Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Спорт6 сентября 2012 22:00

Вдова погибшего хоккеиста «Локомотива» Михаила Баландина: «Я умерла вместе с Мишей...»

Ровно год назад, 7 сентября 2011 года, ярославская команда разбилась в авиакатастрофе [видео]
Источник:kp.ru
- Михаил Баландин (слева) играл под 39-м номером. Столько деревьев Елена посадит сегодня, в день его гибели.

- Михаил Баландин (слева) играл под 39-м номером. Столько деревьев Елена посадит сегодня, в день его гибели.

Я познакомился с ней 1 сентября. Елена Баландина провожала в школу на праздничную линейку девятилетнюю дочь Лизу. Уже третьеклассницу…

Прозвенел первый звонок. Косы Лизы затерялись в шумном потоке детворы за школьными дверями.

– Хорошо, что вы мне позвонили. - Вдова хоккеиста утирает набежавшие слезы. - Мне перед годовщиной выговориться надо. Иначе сердце лопнет от горя.

В тиши опустевшей школьной аллеи Елена Баландина начала свой негромкий рассказ…

«БАЛАНДИН, ХВАТИТ БОЛТАТЬ…»

- Здесь, возле школы, я и узнала об авиакатастрофе. В 17.00 встречала у школы дочь. А самолет из Туношны в Минск вылетел в 16.00, перед вылетом мы с Мишкой полчаса общались по телефону. Я ему ласково: «Баландин, хватит болтать!» А Мишка: «Ну хорошо, Пуся, движки завелись, поехали. Прилечу - позвоню».

Мы каждый день звонили друг дружке раз по 50. Даже в раздевалке он умудрялся меня набрать. Его друг Сергей Мозякин недавно рассказывал: «Только Мишка к трубке - мы всей командой хором: «Здравствуй, Пуся!» Пацаны подшучивали, а у нас ведь с Мишкой это от большой любви… На каждой игре муж мне клюшкой салютовал - такой ритуал был, знал, где я на трибуне.

Весь город знал о трагедии уже час. Но никто не хотел быть первым… Все носятся вокруг школы с телефонами, а я понять не могу: что за суета? Даже предчувствия нет… А потом и мне позвонили. Я влетела в школу - заскочила в класс: «Лизонька, собирайся!» Вывела дочь в школьный коридор, на корточки села - чтобы глаза в глаза: «Лизонька, авария произошла». А она: «Папочка!!!»

Приехали домой - там уже 30 человек народу… Включать телевизор запретила, в ступоре была. Шептала все про себя: «Мишка, ты жив, ты огромный, ты выберешься, Мишка, просто где-нибудь валяешься в коме…» А Лиза тем временем забралась в гардеробную, зарылась с головой в папкины вещи и завыла. Громко так, больно так…

А через два часа позвонил менеджер «Локомотива» Лукин: «В полдевятого собираемся у морга».

- Баландин с дочерью Лизой.

- Баландин с дочерью Лизой.

«ЗАГЛЯНУЛА ЕМУ В ГЛАЗА…»

- После смерти Миши дочка замкнулась. За месяц набрала девять килограммов. А я жить не хотела - думала о смерти, 40 дней сын и мама жили со мной. По следам ходили, стерегли; я же медик, знаю, что выпить, чтобы тихо уйти насовсем. Лежать могла сутками - я умерла вместе с ним. Но дочь надо поднимать. Моих слез она не видела.

Если бы не ребенок, я бы с Мишкой лежала рядом. Купила себе участок на Леонтьевском кладбище, пусть через дорожку от мемориала хоккеистам, но рядом. Только, видно, Мишка не хочет моей смерти. Неделю назад я попала в аварию, машина перевернулась, метров пятьдесят переворачивалась. Сработали боковые подушки безопасности… Я ногами разбила лобовое стекло, вылезла из машины и потеряла сознание.

А познакомились мы с Мишей 25 декабря 1998 года. Его вернули в Ярославль со сборов молодежной сборной России. Нашли две грыжи в позвоночнике. «Молодежка» без него «золото» чемпионата мира выиграла, вот он и отмечал победу. И меня на медленный танец пригласил. А я на тот момент в браке была - сыну девять лет, и Мишки я на столько же старше. Но заглянула в глаза ему и поняла: вот он, мой долгожданный, родной мужчина.

Через полгода Мишка увел меня из прежней семьи. Мне подруги говорили: опомнись, столько лет разницы! А я все смотрела в Мишкины глаза - вскоре мы повенчались.

Тринадцать лет вместе… Мой сын с нами был. Теперь он пытается Лизке отца заменить, ему уже 23. Недавно сказал: «Ты посмотри, что у Лизки на странице ВКонтакте выложено!» Я глянула - и обмерла. Фотографии, где на берегу Туношны у обгорелого самолета тела наших ребят лежат квадратом…

Ну кто такие фотографии мог делать, как не спасатели?!

- Баландин с женой Леной.

- Баландин с женой Леной.

«ОНИ ПАДАЛИ ПОЧТИ МИНУТУ…»

- Чтобы в морг попасть проститься, я на коленях умоляла - мне, как медику, сделали исключение. Дважды у Мишки была. На вторые сутки после катастрофы - утром и днем… Погладить чтобы да поцеловать. Отдали мне Мишин нательный крест - а он изогнутый. Неужели он его зубами сжимал… Я не хочу верить, что они испугались.

Нашла свидетелей аварии в Туношне - все они говорят, что самолет падал на землю огненным шаром после двух хлопков. На днях мне Следственный комитет прислал бумагу, что расследование продлено на четыре месяца, до января 2013?го. А что там расследовать? Топливо в самолете хорошее, самолет хороший, пилоты отличные…

Перед аварией на нем в Швейцарию летали, из Риги на нем 3 сентября прилетели.

Почему я все это начала копать? Мне было важно знать, был ли у Мишки испуг. Долго ли ребята падали. С одним ярославским следователем мы считали примерно, сколько секунд ребята были в воздухе. Почти минуту… Но пацанам это, наверное, вечностью показалось…

«ПРАВДУ ВНУКИ УЗНАЮТ…»

- Я сама возила за границу Мишины вещи из того самолета - в криминалистическую лабораторию. Кожаный ремень и борсетку на независимую экспертизу. Зачем? Мне патологоанатом в Ярославле в первые сутки сказал: «Ударно-взрывная волна…» Почему пилоты выгорели дотла? Дальше в VIP-салоне тренеры - тоже дотла. А мой Миша сидел в первом салоне, на кресле ближе к проходу. Ему только стопу оторвало. Те ребята, кто в хвосте был, - они целые, почти все утонули в речке. Семеро утопших, среди них Ванька Ткаченко. Думаю, их контузило ударной волной…

Спрашиваете, откуда такая осведомленность? Родственники погибших ребят - как одна семья, я со всеми общалась. Фотографии следователь из Москвы нам показывал, каждый из нас ознакомлен с результатами вскрытия своих мужей, детей и внуков. Многое об аварии мог бы рассказать единственный выживший в катастрофе борт­инженер Александр Сизов, но, думаю, он дал подписку о неразглашении. И истинную причину трагедии мы узнаем лет через 30, как в случае с авиакатастрофой ташкентского «Пахтакора». Пусть хотя бы внуки узнают.

«СЕДЬМОГО СЕНТЯБРЯ ПОСАЖУ АЛЛЕЮ…»

- Полтора месяца назад вызывали родственников погибших к следователю - посмотреть вещи из самолета. А то, говорят, надо утилизировать. Кольцо показали шикарное с огромным бриллиантом. Я им говорю: «Вы позвоните легионерам. Может, это белоруса Руслана Салея - у него пальцы крупные». Часов там еще в прокуратуре много лежало, цепочки. Я нашла ручку от Мишкиной сумки спортивной… А на сороковой день после смерти какие-то люди мне принесли два Мишиных телефона сотовых - с рабочими симками. Один выжил - я им пользуюсь.

P. S. Звенит в школе звонок. Лиза Баландина спешит к маме. Интервью закончено… Хотя какое это интервью. Елена Баландина три часа через диктофон журналиста общалась с мужем.

- Мишка, ты мне говорил: ребенка я родил, дом построил, а осенью дерево посажу… К 7 сентября на нашей даче я, Мишенька, аллею посажу из 39 туй. Любимый номер Мишки - 39-й. Запомните?

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

В Новосибирске «Локомотиву» устроили овацию

Вчера возрожденная команда сыграла первый матч в чемпионате КХЛ

Таких аплодисментов никогда не слышала даже обожаемая здесь «Сибирь». Переполненные трибуны несколько минут стоя скандировали «Локо!» выстроившейся в центре площадки ярославской команде. А потом вспоминали погибших год назад ребят. Портреты игроков «Локомотива» возникали один за одним прямо на льду новосибирской арены…

Матч завершился со счетом 5:2 в пользу ярославцев. А первый гол «Локомотива» забил Александр Черников, который в прошлом сезоне выступал как раз за «Сибирь». Но бывший свой, огорчивший хозяев, не услышал с трибун ни единого упрека.

Дмитрий НЕСТЕРОВ