Главой маленькой, но дружной делегации от нашей республики стал известный знаток восточной философии Олег Цой. Он руководитель единственной в Кыргызстане буддийской общины «Чамсен». А до этого несколько лет Олег Сергеевич вел телепередачу на КТР-НТРК, посвященную миротворческому учению Будды.
- Нас пригласили в Нью-Дели на Всемирный конгресс буддистов, собравший около 1500 делегатов из Бутана, Шри-Ланки, Кореи, Японии, сибирских регионов России, других мест. Участвовать в столь представительном саммите, впервые организованном в Индостане, было для нас большой честью, - рассказывает собеседник. – Там царила аура всеобщего единения. Для буддизма, как это ни парадоксально звучит, неважно, к какой вере ты принадлежишь, мы вне политики, мы все дети Земли, братья и сестры, стремящиеся к самосовершенствованию.
Запомнилась, конечно, встреча с Далай-ламой XIV. Лауреат Нобелевской премии мира и известный гуманист прочел участникам форума лекцию, излучая благожелательность.
Несколько дней были насыщены выступлениями, обменом мнениями и впечатлениями. И, конечно же, посещением святых мест в окрестностях города Варанаси в штате Уттар-Прадеш, куда мы вылетели на самолете. В частности, мы побывали в уникальных пещерах, где медитирующий Будда получил просветление, посетили храм, где под священным деревом он прочел первую проповедь о четырех благородных истинах. Красивейшие, скажу вам, места, сакральные, эзотерические, овеянные мифами и притчами.
Кстати, вечером возле этого храма произошел удивительный случай. Я фотографировал его, а когда просматривал кадры, то заметил некие светлые сгустки энергии в воздухе. Подумал, может, что-то с объективом, и переснял здание. Но результат был тот же – на дисплее отчетливо виднелись неопознанные шары разных размеров!
Что еще поразило - так это сходство ритуалов паломников с обрядами языческого тенгрианства, поклонения силам Природы, и поныне сохраняющегося в Кыргызстане. Яркий пример – повязывание лент на ветки деревьев странниками. Такое у нас в республике можно часто увидеть у тех же святых мест – мазаров. У тибетской формы буддизма и исконных вероучений кочевников Тянь-Шаня можно найти много общего. Возможно, в перспективе мы проведем в Бишкеке научно-просветительский круглый стол на эту тему с участием зарубежных экспертов.
А затем мы посетили город Дхарамсала, где находится штаб-квартира Центральной Тибетской администрации. Это целый комплекс духовных и административных зданий с развитой инфраструктурой и редкой в тех краях чистотой. Кыргызский общественный деятель Казат Акматов, участвовавший в вояже, презентовал там свою книгу «Архат» на английском языке. И предложил переиздать ее, а весь гонорар направить на нужды детских школ.
В общем, впечатлений от поездки в сказочную Индию масса! Начинаешь четко осознавать, какую огромную роль в обогащении культур играет мудрость духовных лидеров. Особенно это важно для установления прочного мира и веротерпимости в нашем многонациональном и мультиконфессиональном Кыргызстане…
КСТАТИ
По стопам смиренных миссионеров
Земля Ала-Тоо, служа мостом между Востоком и Западом, издревле была плавильным котлом наций, цивилизаций и верований. Здесь проходили стратегические магистрали Великого шелкового пути, сюда вторгались чужеземные орды, тут возникали и гибли целые империи. И, конечно, приносили свои знания о природе мироздания адепты различных миссий. В итоге местные племена прошли этапы шаманизма и анимизма, тотемизма и манихейства, зороастризма и несторианства, культа предков и ислама…
В том числе в средневековую Центральную Азию проник и буддизм.
Остатки храмов и монастырей Бодхисатвы, плюс сотни различных артефактов найдены на юге Кыргызстана, в районе села Тамга на Иссык-Куле, при раскопках городищ Чуйской долины — Баласагуна, Суяба и Навеката, а также в окрестностях Сокулука при строительстве БЧК, они есть в Иссык-Ате, Ак-Бешиме, Новопокровке (Пакапское городище) и иных местностях, включая Бишкек.
Все это свидетельствует о том, что учение принца Гаутамы было популярно среди местного люда на протяжении нескольких столетий...
ОТКРОВЕНИЕ
Юрий Рерих - forever!
О нравственно-просветительской роли пояса буддийских очагов, протянувшейся от Аральского моря на западе и до Тихого океана на востоке, в том числе по территории современного Кыргызстана, - писал и Юрий Николаевич Рерих. Прославленный востоковед, лингвист, историк, этнограф, археолог, искусствовед и путешественник в своем труде «Культурное единство Азии» подчеркивал: «В поисках единства, в попытках наведения новых мостов для объединения народов нам не следует забывать уроки прошлого, следует тщательно оберегать остатки былого единства и везде, где возможно, разжигать заново священный огонь культурного единения, обмена, который когда-то принес человечеству благие плоды и которого так недостает нашему современному миру».
В уходящем году автору этих строк исполнилось 108 лет. Но согласитесь, как актуальны слова исследователя и ныне!
КУЛЬТУРУ В МАССЫ
Как Адилет стал тибетским гуру
Писатель Казат Акматов повез в Индию 50 экземпляров своего фантасмагорического романа «Архат», что на санскрите означает «святой человек», «достойный».
В ней повествуется о необычном кыргызском мальчике Адилете. Дядя берет его с собой в командировку в Тибет, где пацан остается учиться в монастыре, и бонзы признают в нем реинкарнацию великого йога Миларепы, жившего тысячу лет назад. Вокруг чудесных способностей Адилета, ставшего ламой Ману Ясо, и выстроен сюжет: идея борьбы светлого и темного начала в человеке, протест против насилия над природой, что уважение к различным религиям и толерантность человечества в процессе глобализации сблизят в итоге все мировые учения под знаменем единого Творца.
Классик Чингиз Айтматов в свое время отметил, что проза Акматова явила собой новое слово в отечественной литературе.