годы, театральная «тусовка» была совершенно очаровательной. Группа энтузиастов с нуля должна была сотворить Татарский театр оперы и балета. Муса Джалиль, Назиб Жиганов, Джаудат Файзи, Мунира Булатова - сейчас их именами названы улицы города, но тогда они были компанией молодых людей с горящими глазами, которые создавали весь репертуар театра.

ОПЕРА ПОД РОЯЛЕМ

- Всей компании дали квартиры в одном доме. У нас была самая большая комната - целых 40 метров. Собирались у нас, - рассказала Лия Закировна. - Тогда все жили очень бедно, а на столе была только вареная картошка да пол-литра водки. С Джалилем у меня связано одно очень яркое воспоминание. Как сейчас вижу: они с папой сидят под роялем! Оба с вилками в руках, на которых нанизана уже остывшая картошка, и увлеченно жестикулируют, спорят, придумывают что-то... Дело в том, что Джалиль был небольшого роста, а компания в комнате всегда была многолюдная и шумная. И, чтобы никто не мешал общению, он нашел вот такой оригинальный выход. Я почему запомнила: в ножке рояля у меня был спрятан секретик: куколки и бусинки. Поэтому я страшно боялась, что он его найдет и заберет!

ИСКУССТВО С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ

День за днем репертуар театра становился все богаче. И вот, наконец, пришло время его становления. Показать, на что способны наши композиторы и актеры, предстояло в рамках Декады татарского искусства. Специально для этого готовили оперу «Алтынчеч», что в переводе означает «Золотоволосая». Ее создавали на основе татарских народных сказок и легенд, а либретто писал Муса Джалиль. Великие планы не смогла нарушить даже война: руководство партии решило, что сейчас как никогда нужно поддерживать искусство. ...Но Джалиля призвали на фронт, и он попал в плен. Никто не знал, что с ним там случилось. Доносились слухи, что Джалиль продался немцам.

- Ни отец, ни Жиганов никогда в это не верили. Муса был очень скромным, тихим, но невероятно патриотичным человеком. Он слишком любил свою страну, такие люди не становятся предателями! - вспоминает события тех лет Лия Дмитриева. - Но его имя стало запретным... Конечно, и речи быть не могло о том, чтобы выпустить оперу с либретто, автором которого был Джалиль. И тогда папа с Назибом Жигановым приняли непростое решение. Чтобы показать миру «Алтынчеч», отец немного переделал либретто. Это дало ему право поставить под ним свою фамилию. А Джалиль исчез с афиш...

Понятно, что зрители и театральные критики даже не заметили, что фамилии поменялись. А вот НКВД было куда внимательнее.

- Когда начались репетиции, каждую ночь за отцом приезжали на черном «воронке» и увозили в МВД, что на Черном озере, на допросы. Мы с мамой не могли уснуть, прижавшись друг к другу. Ведь мы не знали, вернется ли он домой, - голос Лии Закировны даже сейчас дрожит.

СПАСЛИ!

Доказательством того, что эта история реальна, служит автобиография Закира Сафина. У Лии Дмитриевой остался черновик, на котором ее отец собственноручно написал о том, какие оперы написал. И в том месте, где значилась «Алтынчеч», ее мама подписала: «Вызывали на допросы за то, что исправили Джалиля».

К счастью, тогда все обошлось. «Золотоволосая» вышла в свет с огромным триумфом. Долгие годы ее ставили в оперном театре без единого упоминания о том, что либреттистом был Муса Джалиль. Лишь в 1953 году, когда выяснилось, что поэт создал в плену подпольную организацию и пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти соотечественников, его объявили героем и сняли все обвинения.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также